Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. ОтводыСтр 1 из 42Следующая ⇒
Содержание [убрать] · 1История · 2Полномочия · 3Рассмотрение дел · 4Примечания · 5Ссылки История[править | править вики-текст] Создание специализированного суда по интеллектуальным правам обсуждалось в 2010 году на заседании президиума ВАС РФ и на совещании председателей арбитражных судов в Самаре[4]. Параллельно разрабатывался законопроект о создании Высшего Патентного суда РФ, который впоследствии был отвергнут[5]. 7 декабря 2011 года был опубликован и вступил в силу федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»[6], который предусматривал создание Суда по интеллектуальным правам не позднее 1 февраля 2013 года[7]. 14 сентября 2012 года председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Александрович Иванов заявил, что суд по интеллектуальным правам может начать работу через полтора-два месяца[8]. Указом Президента РФ от 1 декабря 2012 года № 1580 председателем Суда по интеллектуальным правам была назначена Людмила Александровна Новосёлова[9]. 3 июля 2013 года согласно постановлению Пленума ВАС РФ[10] Суд по интеллектуальным правам начал свою работу[11]. Полномочия[править | править вики-текст] Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает[12]: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; 2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе: · об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения; · об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий; · об установлении патентообладателя; · о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными; · о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает[12]: 1) дела, рассмотренные им по первой инстанции; 2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами. Рассмотрение дел[править | править вики-текст] В структуре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции за первые десять месяцев своей работы, 48 % составляют дела о досрочном прекращении охраны товарного знака. Среди дел, связанных с защитой интеллектуальных прав (рассмотренных в качестве суда кассационной инстанции), 19 % составляют дела с нарушением авторских прав, 7 % — с нарушением смежных прав и около 5 % дел связаны с нарушением прав на патенты, остальные — нарушения прав на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования.[13]. При оценке качества рассмотрения дел Судом по интеллектуальным правам отмечается объективный и очень внимательный подход к сложному делу (в качестве примера приведено дело, по которому нужно было оценить новизну запатентованной конструкции и Суд по интеллектуальным правам получил консультации сразу от трех докторов различных наук). А отмена Президиумом решения первой инстанции Суда по интеллектуальным делам (по делу о товарном знаке «Гагаринский», по которому Суд ответил на вопрос о том, при каких условиях можно считать, что регистрацией товарного знака нарушены права на имя известного человека) по мнению эксперта свидетельствует о независимости судей. Также положительно оценена рекомендация запрещать до окончания рассмотрения дела передачу доменных имен, предположительно нарушающих права истца на товарный знак[14].
2. Задачи и основные полномочия арбитражных судов
В соответствии со ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбитражном суде являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов Российской Федерации разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанциям, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют в кассационном порядке проверку законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют иные полномочия, предоставленные им законом. Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции. Во-вторых, Высший Арбитражный Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. В-третьих, Высший Арбитражный Суд изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. В-четвертых, Высший Арбитражный Суд разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, вытекающие из международных договоров РФ и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами.
Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» порядке. Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд РФ. Созданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.
3. Арбитражный процесс - регулируемая нормами арбитражного процессуального права система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела. Признаки арбитражного процесса: 1) одним из его субъектов обязательно является арбитражный суд; 2) действия, которые совершаются судом и участниками процесса, суть юридические, арбитражные процессуальные действия; 3) предметом, объектом арбитражного процесса являются дела, подведомственные арбитражным судам. Процессуальные действия, совершаемые участниками арбитражного процесса, в зависимости от цели их совершения и содержания образуют стадии арбитражного процесса. Таким образом, стадия арбитражного процесса - совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных одной целью. Каждая из названных стадий выполняет свои особые функции в системе арбитражного процесса. Арбитражный процесс состоит из шести стадий: 1) производство в арбитражном суде первой инстанции. Цель - разрешение спора по существу; 2) производство в апелляционной инстанции. Цель - повторное рассмотрение дела по существу на основании имеющихся и вновь представленных (при наличии определенных условий) доказательств. Проверка законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ принятых ими в первой инстанции; 3) производство в кассационной инстанции. Цель - проверка законности судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов РФ; 4) производство в порядке надзора. Цель - пересмотр судебных актов арбитражных судов. Данное производство является исключительной (экстраординарной) стадией арбитражного процесса, в которой происходит пересмотр судебных актов арбитражных судов. При этом в соответствии со ст. 292 АПК РФ возбуждение надзорного производства возможно только при наличии существенных нарушений прав лиц, участвующих в деле, материального и процессуального права; 5) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу. Цель - пересмотр судебных актов, ориентированный на исправление судебных ошибок; 6) исполнение судебных актов. Цель - практическая реализация вынесенных решений, определений, постановлений в действиях обязанных субъектов. Прохождение дела по всем стадиям арбитражного процесса не является обязательным, а определяется в конечном счете заинтересованными лицами - участниками производства по данному делу. Обязательно лишь разрешение дела по первой инстанции и затем - по волеизъявлению истца - исполнение решения арбитражного суда. В свою очередь, каждая стадия арбитражного процесса подразделяется на три этапа: - возбуждение производства в соответствующей стадии; - подготовка дела к рассмотрению; - разрешение его в соответствующей стадии. Вид арбитражного судопроизводства есть определяемый характером и спецификой материального права особый процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах. В арбитражном процессе существуют следующие виды судопроизводств: - общее исковое производство - возбуждается путем предъявления иска для разрешения спора о праве. Исковое - основной вид арбитражного производства. В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (раздел II АПК РФ). Исковые дела двусторонние, и стороны до обращения в суд в регулятивных (материальных) правоотношениях занимают равное правовое положение. Соотношение искового и неисковых производств представляет собой соотношение общих правил арбитражного процесса и специальных норм, устанавливающих особенности рассмотрения отдельных категорий дел по сравнению с исковыми делами;
4. Система принципов арбитражного процессуального права
Система принципов арбитражного процессуального права. Принципы состоят между собой в определенной взаимосвязи, обусловленной различными факторами объективного порядка. Система принципов - это совокупность всех принципов арбитражного процессуального права в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В юридической науке существуют самые различные взгляды на систему принципов и их количество, поскольку возможны самые различные их классификации, например: (1) на судоустройственные и судопроизводственные, т.е. по функциональному признаку, (2) по сфере действия, (3) по правовому источнику, в котором закреплено содержание принципа. На современном уровне развития системы гражданской юрисдикции можно говорить о значительной общности принципов организации и деятельности органов гражданской юрисдикции, которые совпадают по многим своим составляющим. В гражданском и арбитражном процессуальном нраве в настоящее время практически отсутствуют отраслевые принципы, которые в основном приобрели межотраслевой характер, действуя во всех сферах гражданской юрисдикции. Например, принцип диспозитивности характерен не только для гражданского процессуального, но и для арбитражного процессуального права, а также конституционного судопроизводства, нотариального производства, третейского разбирательства, исполнительного производства. То же самое относится к принципам состязательности и равноправия сторон, которые приобрели не только межотраслевой, но и конституционный характер (ст. 19 и 123 Конституции РФ). Изложенное объясняется значительным сходством арбитражной процессуальной и гражданской процессуальной форм, единством основных начал деятельности всех органов судебной власти. Ряд принципов постепенно трансформировался и изменился под влиянием социально-правовых реалий и законодательства. Например, принцип процессуальной активности суда в гражданском процессе, справедливо обоснованный В.М. Семеновым и соответствовавший имевшему место в советский период уровню законодательства и задач суда, трансформировался в ходе судебно-правовой реформы в принцип судейского руководства. Другой основополагающий процессуальный принцип объективной истины фактически свелся к установлению юридической истины, соответствующей материалам дела. Такое развитие весьма симптоматично и отражает новые социально-правовые реалии, в которых действуют органы судебной власти при осуществлении правосудия. Сохраняется сложившееся деление принципов на: 1) общеправовые – действующие во всех без исключения отраслях права, например законности; 2) межотраслевые – закрепленные в нормах нескольких отраслей права, как правило, близких по характеру. Сюда относятся практически все принципы судоустройственного характера, закрепленные в ГПК, АПК, Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», например гласность судебного разбирательства, а также принципы судопроизводственного характера;
3) отраслевые – закреплены в нормах только одной конкретной отрасли права. Ранее в арбитражном процессуальном праве к таковым относили целый ряд принципов, например принципы арбитрирования*, доарбитражного урегулирования**, однако теперь все они утратили свое значение, поскольку не имеют нормативной основы. Поэтому в настоящее время выделить сугубо отраслевые принципы для арбитражного процессуального права, которые не были бы одновременно присущи и другим отраслям процессуального права (входящим в сферу гражданской юрисдикции) вряд ли возможно. * См.: Арбитражный процесс / Под ред. А.А. Добровольского. С. 45, 46; Тараненко В.Ф. Арбитраж - орган разрешения хозяйственных споров. М., 1982. С. 35 -50; ** См.: Арбитраж в СССР / Под ред. К.С. Юдельсона. М., 1984. С. 54. 55. Вместе с тем следует отметить некоторое отличие в содержании ряда одноименных принципов, а также новые акценты в самом их названии, также определяемом сущностными чертами арбитражной процессуальной формы. Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражном процессуальном праве отличается от одноименного принципа в гражданском процессуальном праве тем, что коллегиальность в арбитражном судопроизводстве обеспечивается, во-первых, за счет участия арбитражных заседателей (которые имеют очень мало общего с народными заседателями), во-вторых, за счет коллегиального рассмотрения некоторых категорий дел в арбитражных судах субъектов РФ коллегией из трех профессиональных судей. То же самое касается отличий принципа устности судебного разбирательства в гражданском процессуальном праве от принципа сочетания устности и письменности судебного разбирательства в арбитражном процессуальном праве, который характеризует специфику арбитражного процесса, связанную с преимущественным исследованием в ходе процесса письменных доказательств. В АПК не предусмотрена процедура оглашения письменных доказательств, установленная в ст. 175, 176 ГПК; 4) принципы отдельных институтов арбитражного процессуального права, например принципы межотраслевых институтов подведомственности (разрешения споров о праве и иных дел преимущественно государственными органами), института доказательств (допустимости средств доказывания, относимости доказательств). При классификации принципов на конституционные и закрепленные в отраслевом законодательстве отметим расширение числа конституционных принципов – это наиболее важные принципы межотраслевого характера, имеющие особое политико-правовое значение. Ввиду значения судебной власти эти важнейшие начала ее функционирования непосредственно закреплены прямо в Конституции РФ. К их числу относятся: осуществление правосудия только судом (ст. 118); независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону (ст. 120); несменяемость судей (ст. 121); гласность судебного разбирательства (ст. 123); состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123). Для учебных целей наиболее понятной является классификация принципов арбитражного процессуального права на судоустройственные и судопроизводственные. К числу судоустройственных принципов арбитражного процессуального права относятся; осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону; гласность судебного разбирательства; сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах; государственный язык судопроизводства; равенство участников арбитражного процесса перед законом и судом. К числу судопроизводственных принципов арбитражного процессуального права относятся: диспозитивность; состязательность; доступность судебной защиты прав и законных интересов; юридическая истина; судейское руководство; равноправие сторон арбитражного процесса; сочетание устности и письменности судебного разбирательства; непрерывность судебного разбирательства; непосредственность исследования доказательств
5. Источники арбитражного процессуального права.
Источники арбитражного процессуального права - это правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права. Источники арбитражного процессуального права разнообразны и делятся на 2 основных вида: законы и подзаконные нормативные акты. Следует иметь в виду, что согласно ст. 3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом " Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. К числу источников норм арбитражного процессуального права отнесены также международные договоры Российской Федерации. Такой круг источников норм арбитражного процессуального права отражает характерную особенность, присущую процессуальным отраслям права, - в качестве основного источника норм любой отрасли процессуального права выступает закон. Вместе с тем в ряде случаев в качестве источников норм гражданского процессуального права выступают не только федеральные законы, принятые в соответствии с АПК РФ, но и другие законы, так или иначе регулирующие вопросы надлежащих субъектов, условий возбуждения дела, допустимых доказательств, предмета доказывания и др. Отдельные виды источников арбитражного процессуального права: · Конституция РФ (гл. 7), где закреплены основные положения о судебной власти, принципах ее функционирования. Конституция РФ теперь подлежит непосредственному применению в судебной практике. · Федеральные конституционные и федеральные законы, непосредственно посвященные вопросам судоустройства и судопроизводства в арбитражных судах. Из числа первых следует выделить Федеральные конституционные законы " О судебной системе Российской Федерации" и " Об арбитражных судах в Российской Федерации". · Иные федеральные законы, которые в той либо иной степени содержат нормы арбитражного процессуального права: Закон РФ " О статусе судей в Российской Федерации" · КоАП РФ, который отнес к компетенции арбитражных судов целый ряд дел об административных правонарушениях. · Международные соглашения и договоры · Судебная практика. Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. · Практика международных органов правосудия. Первостепенное значение приобретает международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека · Указы Президента РФ
6. Понятие подведомственности дел арбитражному суду и ее основные критерии. Процессуальные последствия несоблюдения правил подведомственности.
Под подведомственностью понимают правила, позволяющие определить круг дел, которые отнесены к ведению арбитражных судов РФ. Критерии подведомственности дел арбитражным судам: 1) Основной – характер спорных правоотношений: арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. 2) Вспомогательный – субъектный состав сторон: арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием: · организаций, являющихся юридическими лицами; · граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, · в случаях, предусмотренных АПК и иными ФЗ – с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Виды подведомственности: 1) множественная: · договорная – подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон; · императивная – подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности; · альтернативная – подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Но лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. 2) исключительная (специальная). Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражными судами рассматриваются следующие дела: · о несостоятельности (банкротстве); · по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; · по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; · по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; · о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; · другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Предъявление искового заявления с нарушением правил подведомственности спора арбитражным судам не является основанием для возвращения искового заявления. В таком случае исковое заявление принимается, и вопрос о его подведомственности разрешается в судебном заседании. Если будет установлено, что дело неподведомственно арбитражным судам, производство по делу прекращается. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду 1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. 2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). 3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. 4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. 5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.
7. Подсудность дел арбитражным судам: понятие, виды Подсудность дел АС - совокупность правил, которые определяют, к юрисдикции какого суда в системе АС относится рассмотрение определенного дела.
8. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права Каждый из участников арбитражного процесса выступает как носитель определенных прав и обязанностей, которые определяются их ролью в арбитражном процессе.
9. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса. Основным, главным и обязательным участником арбитражного процесса является арбитражный суд, осуществляющий судебную власть. Только арбитражный суд может рассмотреть и разрешить спор о праве, подведомственный арбитражному суду, и только решение арбитражного суда является обязательным к исполнению всеми организациями, гражданами-предпринимателями и должностными лицами на территории Российской Федерации. Арбитражный суд руководит всем ходом процесса, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются единолично либо коллегиально в зависимости от категории дела и других критериев. Коллегиальное рассмотрение дела в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей. В арбитражном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дела рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей. В арбитражном законодательстве нет специальных норм, определяющих правовое положение, права и обязанности арбитражного суда в арбитражном процессе. Его положение в арбитражном процессе определяется задачами арбитражного судопроизводства: защита нарушенных или оспариваемых прав предпринимателей и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в предпринимательской, экономической деятельности. Из всех участников арбитражного процесса только арбитражный суд наделен правом и обязан вынести законное и обоснованное судебное решение. Права и обязанности суда не противостоят правам и обязанностям других участников процесса. Он лишь обязан обеспечить реализацию прав и обязанностей всеми остальными участниками арбитражного процесса. Судьями арбитражных судов в Российской Федерации являются Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели, заместители председателя, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Судья в арбитражном процессе пользуется всеми необходимыми правами по выявлению действительных обстоятельств дела, установлению прав и обязанностей сторон, вытекающих из спорного правоотношения. Арбитражные судьи наделены законом полномочиями, необходимыми для осуществления судебной власти, отправления правосудия в сфере экономики. Требования судьи обязательны для всех организаций, предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных органов, к которым они обращены. Закон подчеркивает, что все судьи равны между собой. Особо выделяются в законе полномочия председателей и заместителей председателей арбитражных судов и подчеркивается, что эти должностные лица арбитражных судов являются судьями и осуществляют все процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ для судей. Судья осуществляет важные полномочия на всех стадиях процесса. Многое в вынесении законного решения зависит от первоначальных, подготовительных мероприятий, реализуемых судьей единолично даже при коллегиальном рассмотрении дела. Так, судья единолично решает вопрос о принятии искового заявления (ст. 127 АПК РФ). При этом он может оставить исковое заявления без движения (ст. 128 АПК РФ) или возвратить (ст. 129 АПК РФ). Успех быстрого и законного разрешения спора во многом зависит от выполнения действий по подготовке дела к судебному разбирательству. Закон наделяет судью в плане подготовки дела к слушанию широкой компетенцией. Судья может совершать любые действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного разрешения спора. Роль арбитражного судьи в отправлении правосудия особенно проявляется при рассмотрении дела в стадии судебного разбирательства. Председательствующий в заседании судья не только открывает заседание, определяет порядок его ведения, но и самое главное - руководит всем ходом процесса разбирательства, обеспечивает выяснение всех обстоятельств дела, следит за правильным использованием участниками процесса своих прав и выполнением обязанностей. На стадии разрешения спора выявляются все недостатки предыдущей стадии, подготовки к рассмотрению дела. Права судьи, которыми он наделен для осуществления своих полномочий, довольно обширны. Но они законодателем не сведены в одну конкретную статью, а присутствуют в ряде определенных статей. Так, АПК РФ наделяет арбитражный суд правом при определенных условиях привлечь в процесс другого ответчика, произвести замену ненадлежащего ответчика (ст. 47 АПК РФ), назначить экспертизу, решить вопрос об обеспечении иска (ст. 99 АПК РФ), предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства (ст. 66 АПК РФ) и т.д. Однако следует иметь в виду, что арбитражный судья в своей деятельности руководствуется только законом и пользуется только теми правами, которыми он наделен законом, которые предусмотрены в Арбитражном процессуальном кодексе. Так, например, арбитражный суд не обязывает, а предлагает сторонам представить дополнительные доказательства: стороне принадлежит диспозитивное право на защиту своих интересов, и суд не вправе понуждать ее к этому. Требования судьи обязательны для всех организации, предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных органов, к которым они обращены. Закон предусматривает возможность отвода судьи по основаниям, предусмотренным в ст. 21 АПК РФ. Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он: при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса является недопустимым; при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля; при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража; является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя; лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности; находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя; делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела. В состав арбитражного суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, являющиеся родственниками. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда или председателем судебного состава. Вопрос об отводе судьи при рассмотрении дела в коллегиальном составе разрешается этим же составом суда большинством голосов в отсутствие судьи, которому заявлен отвод. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным.
Одной из гарантий обеспечения независимости и беспристрастности суда при осуществлении правосудия, а также беспрепятственной реализации конституционного права на судебную защиту является прямое и четкое определение законом порядка формирования состава суда, рассматривающего дела в соответствии с установленной подсудностью. Установление процессуальным законом подсудности дела определенному составу суда основывается в том числе на положении ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, предусматривающем право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона " О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г., судебная власть в РФ осуществляется судом в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Институт арбитражных заседателей является новым в системе отечественного права и законодательства и, в частности, в системе арбитражного процессуального права, поэтому характеризуется относительно небольшим количеством нормативно-правовых актов и актов толкования и применения норм арбитражного процессуального права. В настоящее время источниками правового регулирования процессуального положения арбитражных заседателей, условий и порядка привлечения их к рассмотрению дел являются: Согласно пункту 1 статьи 1 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также - арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 1 Закона, арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу. Данный порядок урегулирован статьей 19 АПК РФ. Статья 2 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» содержит перечень требований, предъявляемых к арбитражным заседателям. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Арбитражными заседателями не могут быть: o лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; o лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; o лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; o лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; o прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); o лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах. Согласно части 3 и пунктами 1- 4 части 1 статьи 21 АПК РФ арбитражный заседатель не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он: o при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями АПК РФ является недопустимым; o при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля; o при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража; o является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя. В соответствии со статьей 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела: o относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; o об оспаривании нормативных правовых актов; o о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом; o направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства. o дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства. В силу части 2 статьи 19 АПК РФ суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Указанное ходатайство может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. Согласно части 4 статьи 19 АПК РФ при рассмотрении заявления стороны о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли установленные пунктами 1-4 части 1 статьи 21 АПК РФ обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. При этом суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру в установленном АПК РФ порядке. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру. Как отмечается в юридической литературе сторона, намеренная воспользоваться своим правом на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, не обязана ничем аргументировать необходимость привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дела. Здесь достаточно простого выражения волеизъявления стороны в допустимой процессуальной форме (устное или письменное ходатайство). Судья не вправе оставить без удовлетворения своевременно заявленное ходатайство надлежащего субъекта процесса о рассмотрении дела с участием заседателей". Президиумом ВАС РФ были рассмотрены несколько дел, в которых обсуждался вопрос об обоснованности отклонения арбитражным судом ходатайства стороны о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Постановлениями Президиума ВАС РФ от 31 мая 2005 г. N 1934/05, от 31 мая 2005 г. N 1946/05 и от 19 июля 2005 г. N 4994/05 были отменены судебные акты нижестоящих арбитражных судов на том основании, что дело было рассмотрено судом в незаконном составе без участия арбитражных заседателей. В каждом из указанных дел суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, заявленного ответчиком в установленный ч. 2 ст. 19 АПК РФ срок, по таким основаниям: предмет спора не представляет особой сложности, требующей специальных познаний; из действий ответчика не усматривается, что решение по данному делу имеет для него существенный характер; заявитель не обосновал необходимость привлечения арбитражных заседателей. Президиум ВАС РФ признал незаконной такую мотивировку отказа в привлечении арбитражных заседателей, отметив, что результат рассмотрения спора имеет для ответчика существенное значение, а некоторые из аналогичных дел с участием тех же сторон были рассмотрены арбитражным судом первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей. Кроме того, Президиум ВАС РФ указал, что ходатайство в соответствии с частью 3 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Точка зрения Президиума ВАС РФ, ходатайство стороны о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, заявленное с соблюдением всех процессуальных условий, подлежит безусловному удовлетворению. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в " Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу. Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям: o предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда); o ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя; o признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу. 2. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются по следующим основаниям: o истечение срока полномочий; o прекращение гражданства Российской Федерации; o вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера; o вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным; o совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти; o неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей; o замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; o письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам; o смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются председателем соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя прекращаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть». При рассмотрении дела и принятии решения арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995г. устанавливает правило, согласно которому государственной защите подлежат судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.
Отводы Глава 3. Отводы
|