![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно – правовые формы социальных предприятий
Социальное предпринимательство в США может осуществляться коммерческими и некоммерческими организациями, а также посредством учреждения специального государственного агентства (путем принятия отдельного закона на уровне штата), деятельность которого должна быть направлена на реализацию какого-либо масштабного социального проекта [27]. В США существует 2 системы признания коммерческих организаций в качестве социального предприятия: 1. Для целей социального предпринимательства используются специальные типы коммерческих организаций [102, стр. 59 и далее]: L3C и Benefit Corporation. Эти типы коммерческих организаций являются производными от LLC (Limited Liability Company) и Corporation соответственно. Таким образом, определены два типа социальных предприятий: низко-доходная компания (low-profit limited liability company «L3C») и социальная корпорация («benefit corporation»). 2. Сертификация предприятий специализированной некоммерческой организацией «B Lab», которая осуществляет признание факта ведения компанией социально-полезной деятельности и присвоение ей статуса «B Corporation». Отметим, что многие организации, которые по праву могут считаться социальными предприятиями, не проходят сертификации и не получают статут социального предприятия. Это связано с сопутствующими трудностями, материальными и временными затратами для предприятия [76]. 1. Низко-доходнаякомпания(low-profit limited liability company – L3C) L3C является гибридной формой предприятия частного сектора экономики, сочетающей в себе две основные цели – решение социальной проблемы и извлечение прибыли. L3C относится к группе LLC (Limited liability company – соответствует Обществу с ограниченной ответственностью). Впервые предприятие в статусе L3C было создано в Вермонте в 2008 году. На 2014 год получить статус L3C коммерческая организация LLC может в штатах Иллинойс, Луизиана, Мэн, Мичиган, Северная Каролина, Юта, Вермонт, Вайоминг. В ближайшее время планируется внесение поправок о L3C в законодательство еще в 26 Штатах [79, стр. 114-127]. Сторонники выделения среди всех LLC в отдельную группы низко-доходных компании утверждают, что таким образом возможно привлечь значительные инвестиции [36, стр. 163-209]. Рассмотрим основные характеристики низко-доходных компаний: · Цели создания и деятельности Реализация благотворительных или образовательных инициатив. Извлечение прибыли также является целью деятельности низко-доходной компании (но не первичной), однако такая деятельность должна происходить исключительно посредством реализации благотворительных целей; · Основные положения Коммерческая организация, распространяются общие положения о порядке организации и деятельности обществ с ограниченной ответственностью; · Организационная структура Как и LLC система управление, распределение прибыли и структура собственности компании в предприятиях со статусом L3C является гибкой, может быть адаптирована в зависимости от политики и нужд компании; · Получение статуса L3C Как и LLC, процедура получение статуса L3C – подача заявки в государственные структуры на местном уровне. Каждый Штат устанавливает свои требования к компаниям, претендующим присвоение статуса L3C. В некоторых штатах организациям может автоматически быть присвоен статус L3C, без запроса на получение статуса самой организацией. Стоимость создания L3C варьируется в зависимости от Штата. Как правило, основные расходы – юридические издержки при подготовке документов [99]; · Финансирование Частные и фондовые инвестиции; · Налогообложение Несмотря на основную социальную миссию деятельности, L3C не освобождается от налогообложения; Недостатки низко-доходных компаний [90]: · Не выявлено значительного увеличения инвестирования. · Первоначальная цель обеспечения более легкого доступа к программам финансирования малого предпринимательства не реализовалась. · Нет преимуществ в налогообложении над с традиционными LLC. 2. Социальная корпорация (benefit corporation) Социальная корпорация - коммерческая организация, целями которой являются получение прибыли и решение социально значимой задачи [90]. В апреле 2010 года в штате Мэриленд был принят закон о создании Benefit corporation. По состоянию на январь 2014 года Социальные корпорации могут быть созданы в следующих штатах: Калифорния, Гавайи, Иллинойс, Луизиана, Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Южная Каролина, Вермонт, Вирджиния, Вашингтон [93]. Основные черты социальной корпорации [96]: · Деятельность должна быть направлена на достижение социально-полезного эффекта, что, в свою очередь, сдерживает стремление корпорации к максимизации прибыли. · Обязанности директоров по принятию решений исключительно в интересах корпорации (но не только в интересах акционеров), а также ответственность директоров за принимаемые решения перед третьими лицами – теми, кто должен получить социальную пользу. Соответственно, директора не несут традиционно повышенной ответственности перед акционерами за обеспечение прибыльности компании. · Отчетность. Публикация на официальном веб-сайте ежегодного отчета корпорации, содержащего информацию о реализованных проектах, оценку их социально-полезного эффекта и воздействия на состояние окружающей среды, а также положительном значении для общества. · Налогообложение: не имеет преимущества перед обычными корпорациями. Пример Benefit Corporation: компания «Loyal Lable» - гибрид коммерческой и некоммерческой организации, бренд, связанный с социально сознательным стилем жизни. Помимо коммерческой деятельности (рекорд-компания), «Loyal Label» выпускает семь линеек футболок, часть средств от продажи которых направляется на финансирование конкретных проектов с партнерами – благотворительными организациями. 3. Сертификация и рейтинговая система В связи с отсутствием на федеральном уровне законодательства о социальном предпринимательстве, многие компании стараются презентовать себя как социальные предприятия, так как это способствует притоку инвестиций и востребованности услуг и продукции предприятия на рынке. В связи с этим в последние пять лет активно формируются стандартизованные системы сертификации и рейтинговые шкалы значимости социально полезной деятельности предприятия. Сертификация и рейтинги реализуются не на государственном уровне, а в рамках деятельности некоммерческих организаций [111]. Компания, прошедшая сертификацию или получившая благоприятный рейтинг, может предоставить потенциальным инвесторам информацию о социально значимой деятельности и ее результатах. Получая прозрачные данные о деятельности предприятия, инвесторы способны выбрать подходящую им компанию, а для предприятий с высоким рейтингом упрощается схема привлечение средств [89]. Существует целый ряд рейтинговых агентств и программ сертификации, доступных социальным предприятиям [5]. Но универсальной, принятой на законодательном уровне, рейтинговой системы и сертификации, не существует, поэтому любое предприятие, независимо от его организационной структуры, может быть рассмотрено рейтинговым агентством и претендовать на сертификацию. Кроме того, способ проверки поданной предприятием информации возможен только из открытых источников. Государство не предоставляет агентствам возможность получать информацию о деятельности предприятий, если по закону штата эта информация может быть скрыта [59, стр. 35-67]. Среди всех рейтинговых и сертификационных агентств выделяется некоммерческая организация «B Lab», которая осуществляет признание факта ведения компанией социально-полезной деятельности. Предприятиям, успешно прошедшим сертификацию «B Lab», присваивается статус «B Corporation». Так же «B Lab» ведет открытый рейтинг социальных предприятий, рейтинг доступен он-лайн на сайте организации [94]. Основные черты «B Corporation»: · коммерческая организация; · цель создания и деятельности – оказание положительного материального воздействия на общество и окружающую среду; · ежегодное предоставление в обязательном порядке отчета (публикуемого в СМИ) о социально-полезной деятельности и ее результатах; · необходимость прохождения сертификации и присвоения статуса «сертифицированной Корпорации Б» (т.е. подтверждения того, что Корпорация Б действительно является коммерческой организацией и ее деятельность действительно направлена на достижение общественно - полезного эффекта) у специализированной некоммерческой организации «B Lab»; · в отличие от получения статуса Benefit Corporation, предприятия с любой организационной структурой могут претендовать на получение сертификации B Lab (не только корпорации); · ежегодный сбор для B Corporation колеблется от 500 долл. США для компаний с ежегодным доходом менее 2 млн долл. США до 25 000 долл. США для компаний с доходом более 100 млн долл. США. Решение о получении предприятием рейтинга и сертификация B Lab принимается по соответствию четырем критериям: · Охрана окружающей среды (производство экологических товаров, использование перерабатываемого сырья и возобновляемых источников энергии и т.д.); · Охрана и соблюдение прав сотрудников (компенсации и льготы, предоставляемые сотрудникам; особенности организации труда); · Поддержка местных сообществ, нацеленных на решение социально значимых проблем; · Соблюдение системы отчетности. Процесс сертификации происходит через: · предоставление документально заверенной информации для получения рейтинга; · при успешном прохождении - внесение положений B Lab в устав предприятия · cоставление соглашения с B Lab При получении статуса B Corporation юридический статус предприятия не меняется.
|