Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 58. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов
Глава 58. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
58.1. В настоящей главе в статье об оспаривании решений третейских судов необходимо учесть, что такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражным судами с учетом подведомственности дел тем и другим судам. В указанной статье необходимо воспроизвести правило, содержащееся в части 1 статьи 230 АПК и соответствующее норме пункта 1 статьи IКонвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958), согласно которой правила Конвенции распространяются на арбитражные решения, которые, будучи приняты на территории договаривающегося государства, не считаются внутренними. Нет необходимости в указании на то, что дела об оспаривании решений международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации, рассматриваются арбитражными судами, ввиду того, что предлагается общая норма о том, что арбитражные суды рассматривают споры об оспаривании решений третейских судов по делам, отнесенным к их компетенции. К числу таких решений относятся и решения международных коммерческих арбитражей. 58.2. В нормах о порядке рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда необходимо исключить указание на то, что судья при подготовке дела к судебному разбирательству может истребовать из третейского суда материалы дела " по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства" (см. ч. 2 ст. 420 ГПК, ч. 2 ст. 232 АПК). Представляется, что если судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству пришел к выводу о необходимости ознакомления с материалами дела, рассмотренного третейским судом, он должен быть управомочен на истребование этих материалов не только по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства, но и по своей инициативе. Кроме того, необходимо отметить, что при рассмотрении дела суд не может пересматривать третейское решение по существу. 58.3. При определении оснований для отмены решения третейского суда необходимо воспроизвести правило, содержащееся в части 4 статьи 233 АПК и отражающее специфику правового регулирования деятельности международного коммерческого арбитража. В указании на то, что данный вопрос решается именно арбитражным судом, нет необходимости, поскольку этот вывод предопределяется распределением компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, о чем должно говориться в статье об оспаривании решения третейского суда. 58.4. В статье об определении суда по делу об оспаривании решения третейского суда должно быть уточнено, что определение суда по делу об оспаривании решения третейского суда может быть обжаловано в кассационном порядке, минуя апелляцию. Такая система ускорит рассмотрение дела. 58.5. В статье о рассмотрении заявления по вопросу компетенции третейского суда должны быть воспроизведены положения, содержащиеся в статье 235 АПК и соответствующие правилам, изложенным в статье 16 Закона о международном коммерческом арбитраже от 7 июня 1993 года.
46. Глава 59. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ВЫДАЧЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
59.1. Основу положений настоящей главы составят унифицированные нормы главы 47 ГПК и параграфа 2 главы 30 АПК. В первой статье настоящей главы необходимо сделать указание на то, что дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражным судами с учетом подведомственности дел тем и другим судам. 59.2. Положение о том, что правила, установленные в настоящей главе, распространяются также на дела по принудительному исполнению принятых на территории Российской Федерации решений международных коммерческих арбитражей (см. ч. 1 ст. 236 АПК), необходимо исключить, поскольку в статье 1 главы о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов общим образом предусмотрено, что правила раздела IV (состоящего из глав о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и производстве по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов) применяются при рассмотрении соответствующих дел в отношении решений международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации. Повторное упоминание данного положения не требуется. 59.3. В нормах о порядке рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда необходимо предусмотреть, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья может истребовать из третейского суда материалы дела не только по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства, но и по своей инициативе. При рассмотрении дела суд не может пересматривать третейское решение по существу. 59.4. В статье об основаниях для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в отличие от положений, содержащихся в пункте 5 части 2 статьи 239 АПК и пункте 5 части 1 статьи 426 ГПК, в пункте 5 части 1 рассматриваемой статьи, необходимо уточнить, что речь идет о ситуации, когда третейское решение отменено судом по правилам, предусмотренным главой 58 настоящего Кодекса. 59.5. Указание (в п. 5 ч. 2 ст. 239 АПК) на отмену решения третейского суда, на то, что " судом другого государства, на территории которого это решение было принято, или государства, закон которого применяется", требует корректировки, поскольку в данной статье АПК, как и во всейглаве 30 АПК, речь идет о решениях третейских судов, в том числе международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации. Суд иностранного государства может при наличии на то оснований отказать в обращении принятого в России решения международного коммерческого арбитража к принудительному исполнению, но отменить такое решение вправе только суд государства, на территории которого оно было принято, в данном случае - суд в Российской Федерации. Что касается отмены такого (принятого в Российской Федерации) решения международного коммерческого арбитража судом " государства, закон которого применяется", то сама по себе ошибка в применении закона, регулирующего спорное отношение, не является основанием для отмены решения третейского суда (в том числе международного коммерческого арбитража), если она не сочетается с наличием обстоятельств, перечисленных в статье 239 АПК или (применительно к решению международного коммерческого арбитража) в статье V Нью-Йоркской Конвенции 1958 года. 59.6. Требует уточнения в проекте формулировка пункта 5 части 1 статьи 426 ГПК, предусматривающая отмену третейского решения " судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда". Неясно, какой закон имеется в виду. Если это нормы материального права, регулирующие спорное отношение, то их нарушение может повлечь отмену решения третейского суда только в сочетании с какими-либо факторами, указанными в статье 426 ГПК. Положение о праве арбитражного суда отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже, необходимо сформулировать не как дискреционное, а как обязательное для суда. Положения об определении суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда должны охватывать возможность обжалования определения в кассационном порядке, минуя апелляцию, что обеспечивает ускоренное рассмотрение дела.
|