Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца 80-х годов






относительно спокойный, с точки зрения по­литического и идеологического воздействия на психологию, пе­риод ее развития.

Этот период в истории советской психологии характери­зуется активным влючением психологии в решение практичес­ких задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых иссле­дований, формированием новых научных направлений и уси­лением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреп­лением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и раз­работкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укрепле­нию статуса психологии в обществе, возрастанию роли психо­логических исследований при принятии ответственных управ­ленческих, кадровых и даже политических решений.

была решена задача создания системы методологических принци­пов психологии. Она включает:

- принцип диалектико — ма­териалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром),

- принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание — личностно и деятельно, личность — сознатель­на и деятельна, деятельность — сознательна и личностна),

- принцип отражения (все психические явления суть результа­ты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром),

- принцип развития (постепенное и скачкообразное ус­ложнение психики как в процессуальном, так и содержатель­ном аспектах),

 

- принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени субординирован-ны, т. е. подчинены и управляются высшими, а высшие, вклю­чая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся),

- личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления),

- принцип единства теории, эксперимента и практики (экспе­римент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим кри­терием истины).

разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине. предметом психологии является психика, пони­маемая как свойство высокоорганизованной материи, в много­образии механизмов формирования и развития психических явлений, а также в совокупности ее закономерных связей, вза­имодействий и опосредовании, выявляющихся в отражающей и регулирующей функциях.

систематизация и уточнение категориально — понятийного аппарата психологической науки.

особенности развития психологии в СССР в 60-80-е гг, можно выде­лить ряд тенденций:

1. расширение проблемного поля исследований;

2. углубление междисциплинарных связей и формирование «стыковых» проблем, возникающих на пересечении проблема­тики разных психологических дисциплин;

3. усиление связи с практикой и ее ориентирующей и направ­ляющей роли в развитии научно-исследовательской деятельности;

4. изменение проблематики психологических исследований под влиянием научно-технического прогресса: теории инфор­мации и кибернетики, освоения космоса, интенсификации ин­женерных разработок, появления новых технологий, автомати­зированных систем управления и т. д.;

5. развитие комплексных исследований в психологии.

!!! системный подход


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал