![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты культуры Возрождения (Ренессанса).
Термин «возрождение» (Ренессанс — фр.) был введен итальянским историком искусства Дж. Вазари для обозначения сравнительно небольшого — с 1250 по 1550 гг. — периода итальянского искусства. Содержание термина Возрождение развивалось, и в законченном виде под этим термином понималось освобождение науки и искусства от богословия, секуляризация культуры, что отвечало интересам молодой буржуазии, которая все громче о себе заявляла в городах. В конечном итоге культура Возрождения стала олицетворяться с верой в человека, в его творческие возможности, с гуманизмом и героическим оптимизмом. С социологической точки зрения это городская культура. Развитие городской культуры было связано с развитием простого товарно-денежного производства. В это время формируется новая картина мира. В1519-1521 годах флотилия Магеллана совершила первое кругосветное путешествие, доказав, что Земля имеет форму шара. В середине XVII века голландские мореплаватели открыли берега Австралии, французы обосновались в Канаде. Семен Дежнев и Федот Алексеев открыли Берингов пролив, новгородцы преодолели огромные пространства Сибири. Эти великие географические открытия не только стали началом колониальной эпохи, но и перевернули в сознании передовых людей библейскую картину устройства Вселенной. Хронологически Возрождение делят на следующие этапы: • Предвозрождение - (XII — XIV вв.); • Раннее возрождение — (XIV- XVвв.); • Позднее возрождение - (1540 - 1580 гг.). Для культуры Возрождения характерны: • индивидуализм — абсолютизация человеческой личности; • гуманизм — утверждение нового мировоззрения, сущность которого, человек — мера всех вещей; • опытное познание мира — природы и человека; • переосмысление христианской традиции и освобождение науки и искусства от господства церкви; • становление искусства как профессиональной деятельности, совершенствование его видов и жанров. Гуманисты были творцами новой системы знаний. Это не только великие писатели, художники, скульпторы, но и священники, юристы, купцы, ремесленники. Основная идея гуманизма заключалась в том, чтобы реальный, земной и внутренне свободный человек стал мерой всех вещей. Человек — это великое чудо, живое существо, достойное восхищения, — утверждал Пико Делла Мирандолла. Крупнейшим представителем новой культуры является великий итальянский поэт Данте Алигьери {1265-1321). Данте — автор «Комедии», получившей название «Божественной». В типичном для средневековья сюжете — путешествия поэта по Аду, Чистилищу и Раю, Данте сумел выразить новое личностное отношение к грешникам — героям поэмы. Один из первых гуманистов Италии — Франческо Петрарка (1304-1374). Он стоит у истоков национальной итальянской литературы, является творцом новой европейской лирики. Личность и творчество Леонардо да Винчи (1452-1519) обычно приводят в качестве примера «титанизма». Он был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, математиком, анатомом, ботаником, военным и инженером, изобретателем. Чертежи многих машин и механизмов, найденные в его рукописях, говорят о том, что он предвосхитил многие открытия механики и техники XIX века. Другой великий мастер эпохи Ренессанса — Микеланджело Буонарроти (1475-1564) тоже был универсальной личностью: он прославил себя как скульптор, архитектор, художник и поэт. «Певец Мадонн» — Рафаэль Санти (1483-1520) — третий из троицы наиболее знаменитых мастеров итальянского Высокого Возрождения, личность титанического склада: художник, архитектор, монументалист, мастер портрета и декора. Вершиной французской литературы Возрождения является творчество Франсуа Рабле (1494-1553). Сказка-сатира «Гаргантюа и Пантагрюэль» принесла ему славу. В этом произведении Рабле сатирически изобразил феодальный мир. Подверг едкой критике средневековую схоластику и религиозный фанатизм. Творчество Вильяма Шекспира (1564-1616) великого англичанина — обычно относят к позднему Возрождению. Автор многочисленных сонетов, комедий, трагедий и трагикомедий отразил в своем творчестве «сумерки Возрождения», когда пафос, радость и уверенность в близком прекрасном будущем у многих гуманистов сменилась разочарованием и даже ощущением трагичности бытия. Испанское Возрождение дало мировой литературе творчество Сервантеса и Лопе де Беги. Сервантес создал новый тип эпического жанра — реалистический роман. Образ Дон Кихота стал нарицательным.
В искусстве эпоха Возрождения стала периодом рождения трех величайших европейских систем: маньеризма, барокко и рококо.
Маньеризм — (манера, стиль), стилевое направление в западноевропейском искусстве XVI века на переходном этапе от Возрождения к барокко. Для художников этого направления характерно субъективное восприятие мира, ощущение его неустойчивости, трагичности, беззащитности человека. Барокко — (странный, причудливый), направление в европейской дворянско-церковной культуры XVI века (Италия, Испания) - середины XVIII века (Венгрия, Славянские страны). Барокко связано со значительными переменами в культуре Ренессанса. Возрождение перестало быть только итальянским феноменом. В Европе появилось новое многоликое движение — контрреформация, которое стремилось приостановить поступательное движение истории. Интеллектуальная революция XVII века была подготовлена философией Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, трудами Г.Лейбница. Барокко — это стиль в европейском искусстве XVII-XVIII вв., отмеченный вычурным, усложненным художественно-образным мышлением. В живописи, архитектуре, художественной литературе — это преувеличенный пафос, импозантность, напряженная экзальтация, монументальность. Рококо — (раковина, узор из камней и раковин), западноевропейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко. Возникло и достигло расцвета в 20-40 гг. XVIII века во Франции. Рококо стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати, предметом ее эстетического наслаждения. Игривость, легкомыслие, остроумие, стали модой высшего света, и это нашло отражение в живописи, керамике, резьбе, архитектуре, ювелирных изделиях, безудержной росписи внутренних интерьеров зданий, росписях стен, плафонов и т.п.
|