![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» российские коммерческие банки получили право осуществлять фондовые и доверительные операции
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» российские коммерческие банки получили право осуществлять фондовые и доверительные операции. Объектом этих операций являются ценные бумаги. По некоторым оценкам, до августа 1998 г. коммерческие банки контролировали около 80% рынка ценных бумаг, на котором в то время в основном обращались государственные ценные бумаги. Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью фондового рынка страны и, соответственно, все те перемены, которые переживает рынок ценных бумаг, свойственны и для рынка государственных долговых обязательств. Нельзя не отметить, что за время своего существования рынок ценных бумаг России заметно изменился. Это выражается в значительном расширении видов ценных бумаг, увеличении числа инвестиционных институтов, участников рынка и других качественных и количественных изменений. Но, анализируя существующие проблемы, мы пришли к выводу, что в России сегодня нет рынка ценных бумаг как сложившейся системы экономических отношений. Нет и единой общегосударственной концепции развития фондового рынка России, нет механизма его функционирования. Не определены пределы, до которых простирается воздействие государства на рынок ценных бумаг. Думается, что решение проблемы плавного перехода к цивилизованному рынку ценных бумаг — главный и основной вопрос Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Прежде всего, ей необходимо обеспечить согласованность действий государства, его органов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Необходимо без промедления и общими усилиями определить основные принципы развития фондового рынка и пути их реализации. От государства сегодня требуется ясность в квалификационных и профессиональных требованиях к участникам рынка ценных бумаг, жесткость контроля за исполнением таких требований, а также гибкость и стремление к развитию саморегулируемого рынка, плотному взаимодействию всех участников рынка ценных бумаг. Особенностью организованного рынка рублевых облигаций остается высокая концентрация портфелей госбумаг у ограниченного круга участников. Рынок ГКО/ОФЗ остается оптовым, а не розничным, впрочем, это же касается и остальных сегментов рынка внутреннего госдолга. Крупнейшей категорией инвесторов на рынке ГКО/ОФЗ являются российские банки. По нашим оценкам, на их долю в начале 2006 г. приходилось около 50% всех рыночных бумаг Минфина. Второй по размеру инвестиций категорией участников рынка остаются нерезиденты. На остальных участников рынка — российские финансовые компании и нефинансовые структуры — приходятся оставшиеся 20—25% рынка, причем главными держателями ценных бумаг Правительства РФ стали к настоящему времени крупные российские предприятия, а также инвестиционные фонды. Объемы вложений основных институциональных инвесторов на рынках развитых государств — страховых компаний и инвестиционных фондов — на рынке ГКО/ОФЗ можно считать небольшим и практически не оказывающим серьезного влияния на конъюнктуру этого рынка. Чтобы противодействовать чрезмерной концентрации государственных ценных бумаг в руках Сбербанка и других отечественных инвесторов типа «купил и держу», необходимо поощрять участие нерезидентов в аукционах, ограничить отпуск ГЦБ в одни руки и иным образом противодействовать чрезмерной концентрации долга в собственности крупнейших участников рынка. Необходимо возродить институт первичных дилеров (ПД). Привилегии и обязательства ПД должны быть сбалансированы так, чтобы избранники Банка России видели прямой коммерческий резон подавать ликвидность на рынок в самом этом балансе. Привилегии должны обеспечивать такую ожидаемую прибыль, которая перекрывала бы риск, генерируемый нежелательными позициями ПД в ГЦБ. А обязательства перед Банком России и его требования к кандидатам в ПД должны быть достаточно жесткими, чтобы число ПД не превышало 10—15. Это должна быть концентрированная олигополия лучших коммерческих банков и инвестиционных фирм. Такая олигополия сможет не только получать ренту от особых деловых отношений с Банком России (в конце концов ПД — хозяева цен), но и успешнее оппонировать правительству в тех случаях, когда решения последнего идут вразрез с интересами рынка. Необходимо восстановить рынок репо, так как реализация проекта будет способствовать восстановлению рынка межбанковских кредитов и формированию рыночных ставок, что в свою очередь улучшит ликвидность банковской системы. Может быть, развитие операций кредитования ценными бумагами следует начинать с более свободного доступа на рынок всех заинтересованных кредитных организаций? На начальном этапе формирования российского рынка ценных бумаг с целью максимально быстрого развития инфраструктуры рынка в России оправдана была его организация на основе банковского сектора. Одним из наиболее подготовленных и пригодных для этих целей выступал Сберегательный банк Российской Федерации. Эта рыночная структура располагала разветвленной, готовой для работы на фондовом рынке, сетью своих учреждений, способной взять себя большие объемы операций на рынке ценных бумаг. Наличие квалифицированных кадров позволило без значительных дополнительных затрат создать депозитарии, субдепозитарии, реестродержателей и трансферт-агентов по всей России. Но, учитывая сегодняшние условия, банки должны быть потеснены на фондовом рынке инвестиционными, пенсионными фондами, в том числе и на рынке государственных ценных бумаг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
|