Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории цветовой гармонии ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Развитие цветовой культуры включает совершенствование процесса цветовой гармонизации. Возникают теории цветовой гармонии, появляется инструментарий, обеспечивающий гармонизацию. Первые практические шаги в этом направлении были предприняты в середине XIX в. для цветовой гармонизации промышленных изделий. Французский химик М. Э. Шевроль, получивший органические красящие вещества, разработал способ поиска цветовой гармонии окрашенной пряжи для использования в ткацкой промышленности. Преодолевая стойкий стереотип недоверия к научным разработкам цветовой гармонизации, их результатами стали пользоваться художники. Первым из крупных художников-колористов, который подкрепил интуитивный поиск цветовой гармонии научным знанием, был Э. Делакруа. В начале 20-х годов швейцарский педагог Й. Иттен в пропедевтическом курсе Баухауза использовал колористический анализ произведений живописи выдающихся мастеров. Цветовая гармония связана с эмоциональным впечатлением от сочетания цветов, которое может меняться не только у разных людей, но и у одного и того же человека. Мы устаем от привычных сочетаний и рады изменениям. Эта мысль еще раз убеждает нас в необходимости динамики окружающего цветового поля. Но здесь должна быть соблюдена мера — постоянная нестабильность, по мысли Р. Ивенса, может явиться причиной дисгармонии цветовых сочетаний, ведь мы учимся оценивать цветовое сочетание, неоднократно наблюдая его. Цветовая гармония во многом зависит от смысла и толкования изображения. Поначалу цветовая гармонизация питалась результатами систематизации цветов на основе трехмерного цветового тела, вмещающего расположенные в определенном порядке различные цвета. В XVIII в. Й. Ламберт изобрел цветовую пирамиду, а на рубеже XVIII—XIX вв. Ф. Рунге предложил цветовой шар, в основе которого лежал цветовой круг-экватор, на полюсах находились белый и черный цвета, а вертикальная ось представляла собой последовательность ахроматических цветов. Вертикальное сечение шара по оси давало две гармоничные области дополнительных цветов, от самых насыщенных вплоть до почти серых. Этот принцип цветовой систематизации в начале XX в. был использован А. Г. Манселлом и В. Оствальдом. Системы Манселла и Оствальда служат инструментами поиска гармоничных цветовых сочетаний. Американские ученые Д. Джадд и Г. Вышецки выделяют четыре наиболее общих принципа цветовой гармонии: 1. Производить отбор цветов на основе упорядоченной системы, которая может быть признана и эмоционально оценена, например, любые три цвета, лежащие на любой правильной траектории (прямая линия, эллипс или окружность), а также на отдельной поверхности (плоскость, цилиндр, сфера) в цветовом теле. 2. Из двух подобных последовательностей цветов считать более гармоничной ту, которая более привычна наблюдателю. Если система отбора не распознается и озадачивает, она кажется лишенной смысла. Лучшее руководство по гармонизации — природа: получение гармоничной последовательности зеленых оттенков подсказывает цветовая игра листвы и т. д. Такие последовательности можно найти на вертикальных сечениях цветового тела, проходящих через полюса. Это так называемый естественный порядок цветов, привычный, легко узнаваемый и вызывающий ощущение гармоничности. 3. Любая группа цветов становится гармоничной, приобретая элементы общности — единство в разнообразии. Слишком малое единство приводит к хаосу, слишком малое разнообразие — к монотонности. Если цвета дают дисгармоническое сочетание, можно добавить к ним немного третьего цвета, например, серого. Гармоничность может быть достигнута приближением явно несходных цветов к соизмеримой светлоте, но не к одной и той же, иначе сочетание станет невыразительным. 4. Цветовая гармония достигается ясной системой отбора. Если использовать ахроматические цвета на обширном фоне ярких цветов, через некоторое время они начинают восприниматься дополнительными к фону. Это явление не должно приводить к ошибочному утверждению о гармоничности сочетания. Если цвета отличаются на едва воспринимаемую величину, то может казаться, что это сделано специально или что они должны восприниматься как один и тот же цвет. Эта двусмысленность вызывает ощущение оплошности, что не позволяет считать сочетание гармоничным. Джадд и Вышецки иллюстрируют принципы цветовой гармонизации примерами выбора гармоничных цветовых групп на цветовом теле системы Манселла, которое, как и цветовое тело системы Оствальда, не обладает эстетически равномерным построением: при движении по каким-либо трассам внутри них или на их поверхности прохождение равных отрезков не означает равномерного изменения цветового ощущения, что говорит о слабой эффективности этих систем как средств гармонизации. Более совершенным инструментом поиска гармоничных цветовых множеств является система Колороид, обладающая эстетически равномерным пространством. В системе Колороид, имеющей цветовое тело в виде цилиндра, хроматические цвета располагаются внутри этого цилиндра, ахроматические — на его оси. В плоскостях, перпендикулярных оси, содержатся цвета одинаковой светлоты. По мере удаления от оси насыщенность цвета увеличивается. Поверхность цилиндра вдоль эллиптической линии косого плоского сечения несет спектральные цвета. На основании многочисленных, экспериментов с помощью системы Колороид выделены признаки гармоничности цветовых сочетаний: равные значения цветового тона и насыщенности (при этом значения светлоты образуют арифметический ряд), равные значения цветового тона и светлоты (значения насыщенности создают арифметический ряд), одинаковые значения цветового тона (значения насыщенности и светлоты образуют прямой или обратный арифметический или геометрический ряды либо изменяются по логарифмическому закону).
Планетарная система цветов Альбер-Ванеля Актуальность изучения окружающего нас цвета подчеркивает французский колорист М. Альбер-Ванель. Колориметрия, которая является сегодня олицетворением научного знания о цвете, по его мнению, слишком далека от действительности, от нее нельзя ожидать решения задач, имеющих отношение к социальной реальности. Цвет всегда изменчив, мимолетен, он никогда не бывает изолированным и поэтому всегда воспринимается в совокупностях, образующих определенные гармонии. Один и тот же цвет, обладающий определенными физическими характеристиками, вызывает различные ощущения, во многом зависящие от того, кому они принадлежат. Эта точка зрения вполне отвечает сути средового подхода к познанию городского окружения. «Исследуя цветовую среду, важно не столько разложить ее на отдельные цвета, из которых она состоит, сколько сопоставить сложную структуру окружающего нас физического мира с нашим сложным духовным миром. В конечном счете мы должны стремиться к тому, чтобы организовать цветовые множества, которые возникнут на поверхности предметов, архитектурных сооружений, полотен художников таким образом, чтобы у наблюдателя складывалось определенное впечатление об окружающей среде, именно такое, которое хотят создать те, в чью компетенцию входят задачи формообразования». М. Альбер-Ванель создает новую цветовую систему, которая принципиально отличается от рассмотренных. Ее пространственная модель не может быть представлена в виде традиционного объемного цветового тела, основанного на различии между цветами, поскольку пространство цветовых совокупностей Альбера-Ванеля основывается на их сходстве. В цветовом теле Манселла каждой точке соответствует определенный цвет, зафиксированный цифровыми показателями. В цветовом пространстве Альбера-Ванеля цветовые оттенки рассматриваются как имеющие сходство и обозначаются общей точкой. Один и тот же цвет может находиться в разных местах этого пространства. Например, совокупность пастельных цветов объединяется одинаковой светлотой, а цветовой тон и насыщенность цветов могут быть разными; в совокупности теплых цветов цветовые тона будут близкими, а светлота и насыщенность — разными. Цветовые совокупности внутри являются однородными. Это — своего рода планеты, и в этом смысле можно говорить о пространстве, вмещающем множество планет, почему система и названа планетарной. Цветовая совокупность характеризуется числом и разнообразием цветовых оттенков и определяется как полихромная или монохромная. Все ее цвета можно схематично изобразить с помощью круга, в центре которого будут находиться основные цвета, объединенные высокой степенью насыщенности, из центра будут расходиться лучи во всех направлениях, ведущих к монохромным цветам. Между полихромией в центре и монохромией на периферии будут располагаться все промежуточные цвета. Если, например, мы будем двигаться из области полихромии в направлении желтого цвета, то полихромия приобретет сначала желтый оттенок, который, постепенно усиливаясь, станет доминирующим. Красные цвета будут постепенно превращаться в оранжевые, синие — в зеленые, фиолетовые — исчезать. С определенного момента останутся лишь оттенки желтого, затем исчезнут и они, и мы окажемся в области монохромии. Два основных полюса — холодный и теплый, два дополнительных — светлый и темный, а также яркий и тусклый составляют три измерения. Пространство системы имеет следующие особенности: в центре полихромия, на периферии монохромия; желтый цвет соответствует светлому, темно-фиолетовый — темному; на вертикальной оси вверху — насыщенные цвета, посередине — ненасыщенные, внизу ахроматические и еще ниже — прозрачные и отражающие. Четвертое измерение системы заключается в разграничении между контрастом и оптическим слиянием, между расположением элементов рядом друг с другом и их смещением. Сближение одной совокупности с другой может осуществляться путем их расположения рядом друг с другом (мозаичность) или путем их смешения. Постепенное сближение черного и белого цветов может быть показано последовательностью планет, представляющих градации контраста черного и белого, или планетами, представляющими ступени серых тонов. Система включает прозрачность и отражение цветов, существующих в реальном мире, игнорируемых другими цветовыми системами, в которых свет мыслится белым и неизменным. В этой системе подразумевается, что свет может меняться по интенсивности и окраске и в зависимости от этого цветовые совокупности будут тяготеть к различным зонам. Излишне говорить о гармонизации цветовых совокупностей, так как гармония как бы априори уже заложена в ней: различные совокупности демонстрируют различные способы гармонизации множеств цветов: контраст, нюанс, общий валер и др. Каким образом может использоваться планетарная система? Система позволяет классифицировать, упорядочивать и создавать гармоничные цветовые совокупности, она объективна, не подвержена влиянию моды, поскольку содержит совокупности всевозможных типов. Система может служить инструментом для решения художественно-эстетических задач архитектурной Колористики, так как приближается к реальной действительности, проходя следующие этапы: изолированный цвет — цветовые совокупности — абстрактное изображение — фигуративное изображение — трехмерное изображение — реалии. Изолированный цвет — индифферентен, цветовые совокупности помогают исследовать отношения между цветами, абстрактное изображение связывает цвет с формой, фигуративное изображение дает формам реалистическое содержание, трехмерное изображение — модель реального объекта. И, наконец, реальная действительность — неограниченная протяженность, включающая множество объектов, например, пространство города. Планетарная система цветов способствует возведению цвета в ранг средств коммуникации. М. Альбер-Ванель намечает исследовать связь между вербальным языком и цветосочетаниями. Он справедливо утверждает, что определить смысловое значение цвета можно только в цветосочетании и в контексте его конкретного применения, на что и направлена система. Ссылка на конкретность применения, например, на область архитектуры, подразумевает адресование цветовых совокупностей архитектурным объемам и их деталям. И здесь цвет во взаимодействии с формой образует соответствующие знаки, составляющие цветовой язык архитектуры. Планетарная цветовая система представляет собой реалистический подход к гармонизации цветовых множеств, а ее цветовое пространство помогает эффективно осуществлять цветопространственную гармонизацию.
|