Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткий обзор функций Роспотребнадзора и Санитарно-эпидемиологического надзора ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Основными исполнителями регулирования внутренней торговли являются конкретные государственные органы. Правом осуществлять контроль (надзор) за ведением торговли наделены следующие федеральные службы[6]: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека. - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохраненияи социального развития. - Федеральная служба по труду и занятости. - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. - Федеральная служба по экологическому, технологическомуи атомному надзору. - Федеральная налоговая служба. - Федеральная миграционная служба. - Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии. Компетенция названных федеральных служб в части осуществления государственного контроля (надзора) за торговлей в Российской Федерации определена в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность. Каждый из названных государственных органов в той или иной степени контролирует торговую деятельность в части своей компетентности и правомерности. Вместе с тем ключевым контрольно-надзорным органом в торговле является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор. Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и наделен обширными полномочиями по контролю за соблюдением правил внутренней торговли, зашиты прав потребителей, ранее традиционно выполняемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Роспотребнадзор выполняет следующие функции[7]: - контроль за соблюдением правил продажи предусмотренныхзаконодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; - контроль за соблюдением законов, иных нормативных актов РФ, регулирующих отношения в области защиты правпотребителей; - санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства РФ. Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В целях реализации своих полномочий Роспотребнадзор имеет право: - организовывать проведение контроля необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, связанных с торговой деятельностью; - пресекать факты нарушения законодательства РФ, а также В обязанности организаций Роспотребнадзора входит выполнение следующих функций[8]: - проведение плановых и частных контрольных проверок соблюденияправил торговли и качества товаров у продавцов, по мере необходимости - непосредственно у изготовителей; - проверка наличия у продавцов (изготовителей) сертификата - контроль за соблюдением порядка применения цен на предприятиях торговли и общественного питания, а также отдельными физическими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность; - контроль за использованием весов, измерительных приборов, торгового технологического оборудования, контрольно-кассовых машин, за сроками их проверки и аттестации; - получение от министерств, ведомств, предприятий, НИИ, лабораторий, а также граждан документации, характеризующей качество продукции, данных о производителях товаров; - составление актов и направление обязательных к исполнению продавцами, изготовителями соответствующих предписаний о снятии среализации товаров, опасных, вредныхдля жизни, здоровья, имущества потребителей, устранениивыявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров; - координация своей деятельности с органами местной власти и управления общественными организациями в вопросах защиты прав и интересов потребителей; - рассмотрение писем, обращений, заявлений, жалоб покупателей на качество товаров, нарушения в торговле, общественном питании, принятие по результатам проверки соответствующих решений; - вынесение решений о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцам, изготовителям, допустившим нарушения, связанные с торговлей; - передача материалов в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающихсерьезные нарушения, злоупотребления в торговле; - выступление стороной в органах суда и арбитражного суда; - составление и представление в установленные сроки в вышестоящую организацию информации и отчетности; - участие в разработке предложений по совершенствованию Должностные лица и специалисты Роспотребнадзора обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, действующие законы, нормативные акты, а также права и охраняемые законом интересы продавцов, изготовителей товарной продукции, обеспечивать сохранность технологической и коммерческой тайн. Санитарно-эпидемиологический надзорфункционирует на основании действующего законодательства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ответственная и сложная задача по контролю и профилактике возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации осуществляют[9]: - руководитель Роспотребнадзора (Главный государственный санитарный врач Российской Федерации); - руководители территориальных органов Роспотребнадзора(главныегосударственные санитарные врачи по субъектамРоссийской Федерации); - главные государственные санитарные врачи по городам, районам на транспорте; - главные государственные санитарные врачи министерств и ведомств, в частности Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федерального медико-биологического агентства и других служб федерального значения. Главный государственный санитарный врач РФ координирует деятельность территориальных и ведомственных главных государственных санитарных врачей. На товарном рынке утвержден следующий перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе[10]: 1. Пищевые продукты в натуральном или переработанном 2. Товары для детей: игрушки, игры, одежда, обувь, постельное белье, мебель, коляски, ранцы, канцелярские товары, учебные пособия, книжные и журнальные издания для детей и подростков и пр. 3. Материалы, контактирующие с пищевыми продуктами. 4. Материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения. 5. Продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения. 6. Полимерные и синтетические материалы, предназначенныедля применения в строительстве, изготовлений мебели и другихпредметов домашнего обихода. 7. Изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессепроизводства обработке (окраске, пропитке, воздействиюионизирующего излучения и т.п.). 8. Материалы для изделий, контактирующих с кожей человека. 9. Табачные материалы. 10. Другие материалы и изделия: продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, а также содержащие радиоактивные вещества, средства индивидуальной защиты, пестициды и агрохимикаты и др. Контроль направлен на предупреждение, выявление, ликвидацию опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Органы санитарно-эпидемиологического надзора постоянно следят за соблюдением субъектами товарного рынка санитарного законодательства Российской Федерации. Мероприятиями контроля могут быть: [11] - наблюдение, оценка, прогнозирование состояния здоровья - выявление причин, факторов, условий возникновения и - принятие в пределах своей компетенции обязательных решений попроведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий длявыполнения их органами государственной власти РФ, органамигосударственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями (организациями) и учреждениями, а также различными коммерческо-хозяйственными субъектами товарного рынка независимо от их подчиненности и форм собственности; - проверка выполнения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации зданий, торговыхпомещений, складов, прилавков, торгового оборудования, транспортных средств; - принятие мер по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения, связанных с неблагоприятным влияниемсреды обитания человека на его здоровье; - выдача по результатам контроля заключения (гигиенического сертификата) по проектам строительства, реконструкции, модернизации торговых объектов, зданий, сооружений, транспортных средств и ввода их в эксплуатацию, а также условиям производства, применения, хранения, транспортировки, продажи продуктов питания, по проектам нормативной и технологической документации на новуютоварную продукцию, упаковку, тару; - принятие мер административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передача дел - привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности.
2.2. Основные функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии; Государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукцией; Контроля за торговлей драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями, их содержащими; Контроля за продажей меховых товаров; Пожарного надзора
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственное Министерству промышленности и энергетики РФ, осуществляет государственный метрологический контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов проводится должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Рассматривать дела об административных правонарушениях по стандартизации, метрологии и сертификации вправе[12]: 1) Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением 2) главные государственные инспектора субъектов (регионов) Органы государственного контроля (надзора) вправе: - требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие товарной продукции требованиям технических регламентов; - осуществлять мероприятия по государственному контролю - выдавать предписания об устранении нарушений требований - приостанавливать или прекращать действие декларации о - привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ; - принимать иные меры в целях недопущения причинения Государственный контроль (надзор) осуществляется в плановом порядке посредством выборочных проверок (иногда сплошной контроль) не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Внеплановые проверки проводятся в исключительных случаях. Мероприятия по государственному контролю (надзору) проводятся по распоряжениям главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации, их заместителей. Государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукцией осуществляется по лицензиям уполномоченными федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. При этом государственный контроль за счет средств проверяемых организаций не допускается. Правительство РФ определило основные задачи уполномоченной службы[13]: а) государственный контроль за производством и оборотом б) участие в разработке основ государственной политики в в) участие совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке ежегодных балансов объемов производства и потребления этилового спирта и алкогольной продукции. Контроль за торговлей драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями, их содержащими осуществляет Государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и камней (ГОХРАН России). ГОХРАН выполняет следующие функции[14]: - организацию и проведение на территории Российской Федерации пробирного надзора; - контроль за извлечением, переработкой, использованием, учетом, хранением и оборотом драгоценных металлов идрагоценных камней насоответствующих предприятиях (ворганизациях); - контроль за совершением сделок с драгоценными металлами идрагоценными камнями, а также за их реализациейна внешнем рынке; - определение размеров выплат пробирной палате за опробование иклеймение изделий из драгоценных металлов, экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлыи драгоценные камни; - выдачу сертификатов качества на отдельные виды ювелирных и другихбытовых изделий из драгоценных металлов идрагоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймениюгосударственным пробирным клеймом Российской Федерации, нопредназначены для продажи; - организацию и учет выдачи регистрационных удостоверенийюридическим лицам, осуществляющим использованиедрагоценных металлов и драгоценных камней, а также физическим лицам, производящим операции с ними; - участие в разработке для торговых предприятий правил - разработку предложений по совершенствованию законодательства в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и внесение их в Правительство РФ в установленном порядке на рассмотрение. Контроль за продажей меховых товаров возложен на Министерство природных ресурсов РФ, которое в этой сфере выполняет следующие функции[15]: - разработку и утверждение перечня редких и находящихся - наложение запрета на торговлю меховыми товарами, изготовленными изшкур животных, занесенных в Краснуюкнигу Российской Федерации; - разработку правил продажи изделий из меха; - обеспечение контроля за использованием научно обоснованных норм (квот, лимитов) изъятия объектов животного мира, включая охотничьи виды животных; - организацию и осуществление государственного контроля - выдачу лицензий на право продажи меховых товаров, которые в соответствии с законодательством РФ облагаются акцизами; - организацию работы по выдаче в установленном порядке - обеспечение охраны и регулирования использования объектов животного мира, не отнесенных к перечню охотничьихвидов животных, а также проведения учета указанных ресурсов, на которые имеется коммерческийспрос; - разработку и утверждение необходимой нормативной документации по стандартизации, регламентирующей порядок хранения, упаковки, маркировки, транспортировки меховых изделий, а также правила приемки и методы контроля за качеством; - организацию и проведение экспертизы с привлечением соответствующих специалистов. Пожарный надзор осуществляет Государственная противопожарная служба, входящая в состав Министерства внутренних дел РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Она организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование и контроль за пожарной безопасностью на всех торговых объектах товарного рынка. Должностные лица пожарного надзора имеют право проводить обследования и проверки складских, торговых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, а также в целях пресечения и выявления нарушений.
Заключение
В завершении отметим, что взаимосвязь целей и методов государственного регулирования (которая выражается в том, что применение каждого предусмотренного нормативным правовым актом метода должно быть обусловлено необходимостью достижения государственно значимой цели) является способом обеспечения нормативно-правовой сбалансированности государственного воздействия на общественные отношения. С учетом данного обстоятельства для облегчения проверки наличия связи между целями и методами государственного регулирования используется такой прием законодательной техники, как объединение данных элементов в одну статью. Отсутствие же связи между методом государственного регулирования и целью государственного регулирования, то есть фактически объяснения, зачем государство регламентирует определенные общественные отношения и воздействует на них (их определенный участок), чаще всего свидетельствует о непроработанности нормативного акта, но нередко - о необоснованном и, следовательно, чрезмерном вмешательстве государства в соответствующие отношения. Контроль за торговлей осуществляется главным образом для защиты прав потребителей и обеспечения непрерывного поступления в государственную казну (в соответствии с законодательством) денежных средств от товарооборота на всех его стадиях. Такой контроль позволяет регулировать отношения как между покупателем и продавцом, так и между продавцом и государством. Контроль за торговлей включает надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения предусматривает применение соответствующих санкций в пределах компетенции проверяющего органа (организации). Объектами контроля являются торговые предприятия (организации) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие непосредственное отношение к производству, реализации товаров и услуг. Контроль за деятельностью конкретных торговых предприятий (организаций) осуществляют территориальные управления Роспотребнадзора самостоятельно, иногда во взаимодействии с другими органами исполнительной власти. Подводя итоги, следует отметить, что закон о регулировании торговой деятельности в РФ является лишь первой ступенью на пути создания единой нормативно-правовой базы для регулирования стремительно развивающейся торговой деятельности в России и оставляет возможность для его дальнейшего совершенствования. Успех развития экономики во многом зависит от законодательного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и отдельных граждан. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд и поддержки незащищенных слоев населения.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015)// КонсультантПлюс, 2015. 2. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 239 с. 3. Бакшт К. Построение бизнеса услуг. С нуля до доминирования на рынке. – СПб.: Питер, 2012. - 496 с. 4. Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. - СПб.: Питер, 2015. — 470 с. 5. Гридина С. Время продаж в России по закону// Закон. – 2014. - №9. – С.21. 6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России. Коммерция и технология торговли. - М.: Дашков и К, 2012. – 912 с. 7. Дашков Л.П., Пахбумчиянц В.К., Коммерция и технология торговли. – М.: Дашков и К, 2011.- 394 с. 8. Давыдова А. Договор купли-продажи: особенности и правила заключения// Закон. – 2013. - №5. – С.18. 9. Зозуля Т. Цели и задачи торговли как профессиональной деятельности// Бизнес. – 2015. - №12. – С.5. 10. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля). - М.: ИНФРА-М, 2012.- 351 с. 11. Кент Т., Омар О.Розничная торговля. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 719 с. 12. Качаева Е.В. Организация коммерческой деятельности (по сферам и отраслям применения). – СПб.: ИНЖЭКОН, 2011. — 90 с. 13. Колобов С.В. Современная торговля: теория, практика, перспективы развития. – М.: МГУ, 2013. — 343 с. 14. Никулина Н.Н., Эриашвили Н.Д., Суходоева Л.Ф.Организация коммерческой деятельности предприятий. По отраслям и сферам применения. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 319 с. 15. Памбухчиянц О.В.Технология розничной торговли. – М.: Дашков и К, 2014. - 575 с. 16. Памбухчиянц О.В.Организация коммерческой деятельности. – М.: Дашков и К, 2014. - 272 с. 17. Плиханов Г.В. Торговое дело. – М.: Инфра-М, 2013. – 452с. 18. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность. – М.: Дашков и К, 2013. - 302 с. 19. Подшивалова Н.А. Торговый сервис. – Чита: СибУПК, 2012. – 305 с. 20. Рогожин М. Правила торговли. Санкции (постановление правительства РФ). По состоянию на 2015 год. - М.: АСТ, 2015. — 100 с. 21. Слыщенков В.А. Договор купли-продажи и переход права собственности. - М.: Статут, 2011. – 240 с. 22. Спиридонов О. Правила продажи отдельных видов товаров// Новости и общество. – 2013. - №2. – С.22. 23. Степкин А. Что такое торговля? Ее типы и виды// Бизнес. – 2015. - №7. – С.30. 24. Трубенева Т.Г. Организация торговли. – СПб.: Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», 2014. – 135 с. 25. Шоленинова Г.В. Современная ассортиментная политика предприятий торговли. – Чита: СибУПК, 2012. – 406 с. 26. Янковская Л. Как правильно оформить договор купли-продажи. - М.: Рипол классик, 2013. - 78 с.
[1]Зозуля Т. Цели и задачи торговли как профессиональной деятельности// Бизнес. – 2015. - №12. – С.5.
[2]Дашков Л.П., Пахбумчиянц В.К., Коммерция и технология торговли. – М.: Дашков и К, 2011.- 394 с.
[3]Давыдова А. Договор купли-продажи: особенности и правила заключения// Закон. – 2013. - №5. – С.18.
[4] Рогожин М. Правила торговли. Санкции (постановление правительства РФ). По состоянию на 2015 год. - М.: АСТ, 2015. — 100 с.
[5] Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. - СПб.: Питер, 2015. — 470 с.
[6]Гридина С. Время продаж в России по закону// Закон. – 2014. - №9. – С.21.
[7]Кент Т., Омар О.Розничная торговля. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 719 с. [8] Колобов С.В. Современная торговля: теория, практика, перспективы развития. – М.: МГУ, 2013. — 343 с.
[9]Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность. – М.: Дашков и К, 2013. - 302 с.
[10]Подшивалова Н.А. Торговый сервис. – Чита: СибУПК, 2012. – 305 с.
[11]Бакшт К. Построение бизнеса услуг. С нуля до доминирования на рынке. – СПб.: Питер, 2012. - 496 с.
[12] Слыщенков В.А. Договор купли-продажи и переход права собственности. - М.: Статут, 2011. – 240 с.
[13]Памбухчиянц О.В.Организация коммерческой деятельности. – М.: Дашков и К, 2014. - 272 с.
[14] Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России. Коммерция и технология торговли. - М.: Дашков и К, 2012. – 912 с.
[15]Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля). - М.: ИНФРА-М, 2012.- 351 с.
|