Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Беларуси в XVII - XVIII вв






Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.

В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре.

Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.

Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII - XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным - батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.

В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.

В XVII - XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля

30. Восстание 1863-1864 гг.

В конце 50-х-начале 60-х гг. XIX в. на западе Российской империи начался подъем польского национально-освободительного движения, центром которого явились этнические польские территории. В национально-освободительном движении участвовали разнородные силы, ставившие перед собой различные цели. В итоге идейно и организационно оформились два ведущих течения: «белые» и «красные». Первые были выразителями интересов помещиков и верхушки буржуазии, свое будущее связывали с реставрацией Речи Посполитой. «Красных» представляли различные сословия: мелкая и безземельная шляхта, интеллигенция, учащаяся молодежь, мещане. Они также мечтали о независимости, но с одновременным решением аграрного вопроса. По методам достижения цели «красные» делились на правых (умеренных) и левых (революционных демократов). Первые реальной силой движения считали шляхетство. Аграрную проблему предлагали разрешить путем наделения крестьян землей. Левые также стояли за независимость Польши, но при этом признавали право белорусов, литовцев и украинцев на самоопределение, предполагали действовать совместно с российскими революционерами. В марте 1862 г. в Варшаве «красные» создали Центральный национальный комитет (ЦНК) — руководящий и координирующий орган по подготовке восстания. Для подготовки восстания в Беларуси и Литве в июне 1862 г. создается Литовский провинциальный комитет (ЛПК), формально подчиненный варшавскому ЦНК. В ЛПК вошли как «белые», так и «красные» Он занимался сбором средств, созданием региональных организаций, приобретением оружия. Среди местных организаций наиболее массовой и активной была Гродненская, которую начал создавать в 1861 г. К. Калиновский, ставший одним из влиятельных членов ЛПК, а в октябре 1862 г. возглавивший его. Калиновский один из наиболее радикальных руководителей революционного движения в Беларуси и Литве, ратовавший за безвозмездное наделение крестьян землей, отстаивавший права народов на независимость. Взгляды Калиновского нашли отражение на страницах революционно-демократической газеты «Мужицкая правда.Восстание началось в январе 1863 г. на территории Польши. Население края призывалось к восстанию, все жители объявлялись свободными и равноправными. В крестьянскую собственность переходили земельные наделы (безвозмездно), которыми они пользовались, с помещиками за землю должно было рассчитаться государство. Безземельные крестьяне наделялись 3 моргами земли (2, 1 га) при условии, что они примут участие в вооруженной борьбе. На подавление восстания правительство бросило крупные воинские силы. С мая 1863 г. антиповстанческую деятельность возглавил новый виленскии генерал-губернатор М.Н. Муравьев. С его приездом усилились репрессии: начались публичные смертные казни лиц, принимавших участие в восстании, возросло количество арестов, массовой стала практика высылки. К лету 1864 г. были раскрыты и разгромлены все революционные организации на территории Беларуси.К. Калиновский продолжал революционную деятельность, пытаясь спасти людей и все, что возможно, для будущего: планировалось вновь начать восстание весной 1864 г. Несколько месяцев Калиновский скрывался, но был выдан. Во время следствия не выдал никого из оставшихся на свободе соратников. Написал и передал на волю «Письма из-под виселицы» — свое завещание белорусскому народу. 22 марта 1864 г. Калиновский был публично повешен на Лукишской площади в Вильно.

31. Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России и особенности их реализации в Беларуси.

Подготовка и особенности организации реформы 1861 г. в Беларуси. Отмена крепостного права. Две главные причины обусловили отмену крепостного права в России: существование крепостничества сдерживало экономическое развитие государства; возрастание анти крепостного движения.19 февраля 1861 года Александр ІІ подписал «Манифест» об отмене крепостного права и «Положения». В манифесте и положениях были законодательно закреплены все общие для крестьян личные и имущественные права, права общественного управления. Главным звеном в законодательных актах реформы были личные права крестьян. В соответствии с манифестом крестьянин сразу получал личную свободу. Таким образом, сделанные правительством уступки, безусловно, улучшили положение крестьян западных губерний в сравнении с другими регионами России и создали более приемлемые условия для развития капитализма в Беларуси. Вообще, реформа 1861 года дала значительный толчок развитию буржуазных отношений в России.

Городская, судебная, военная реформы

Развитие капиталистических отношений, отмена крепостного права вызывали необходимость изменение всей судебной системы страны, ее демократизации. Судебная реформа готовилась на протяжении 5 лет. Она закрепила новые основы судебного строя, полно отразила буржуазные права, что было шагом вперед по сравнению с дореформенной судебно-процессуальной системой. Судебные статуты объявили отделение суда от администрации, введение общего всесословного суда, равенство всех перед судом, неизменность судей и следователей, выборность мировых судей и присяжных заседателей, гласность, право обвиняемого на защиту. Согласно с законом, были созданы две судебные системы: местные и общие суды. К местным принадлежали мировые суди и съезды мировых судей, к общим – окружные суды и судебные палаты.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и поветовых земских учреждениях», согласно с которым создавались губернские и поветовые земские собрания как распорядительные учреждения и губернские и поветовые управления – как исполнительные. Земские учреждения создавались для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения и другими сферами общественно-культурной жизни.В Беларуси земская реформа не проводилась до начала ХХ века в связи с тем, что после восстания 1863 – 1864 гг. царизм не доверял местным ополяченным помещикам, которые представляли большинство в крае и в случае выборов земских учреждений могли захватить власть в свои руки.

Реформирование армии в России началось в 1862 году, когда были создано 15 военных округ. В 1867 был принят новый военно-судебный статут, который исходил из принципов судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции – полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны был создан Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению и полкового и окружного военачальников.

32. Особенности развития экономики Беларуси во второй половине XIX в.

Во 2ой пол 19в развитие капитализма проходит в рамках модернизированной системы. Сохранялось самодержавие, крупное помещичье землевладение, сословный строй. В условиях промышленного переворота происходит техническое перенасыщение промышленности, рост городов, новая транспортная структура, увеличение численности и влияние новых классов и соц групп. проводимые реформы в стране были эффективны. особенностью промышл производства бел было то что оно было представлено малым бизнесом. в губерниях насчитывалось 20тыс ремесленных мастерских, 140 мануфактур, 76 фабрик и заводов. К концу 19в количество фабрик и заводов увеличилось в 15 раз. Объём производства вырос. Крупными предприятиями явл табачная фабрика в Гродно, бумажная в Добруше, спичечные в Борисове и Пинске. В бел насчитывалось 50тыс ремесленных мастерских, 760 мануфактур. Большую роль вэконом развитии играло строительство железных дорог. Развитие промышленности, транспортных камуникаций способствовало росту городов. Доминирующей отраслью эконом во второй пол 19в осталось сельское производство. В бел деревни проживало 77% населения.

 

33. Общественно политическое движение в белоруси во второй пол 19в

Характерезуется наростанием оппозиционного движения. В январе 1863 в варшаве нач национально освободительное восстание. Англия, франция и австрия в апреле вручили российскому правительству ноты, в которых призывали изменить политику по отношению к польше. В ответ александр 2 ввел в польше военное положение и начал масштабную переброску войск к восстанию. Боевые действия носили партизанский характер. В конце августа 1863 варшавское руководство приняло решение о прекращении боевых действий. Троугут, кот возглавил восстание в 1863г начал подготовку крестьянского ополчения. Но крестьяне не поддержали восстание, тк правительство издало указ о передачи земли крестьянам. В 1863 нац-освободительное восстание охватило часть бел губерней. Часть повстанцев в бел возглавил калиновский. Вместе с врублевским, рожанским он издал на бел языке газету мужыцкая правда, призывая население к борьбе. В марте апреле 63г были сформированы отряды повстанцев из шляхты, студентов, ремесленников, крестьян. Одного широкого размаха востание не получило. Борьба на тер бел завершилась осенью 1863. В январе арестован, в марте казнен калиновский. Десятки тысяч повстанцев погибли, около 40 тыс высланы в сибирь. В 70-80 оппозиционное движение отождествлялось с деятельностью народников. Идея народничества — это идеи крестьянского социализма, кот были выдвинуты герценом, чернышевским и др. широкое распостранение получило среди интелегенции и студентов. Тысячи молодых людей отправлялись что бы критиковать политику царизма и пропагондировать равноправие. В 1876 в петербурге создана организация,, земля и воля,, которая в 1879 разделилась на,, народную волю,, и,, черный передел,, НВ выступала против самодержавия, путем индивидуального террора(потом их центр был разбит) ЧП добивался раздела помещичьей земли между крестьянами(аресты, разгром типографии). В 80 годы народники отказываются от революционных методов борьбы. В 90 г в рабочем движении усиливается пропоганда марксизма. В 1895 в петербурге создан,, союз борьбы за освобождение рабочего класса,, во главе с лениным. В зап губернях возникают социал-демократические организации. В 1897 создали Бунд. Важный шаг это создание рсдрп в 1898.

34.Культура Беларуси в 19 веке

В первой половине 19 века культура Беларуси находилась под ореолом польской и русской культур. Причем под влиянием русской культуры она находилась в меньшей степени. В конце 18 – первой четверти 19 века полонизационные процессы усиливались, что было результатом попустительства российских властей. В 1830-1831 годах, после восстания, российские власти начали процесс вытеснения польской культуры и языка. То есть полонизация вытеснялась русификацией. Православная церковь, как считал царизм, принадлежало важное место в русификации Беларуси. Униатская церковь, к которой принадлежало более 2/3 всего населения, была ликвидирована в 1839 году. Многие приверженцы униатской церкви продолжали придерживаться своих религиозных взглядов и традиций.

Использовался белорусский язык в основной крестьянами, они и выступали истинными хранителями белорусской культуры и традиций.

Система просвещения в Беларуси в основной строилась на использовании польского языка в обучении, даже после присоединения к России и открытия роскоязычных школ. Реформа просвещения 1803-1804 года предполагала включение школ белорусских губерний в состав Виленского округа. Образование было сословным. Виленский университет был центром тогдашнего образования, преподовалось все на польском языке. Виленский университет был закрыт после подавления восстания 1832 года, так как был сосредоточием свободомыслия и шляхецкого патриотизма. По решению правительства в 1812 году Полоцкий иезуитский коллегиум был переименован в академию, подчинены которой были практически все иезуитские учебные заведения России. В академии имелась своя типография, библиотека, работали 3 факультета. В 1820 году состоялось изгнание иезуитов из Российской империи, а сами учебные заведения, находившиеся в их подчинении были переданы в распоряжение других католических орденов. Основание высшего учебного заведения – Гора-Горецкого института состоялось в 1848 году.

В 19 веке, где-то около 60-х годов Беларусь насчитывала 576 учебных заведений всех типов.

В 19 веке, в ее первой половине достаточного развития достигли такие учебные дисциплины, как медицина, математика, астрономия в таких учебных заведениях, как: Медико – хирургическая академия, Виленский университет. Были в почете археология, фольклористика, этнография, где работали такие выдающиеся деятели, как: Т. Нарбут, братья Е.П и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Румянцевский кружок имел значительную роль в изучении археологических исторических источников. В 1842 году К. Тышкевич основал исторический музей в Логойске, а по инициативе Е. Тышкевича был создан Виленский музей древности.

Устное народное творчество отражало события политической и социальной жизни, к которым относилась тяжелое положение крестьян, война 1812 года, будущее без крепостничества.

В театральном искусстве лидировал польский репертуар, который постепенно вытеснялся русским.

В архитектурном направлении господствовал классицизм. К примеру – собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Нужды России в стратегически – военном направлении реализовывались строительством крепостей в Бресте, Бобруйске, Борисове.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал