Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика уровней нравственно-патриотического развития детей по деятельностно-поведенческому показателю ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Высокий уровень. Ребенок активен в художественно-игровой деятельности, проявляет устойчивый интерес. Он умеет самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром их предметов, между чередой событий, происходящих в жизни людей. Владеет способами проявления сочувствия, сопереживания, любви к членам своей семьи, к героям, соотечественникам, к тем, кто нуждается в любви и заботе. Использует речевые конструкции: «Я помогу», «Я сам сделаю», «Я уберу или приберусь», «Я пожалею», «Я горжусь» и т.п. Умеет составлять родословную семьи, используя разные способы составления (рисование родословного дерева, аппликация фотографий, определение места каждому члену семьи при воплощении творческого замысла в рисовании и т.д.). Понимает важность преумножения достоинств семьи, свободно владеет способами данного процесса (называет дело, в котором он проявляет свое «Я»). Ребенок умеет самостоятельно реализовывать представления о мире семьи, своего рода, Отечества в деятельности. Ребенок умеет отражать положительные образы, идеалы, эталоны семейных отношений в повседневной жизни, в художественно-игровой деятельности. Ребенок проявляет инициативу, может принять решение в жизненных и специально моделируемых (игровых) ситуациях, требующих проявления нравственно-патриотических качеств и чувств. Ребенок видит и осознает эстетические качества художественных произведений, способен получить от обращения к художественным произведениям живописи элементарные эстетические переживания, впечатления. Ребенок владеет начальными навыками эмоционально-образного восприятия и наглядно-образного мышления, способен улавливать внутреннюю характеристику художественного образа. Осмысляет и осознает идею произведения живописи, дает оценки, высказывает нравственно-эстетические впечатления и суждения, связывает изображенное на картине с событиями в своей семье, своего рода, народа. Сопоставляет и интерпретирует в соответствии со знакомыми и узнаваемыми явлениями, событиями из повседневной жизни, как собственной, так и своей семьи, своего рода, народа. Ребенок способен воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого объекта, явления или события, умеет переносить нравственные, ценностно-значимые ситуации, эмоции, поведение, представленные в художественных произведениях русской живописи на жизненные ситуации. Ориентируется на традиции и ценности отечественной культуры в поведенческих проявлениях и устремлениях, старается наделить ими героев своих рисунков. Умеет находить образец духовного, нравственно-патриотического поведения среди героев произведений живописи. Средний уровень. Ребенок с помощью педагога реализует представления о мире семьи, ее составе, устанавливает причинно- следственные связи между членами семьи, между событиями истории или культуры своего Отечества. Владеет способами проявления сочувствия, сопереживания, сострадания. Использует речевые конструкции: «Я помогу», «Я сам сделаю» и т.п, но при подсказке педагога. С помощью дополнительных объяснений педагога называет семейные обычаи и традиции своей семьи, может это прокомментировать. Ребенок только с помощью педагога выделяет и называет некоторые любимые вещи членов своей семьи, частично устанавливает связь вещей с интересами их хозяев, определяет себя как члена семьи и важность семьи для себя, для человека. Ребенок затрудняется, проявляет пассивность в нравственно-эстетической оценке художественных произведений живописи. У ребенка затруднено эмоционально-образное восприятие содержания художественных произведений живописи и возможно лишь посредством наводящих вопросов и дополнений педагога. Самостоятельно не способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа, перенести «на себя». Не может самостоятельно осмыслить и осознать живописный образ, высказать нравственно-эстетические впечатления и суждения, связать изображенное событие, явление или поступок в художественном произведении с личным опытом или опытом семьи, постоянно требуется педагогическое сопровождение и поддержка педагога. Низкий уровень. Ребенок не реализует представления о мире семьи, о семейных ценностях и традициях, о составе и иерархичности семьи ни в действиях, ни в деятельности даже с помощью педагога. Затрудняется устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи; не владеет способами проявления сочувствия, сопереживания, сострадания, любви к семье, к своему роду, не умеет составлять родословную семьи; не понимает важность преумножения достоинств семьи, не владеет способами данного процесса. Ребенок проявляет устойчивую пассивность в нравственно-эстетической оценке художественных произведений живописи. Не проявляет интерес к художественно-игровой деятельности. У ребенка затруднено эмоционально-образное восприятие содержания художественных произведений живописи, и возможно лишь посредством наводящих вопросов и дополнений педагога. Самостоятельно не способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа, перенести «на себя». Не может осмыслить и осознать живописный образ, высказать нравственно-эстетические впечатления и суждения, связать изображенное событие, явление или поступок в художественном произведении с личным опытом, или опытом семьи даже при педагогической поддержке и сопровождении. Э моционально-чувственный показатель нравственно-патриотического развития выражает эмоционально-оценочную функцию характеристики уровней нравственно-патриотического развития детей по всем трем показателям. Рассматривается данный показательавтономно, опосредовано, т.к. входит в структуру каждого показателя. Э моционально-чувственный показатель позволяет нам выявлять наличие доброжелательных эмоций, нравственных чувств в отношении своей семьи, своего рода, народа, сопереживание национальным, традиционным семейным ценностям, духовым и нравственным идеалам принятых в культуре Отечества, позволяет диагностировать эмоционально-чувственный настрой ребенка в художественно-игровой деятельности. Критерии этого показателя: · проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, ответственности, терпения, смирения, милосердия, сострадания, совестливости и т.д.; · проявление к родителям, к старшим и младшим родственникам любви, уважения, почитания, признательности, благодарности, искренности, радости, доброты; · наличие желания, стремления помогать старшим и младшим членам семьи, близким и ближним; · проявление восхищения достижениям, достоинствам, подвигам и удачам семьи, своего народа; · прочувствованное и осознанное желание семейной роли, быть хорошим семьянином, помогать близким и ближним, быть гражданином своего Отечества; · проявление намерения, переживания в отношении действий (поступков) на благо семьи, рода, народа; · владение способами сохранения семейных традиций, обычаев, отечественных традиций (православных, воинских, трудовых, и т.д.); · владение способами и желанием составления родословной семьи, проявление потребности, желания отношений и чуткой близости с родными и близкими людьми; · проявление эмоционально-чувственной оценки поступков, духовных и нравственных качеств главных героев художественных произведений русской живописи, происходящих событий (семейно-бытовых, исторических, культурных и т.д.), явлений. Диагностическим инструментарием могут послужить вопросы к детям в процессе художественно-игровой деятельности игрового комплекса «Наследие». Ответы детей должны учитываться при оценке уровней нравственно-патриотического развития по всем четырем показателям. Рекомендованные вопросы к детям: Эмоционально-чувственный уровень: Примечание: Мир вокруг себя ребенок воспринимает прежде эмоционально, чувственно, мир искусства не является исключением. Первое, что становиться понятным ребенку в произведении - это его эмоциональный строй. Он, веселый или грустный, торжественный (парадный) или лирический (мягкий), затронул душу, сердце ребенка или прошел мимо, ребенок сразу даст знать. На данном этапе необходимо грамотно организовать «встречу» ребенка с произведением искусства и постараться сохранить полученное чувство (восторг или восхищение) на протяжении всей беседы, постараться еще более заинтересовать, оставить след в душе ребенка от этой встречи. В конце беседы педагог должен вернуться к эмоциональным впечатлением детей, так как они уже наполнены глубоким смыслом. Вопросы к детям: - Прислушайтесь к себе, к своей душе, вам (тебе) нравится эта картина? - Что вы почувствовали, что подумали, когда увидели картину? Каким бы звуком, репликой или восклицанием отразили, эту «встречу»: О-о! Вот это да! Не-е! Мне это не нравится! Я ничего не понял! Неинтересно! - Вам интересно рассматривать эту картину? А что первое вы увидели? На что обратили внимание, что вам сразу бросилось в глаза? - Как вы думаете, художник хотел, чтобы зритель радовался, или задумался, или загрустил … глядя на эту картину? - Как вы думаете, а кто главный на этой картине, почему вы так решили? - Что для тебя самое красивое на этой картине? - Что больше всего тебя привлекло в этой картине? - Как бы вы назвали произведение, обоснуйте свой ответ? - Как настоящее название произведения соотносится с его сюжетом и символикой? Предметный уровень: Примечание. На предметном уровне педагог с детьми рассматривает предметы, нарисованные на картине, для того, чтобы помочь ребенку понять, о чем хотел рассказать художник, на что хотел обратить внимание. Такой прием помогает раскрыть сюжет произведения, задуманный автором. Позволит детям порассуждать, предположить, помечтать, сравнить прошлое и настоящее и т.д. Вопросы к детям: - Что ты видишь на картине, перечисли предметы, изображенные на переднем плане, на дальнем? - Кто изображен (люди, животные), сколько? - Как ты думаешь, эти люди знают друг друга, связаны между собой, что их объединяет? - Какое событие происходит на картине? - Как вы это поняли? Какие предметы, явления указывают на это? - А если бы художник сделал картину темной или наоборот светлой, изменилось бы что-нибудь? - Как ты думаешь, с чего художник начал рисовать картину? Что нарисовал сначала, а что потом? Что нарисовать надо было обязательно, а что художник нарисовал для красоты? А может, можно было и не рисовать что-то вообще? Почему ты так считаешь? А може, можно какие-нибудь предметы или людей убрать вообще, а может, добавить? (подвести к мысли, что это задумка автора, все, что изображено важно для художника, менять в картине ничего нельзя, у всего на картине есть место). - Напоминает ли тебе сюжет картины, события из твоей жизни? Сюжетный уровень: Примечание. Вопросы формулируются в зависимости от формата обращения. В начале беседы педагог обращается ко всем детям, затем обращается индивидуально к каждому ребенку, в зависимости от ситуации кому-то помогает сформулировать ответ, кому то помогает просто начать свой ответ, а кому-то - закончить свою мысль, для кого-то потребуются дополнительные, уточняющие вопросы на протяжении всей беседы. Вопросы формулируются четко, понятно, возможно, даже наталкивая ребенка на тему размышления, иначе не понимая задания, ребенок быстро теряет интерес к нему. Вопросы к детям: - Расскажи, что тут за история, как будто ты художник, и ты нарисовал эту картину. - А что художник хотел нам рассказать, о каких-то событиях или о каком-то человеке? - Расскажи, что говорит главный персонаж, попробуй воссоздать речь главного героя картины, что ему отвечают остальные? (можно составить диалог или разговор группы людей, театрализировать сюжет картины). - А эти люди, они какие, какой у них характер? А ты в своей жизни таких встречал? - Как ты думаешь, что было раньше до того, как это случилось (то, что изображено на картине: явление, обстоятельство, действие)? - О чем говорили главные герои, что делали, о чем думали? Символический уровень: Примечание. При организации беседы следует обратить внимание детей на символику цвета, света, формы, пространства, композиции (расположение предметов или объектов), количество изображаемых предметов или объектов, глубину, ширину изображаемого сюжета. Во все это художник вкладывает смысл, донося до зрителя важное, главное. Вопросы к детям: - Подумай, почему художник использовал такие цвета на картине, какие приемы еще применяет художник (свет, композиция, расположение предметов)? - Есть ли в произведении предметы, явления, которые что-либо символизируют? - Носит ли символический характер композиция и ее основные элементы: поза человека, жесты, одежда, цвет, свет, предметы, включенные в композицию, горизонталь, вертикаль и диагональ произведения? - Как название произведения соотносится с сюжетом и символикой цвета, формы? Ценностно-смысловой уровень: Примечание. Вопросы формулируются так, чтобы ребенок задумался, оценил поступок, событие или явление в жизни самого человека и в жизни других (близких) людей, обязательно спроецировал на себя, на свои поступки, действия, слова. Надо организовать так восприятие ребенком произведения искусства, чтобы ребенок «вошел» в произведение, побывал там, пожил, постарался прочувствовать переживания главных героев произведения, встал на место художника. Нельзя допускать, чтобы произведение было по одну сторону, а ребенок по другую. Вопросы к детям: - На кого из персонажей ты бы хотел быть похож? Почему? Что тебя привлекло в главном герое? - Ты хотел бы оказаться на месте главного героя? А у тебя была такая ситуация в жизни? - О чем нас предупреждает автор произведения, о чем хочет нам сказать, на что или кого хочет обратить наше внимание? (сделать акцент на качествах характера человека, на поступках, на отношениях людей между собой, отношение к животным, к природе, и т.д.) - на какие качества характера обращает нас автор произведения, каким надо быть, а каким не надо, какие качества характера должны быть у человека, чтобы у него были друзья, чтобы его любили? А в вашей жизни была подобная ситуация, как ты поступил? А что было бы потом, если бы ты поступил по-другому? - Как думаешь, что чувствует этот человек, что испытывает в своей душе? Может быть, он о чем то переживает, волнуется, а может он испытывает сильную радость, то тогда почему? - А можем мы его назвать героем? - Перечисли черты характера, которые прослеживаются у главного персонажа картины, а похож ли он по характеру на кого-то из твоих знакомых? Для того чтобы отследить процесс нравственно-патриотического развития ребенка, приобретенность личностных качеств мырекомендуем проводить педагогическую диагностику до (первичная диагностика) и после (итоговая диагностика) определенного периода практического обращения к игровому комплексу «Наследие». По необходимости возможна и промежуточная педагогическая диагностика. Анализ результатов педагогической диагностики на всех этапах позволит педагогу спроектировать дальнейшую работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
|