Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов
относительно спокойный, с точки зрения политического и идеологического воздействия на психологию, период ее развития. Этот период в истории советской психологии характеризуется активным влючением психологии в решение практических задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых исследований, формированием новых научных направлений и усилением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреплением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и разработкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укреплению статуса психологии в обществе, возрастанию роли психологических исследований при принятии ответственных управленческих, кадровых и даже политических решений. была решена задача создания системы методологических принципов психологии. Она включает: - принцип диалектико — материалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром), - принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна), - принцип отражения (все психические явления суть результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром), - принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах),
- принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся), - личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления), - принцип единства теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины). разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине. предметом психологии является психика, понимаемая как свойство высокоорганизованной материи, в многообразии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, взаимодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях. систематизация и уточнение категориально — понятийного аппарата психологической науки. особенности развития психологии в СССР в 60-80-е гг, можно выделить ряд тенденций: 1. расширение проблемного поля исследований; 2. углубление междисциплинарных связей и формирование «стыковых» проблем, возникающих на пересечении проблематики разных психологических дисциплин; 3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и направляющей роли в развитии научно-исследовательской деятельности; 4. изменение проблематики психологических исследований под влиянием научно-технического прогресса: теории информации и кибернетики, освоения космоса, интенсификации инженерных разработок, появления новых технологий, автоматизированных систем управления и т. д.; 5. развитие комплексных исследований в психологии. !!! системный подход
|