![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория философииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Теория философии
1. Трудности философского осмысления бытия. Природное и социальное бытие: сходство и отличие.
2. Проблема материи в философии и науке.
3. Революция в естествознании и обществознании (ХIX – ХХ вв.). Проблема философского определения материи.
4. Современные представления о структуре и уровнях организации Вселенной. Движение. Классификация форм движения.
5. Философские и научные представления о пространстве и времени.
6. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности.
7. Проблема развития в философском и научном знании.
8. Проблема сознания и мышления в философии и науке. Структура сознания.
9. Фундаментально-технологическая философия истории. Основные задачи.
10. Философия истории и социальная философия (точки соприкосновения). Русская философия истории.
11. Специфика философской антропологии. Этапы становления.
12. Проблема антропосоциогенеза. Природа человека: сущность и личность. Современные представления о природе человека.
13. Природа человека и смысл его существования в западноевропейской и русской философии XIX-XX вв.
14. Философское учение о познании. Основные этапы становления гносеологии. Современные тенденции развития познания.
15. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
16. Основные уровни и формы познавательного процесса. Соотношение чувственного и рационального в познании.
17. Проблема истины и заблуждения. Основные концепции истины. Свойства и критерии истины. 18. Основные формы и уровни научного познания.
19. Наука как социокультурный феномен. Критерии научности.
20. Эволюция науки в XX веке: от классической к неклассической.
21. Глобальные проблемы современности (мировоззренческие и методологические способы их решения). 22. Фундаментально-технологические вызовы и опасности XXI века. Теория философии 1. Трудности философского осмысления бытия. Природное и социальное бытие: сходство и отличие. Философская проблема бытия возникла как необходимость обрести точку отсчета в процессе познания и освоения мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Бытие - понятие, сходно, одного порядка с такими понятиями, как «существование», «действительность», «реальность». По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека. Физический, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания, существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. - бытие и становление: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности? - возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. - бытие и реальность: Реальность это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия - виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рамках философской онтологии. В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: - монизм и плюрализм; - материализм и идеализм; - детерминизм и индетерминизм
Детермини́ зм — учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Какая из форм бытия является основной, исходной? - материализм считает основной формой природное бытие, а остальные - производными. - субъективный идеализм основной формой считает субъективное бытие; - объективный идеализм – объективный дух. В зависимости от того, что положено в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность, все философы делятся на материалистов и идеалистов.
Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытие. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует. Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют. Впервые в явном, точно определенном виде понятие субстанции появилось в учении Б. Спинозы.
|