Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология. 1947 г. План Маршалла, разработанный США для экономической помощи Европейским странам






1947 г. План Маршалла, разработанный США для экономической помощи Европейским странам

1949 г. Создание НАТО

1953 г., март Смерть И.В. Сталина

1953 г., сентябрь Избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС

1954 г., февраль Начало освоения целинных земель

1955 г. Создание Организации Варшавского Договора (Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания)

1956 г., февраль ХХ съезд КПСС. Доклад Н.. Хрущева “О культе личности и преодолении его последствий”.

1956 г., июнь Постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий”

1956 г., октябрь Ввод войск стран Организации Варшавского Договора в Венгрию.

1957 г. Запуск первого искусственного спутника Земли

1957 г. Закон о создании совнархозов

1959 г. “Кукурузная политика”

1959 г — 1965 гг. Семилетний план развития народного хозяйства СССР

1961 г., 12 апреля Первый в истории полет в космос человека (Ю.А. Гагарин)

1961 г., октябрь XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии — программы строительства коммунизма.

1963 г., октябрь Карибский кризис

1964 г., октябрь Отставка Н.С. Хрущева с занимаемых постов

 

 

39. Эпоха «оттепели» в политической и духовной сфере.

Десятилетие 1954—1964 гг. вошло в нашу историю как время «оттепели». Она началась еще в 1953 г., вскоре после смерти И. В. Сталина. «Эпоха зрелищ кончилась, идет эпоха хлеба...». Эти строки поэта Б. Слуцкого верно отражали настроения в о б т ществе. Народ давно ждал перемен к лучшему. Все послевоенные годы Советский Союз жил в постоянном перенапряжении. Советская экономика задыхалась под бременем военных расходов, гонки вооружений с Западом. Промышленность и сельское хозяйство требовали технического перевооружения. Люди остро нуждались в жилье, полноценном питании. В тяжелом положении находились узники сталинских лагерей (ГУЛАГ), которых к началу 50-х гг. насчитывалось в общей сложности около 5, 5 млн. человек (см. Советское общество в 1945—1953 гг.). Крайности сталинского режима: репрессии, беззаконие, обожествление личности «вождя» — были настолько очевидны для ближайшего окружения Сталина, что без их преодоления пути вперед не было. Лишь три человека из властной элиты — Г. М. Маленков, Л. П. Берия и Н. С. Хрущев могли реально претендовать на то, чтобы возглавить Советское государство после смерти «отца народов». Каждый из них осознавал невозможность сохранения тоталитарной системы (см. Тоталитарный режим в СССР). Для сталинских наследников непреложной истиной была необходимость продолжить курс на построение коммунистического общества, на укрепление военной и индустриальной мощи страны, на поддержку коммунистических режимов в других странах. Поэтому никто из претендентов на власть не был готов к серьезной «ревизии» коммунистической идеи. В жесткой закулисной борьбе за власть победил Хрущев. Летом 1953 г. «лубянский маршал» Берия был арестован по обвинению в заговоре с целью захвата власти и в декабре того же года расстрелян вместе с шестью ближайшими сотрудниками. Устранение Берия положило конец массовому террору в стране. Из тюрем и лагерей стали возвращаться политические заключенные. Их рассказы, а также слухи о забастовках и восстаниях узников ГУЛАГа оказали сильное воздействие на общество. Нараставшее «снизу» давление способствовало развертыванию критики сталинского режима и самого Сталина. У экс первая робкая критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, породила надежды на изменение жизни к лучшему. В руководство страны пошел мощный поток писем, предложений, просьб.

 

Н. С. Хрущев стал инициатором многочисленных, порой плохо продуманных и непоследовательных реформ по демократизации и либерализации советского общества. Первые преобразования начались уже в 1953 г. с ликвидации советского «крепостного права» в деревне. Колхозам и совхозам была дана относительная самостоятельность. С личных хозяйств были «списаны» все долги, накопившиеся с военных лет, вдвое уменьшен сельхозналог, снижены нормы обязательных натуральных поставок, введенные при Сталине и державшие деревню в полуголодном состоянии. Даже эти частичные меры позволили обеспечить рост сельскохозяйственного производства. К 1958 г. его валовая продукция выросла вдвое, сельское хозяйство впервые стало рентабельным.

 

В 1956 г. была ликвидирована система принудительного труда, закреплявшая людей на их рабочих местах, отменены суровые наказания на предприятиях, жители деревни обрели гражданские права, профсоюзы — право контроля за увольнением работников, нормами выработки, тарифными ставками.

 

В это время позиция Хрущева в руководстве настолько укрепилась, что он мог сделать новый шаг. На XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г., на закрытом заседании Хрущев заявил о личной причастности Сталина к массовым репрессиям, жестоким пыткам заключенных, о гибели по вине «вождя» выдающихся полководцев. На него докладчик возложил вину за развал сельского хозяйства, за поражение Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны, за грубые просчеты и извращения в национальной политике. «Секретный» доклад на XX съезде, приведший в шок большинство его делегатов, не стал достоянием широкой общественности и был опубликован в печати лишь в 1989 г.

 

Осуждая преступления Сталина, Хрущев не затронул природы советской тоталитарной системы. Он не был готов к демократизации общественных институтов, к тому, чтобы включить в борьбу за реформы либерально настроенные слои интеллигенции — писателей, публицистов, ученых, чьими усилиями в начале 50-х гг. создавались идейные предпосылки «оттепели». По этой причине хрущевская «оттепель» так и не стала настоящей весной. Частые «заморозки» после XX съезда отбрасывали общество назад. В начале 1957 г. более 100 человек были привлечены к уголовной ответственности за «клевету на советскую действительность». От 6 до 10 лет заключения получили члены группы аспиранта МГУ Л. Краснопевцева. Они выпустили листовку, в которой содержались призыв к борьбе со сталинской системой угнетения, требование суда над всеми сообщниками Сталина. Противоречивыми были и действия Хрущева в экономическом и внешнеполитическом курсах. Жестокое подавление восстания венгерского народа в 1956 г. оказало огромное воздействие на судьбу реформ, положило предел дальнейшей либерализации. Тем не менее XX съезд ускорил развитие многих новых процессов в экономике, политике, духовной жизни. Прежде всего ускорилась реабилитация узников ГУЛАГа. Чрезвычайные комиссии с широкими полномочиями непосредственно в местах заключений и ссылок решали многие вопросы, началось массовое освобождение заключенных. Была восстановлена национальная автономия 5 народов, несправедливо депортированных в Среднюю Азию и Казахстан. В феврале 1957 г. Верховный Совет РСФСР восстановил Чечено-Ингушскую АССР в составе России, образовал Калмыцкую автономную область (с 1958 г. — автономная республика). Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область — в Карачаево-Черкесскую. Крымские татары, турки-месхетины, немцы реабилитированы не были. Тем не менее практически ликвидировалась вся система политических репрессий.

 

С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой. Читатель наконец получил доступ к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвестным. Публиковались запрещенные стихи С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, рассказы М. Зощенко. Начали выходить 28 журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты. Историкам стало легче изучать прошлое. Важное значение имели постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Впервые КПСС пыталась публично признать свои ошибочные решения по вопросам искусства. Публикация в журнале «Новый мир» повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» открыла запретную для советской литературы тему сталинских лагерей, массового террора. Вместе с тем Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за напечатание за рубежом романа «Доктор Живаго» (запретили ему выехать в Швецию за получением Нобелевской премии в области литературы). «Дело» Пастернака четко определило границы «оттепели» в духовной жизни. Попытки партийного руководства в начале 60-х гг. вернуться к жесткой регламентации художественного процесса оттолкнули от реформаторов творческую интеллигенцию.

 

Во второй половине 50-х — начале 60-х гг. руководство страны, достигнув определенных успехов в десталинизации общества, приступило к новой серии реформ в хозяйственной и культурной сферах. Н. С. Хрущев хотел добиться реальных результатов в повышении материального уровня жизни народа. Для этого необходимо было реорганизовать и децентрализовать управление экономикой. В мае 1957 г. Хрущев, ликвидировав отраслевые министерства, создал совнархозы. Теперь многие экономические проблемы решались на местах, влияние бюрократии ослабло. Но реформа не изменила самих принципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной. Качественные показатели выпускаемой промышленностью продукции падали, система управления стала еще более сложной и ненадежной. Реформа потерпела крах. Не были доведены до конца реформы в сельском хозяйстве, народном образовании. Но социальные последствия даже таких половинчатых преобразований оказались значительно шире, чем предполагало руководство страны. Либерализация духовной жизни породила свободомыслие, появление инакомыслящих, самиздата. Расширение местной инициативы лишало власти и привилегий столичную номенклатуру(см. Чиновничество). Нарастание экономических трудностей поставило руководство страны перед выбором: либо коренные изменения основ существующего строя, либо очередные административные реорганизации. В конечном счете был выбран третий путь — в октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был смещен со своих постов. Эпоха «оттепели» закончилась.

 

40. Социально-экономическое развитие СССР в период «хрущевского» десятилетия (1953 – 1964 гг.).

Основы новой аграрной политики были установлены в сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС. Самыми первыми мероприятиями в сельском хозяйстве были снижение налога (на 1954 г. - в 2, 5 раза ниже по сравнению с 1952 г.), списание недоимок по налогам за прошлые года: " Списать всю задолженность по поставкам продуктов животноводства государству хозяйствами колхозов, рабочих и служащих по состоянию на 1 января 1953г.". Налог теперь взимался с размера приусадебного участка.

Увеличилось и государственное финансирование в аграрный комплекс - увеличилось количество тракторов, комбайнов, автомашин, в колхозы были направлены специалисты для помощи сельскому хозяйству.

Также на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1953 г. Хрущев предложил начать заниматься поднятием целинных и залежных земель, но никто его не поддержал. И только на Пленуме в феврале- марте 1954 г. его программа была принята, и вскоре началось массовое освоение целины. Стали создаваться совхозы, и к середине 1956 г. уже было распахано 33 млн. га новых земель, что позволило решить продовольственную проблему. Однако новая реформа показала и несостоятельность системы: не было построено достаточно зернохранилищ и не было дорог для перевозки зерна. На освоение новых земель было потрачено достаточно большое количество государственных ресурсов, поэтому страна стала во многом зависеть от урожая на целинных землях.

В 1959 г. начали проводить реорганизацию машинно-тракторных станций (МТС). Чтобы не остаться без машин, колхозы были вынуждены покупать их по очень высоким ценам. Но благодаря этому государство в очень быстрый промежуток времени сумело компенсировать почти все расходы, направленные в сельское хозяйство.

В мае 1957 г. была создана новая управленческая структура - Советы народного хозяйства. Они заменяли ряд отраслевых союзных и республиканских министерств. Создание совнархозов должно было приблизить систему управления к реальным нуждам регионов, при этом сохранив систему государственного планирования. Основными функциями совнархозов являлись:

-Контроль над деятельностью предприятий на местах;

-Совершенствование материально-технической базы предприятий;

-Укрепление дисциплины поставок готовой продукции;

-Осуществление региональных проектов развития производства и их финансирование.

Попытки децентрализации системы управления и рост самостоятельности хозяйственных субъектов вели к изменениям в сфере денежных отношений. В 1956 г ЦК КПСС принял решение о разработке реформы в этой сфере, которая продолжалась вплоть до 1961 г. Было много разногласий по аспектам данной реформы, в основном из-за функции денег и их стоимости при социализме.

Важным аспектом в развитии промышленности в СССР стал научно-технический прогресс. Страна добилась наиболее значимых результатов в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. Самым главным итого НТР в Советском Союзе стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. А в 1961 г. Ю.А. Гагарин полетел в открытый космос, став первым человеком, проложившим " дорогу в космос".

 

В это время бурно начал развиваться энергетическая база страны. Был построен ряд гидроэлектростанций и теплоэлектростанций. Благодаря этому железнодорожный транспорт перешел с паровозов на тепловозы. Также мощно развивались газовая и нефтяная промышленности. Довольно сильно стали развиваться химическая промышленности, добыча угля, металлургия.

В апреле 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., который предусматривал суровые наказания за опоздания на работу и прогулы, а также запреты на перемену рабочего места. Кроме того, регулярно повышались оклады работников промышленности. В этом же году был принят закон о сокращении рабочей недели.

Одним из важных законов, принятых во время хрущевского десятилетия, являлся закон о пенсионном обеспечении (июль 1956 г.). Теперь размер пенсий зависел от стажа работы и возраста. Мужчины могли уйти на пенсию, достигнув 60 лет и имея 25-летний стаж работы, а женщины могли уйти с 55 лет, имея 20-летний стаж. Сумма ежемесячных выплат колебалась от 30 до 120 руб. (в масштабе 1961 г.). Однако закон не говорил об автоматическом уходе на пенсию, что повышало возможности для чиновников оставаться дольше на своих постах.

Одним из наиболее значительных событий социальной жизни СССР стало массовое жилищное строительство, которое позже было аккумулировано на промышленную основу. Стали возводиться новые дома из железобетонных панелей, что значительно сокращало время стройки. В 1950 г. жилищный фонд составлял 513 млн. кв. м, в 1960 - 958 млн. кв. м, в 1964 - 1184 млн. кв. м. За 1956-1965 гг. в новые дома переселилось почти 55 млн. человек. Но тем не менее, очередь на квартиру продвигалась очень медленно из-за ряда факторов.

В 1958 г. были приостановлены на 20 лет выплаты денег по государственным займам, потому что у государства не хватало на это средств. В это же время произошла и отмена обязательной подписки на государственные займы. У общества это вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны оплата облигаций служила дополнительным доходом для семей, у которых эти облигации были, а с другой стороны прекращение ежегодной подписки на заем означало некую экономию семейных денег.

В 1957 г. были снижены налоги для низкооплачиваемых категорий работников, возросли пособия многодетным семьям. Была повышена минимальная заработная плата с 30 до 40-45 руб. в месяц. К 1965 г. средняя заработная плата выросла до 95 руб. в месяц.

В 1956 г. отменили все виды оплаты за школьное и высшее образование.

41. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

Смерть в марте 1953 года И.Сталина стала поворотным моментом внешней политики СССР. Это выразилось в признании мирного сосуществования двух различных систем, ослаблением тоталитарного контроля развития социалистических стран, установлением более широких экономических контактов со странами третьего мира.

Визит правительственной и партийной верхушки в Китай, способствовал расширению экономического сотрудничества. В 1955 году произошло примирение между Югославией и СССР.

 

Смягчению напряженности в холодной войне между Западом и Востоком способствовало подписание между Австрией и странами – победителями во Второй мировой войне договора о ненападении и нейтралитете.

СССР в 1955 году вывел с территории Австрии свои войска, находившиеся там с 1945 года, и Австрия обязалась сохранять нейтралитет. Также в Женеве в 1955 году состоялась встреча политических лидеров США, Великобритании, Франции и СССР. Результатом этой встречи не стало никаких политических соглашений, но в сентябре 1955 года состоялся визит канцлера ФРГ Аденауэра в Советский Союз и между двумя странами были установлены дипломатические отношения.

 

Страны вновь образованного социалистического лагеря в Восточной Европе заключили в 1955 году Варшавский договор, который носил статус оборонительного в первую очередь. В его состав, помимо СССР, вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария и Венгрия. Основной концепцией этого договора являлось сотрудничество на основе мира и взаимопонимания не только между собой, но и с государствами имеющими ной социальный строй. Для обеспечения безопасности стран входящих в Варшавский договор создавались объединенные вооруженные силы, имеющие также общее руководство.

Для контроля внешнеполитической ситуации страны Варшавского договора образовали Политический консультативный комитет.

 

Не смотря на то, что Хрущев, объявивший на 20 съезде о культе личности Сталина, высказал мнение, что любая страна сама вправе выбирать собственный путь построения социализма и это должно положительно сказаться на международных отношениях и понизить градус холодной войны, реальность была несколько иной. В 1956 году вспыхнуло восстание в Венгрии, которое было подавлено при помощи вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора. С 1956 года начали резко ухудшаться советско-китайские отношения из-за политики дестанализации, которую активно проводило советское руководство. Китай в этом поддерживала Албания.

В отношениях с развитыми капиталистическими странами Запада Советский Союз выступал за принципы мирного сосуществования и экономического соперничества двух систем. В этом отношении очень знаменателен визит руководителя СССР Н.С.Хрущева в США, который состоялся по приглашению президента Д.Эйзенхауера в 1959 году. Обе страны стремились к мировому лидерству по производству атомного оружия и у СССР были реальные шансы в этом плане. Ведь уже с 1953 года Советский Союз имел водородную бомбу, а в 1957 году провел успешные испытания межконтинентальной ракеты и вывел на космическую орбиту спутник, который мог доставить эту ракету практически в любую точку земного шара.

 

Начало 60-х годов – это сложный период во взаимоотношения СССР со странами Запада и США. 1 мая 1960 года над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет, что привело к росту напряженности. Возведение в августе этого же года Берлинской стены разделившей Берлин на две части, значительно усугубило этот конфликт. Решение советского руководство осенью 1962 года разместить на Кубе советские ракеты, привело к Карибскому кризису, и весь мир замер в ожидании страшной катастрофы – Третьей Мировой войны. Но усилиями руководителей США и СССР конфликт был разрешен мирным путем, хотя напряженность и взаимное недоверие сохранилось.

 

Началом конца холодной войны можно считать соглашение, подписанное в Москве в 1963 году о запрете испытаний ядерного оружия в космосе, атмосфере и под водой. К этому соглашению присоединились более ста государств. Довольно успешная внешняя политика 1953-1964 это немалая заслуга министра иностранных дел А.А.Громыко, который оставался на своем посту более 28 лет и пользовался большим уважением и заслуженным авторитетом руководителей иностранных государств.

 

42. Эпоха «застоя» и создание номенклатуры.

К середин? е 60-х годов в стране резко ухудшилась экономиче­ская ситуация. Недовольство Н.С. Хрущевым приняло крайние формы. Объединились противники форсированного строительства коммунизма и те, кто был недоволен авторитарным руководством Хрущева.

 

В октябре 1964?. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был обвин? ен в?? волюнтаризме?? и?? субъективизме??, был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, предсовмина стал А.Н. Косыгин.

 

Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские деи? ствия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за?? светлое будущее?? при ухудшении текущей жизни.

 

В Советском Союзе во второй половин? е 60-х годов основной тенденцией политического развития стало усиление роли партийной и государственной бюрократии, создание условий для образования нового правящего класса. В годы сталинских репрессий состав правящей элиты постоянно менялся – на смену репрессированным выдвигались новые кадры, которые, в свою очередь, подвергались репрессиям. В хрущевский период репрессий не было, но в ходе постоянных реорганизаций и управленческих экспериментов шла ротация руководящих кадров, перетряска правящего слоя. Новое руководство КПСС, пришедшее к власти в середин? е 60-х г?. создало стабильный, несменяемый слой партийно-государственных чиновников.

 

В марте–апрел? е 1966?. состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения в Устав партии. Из него было убрано положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесенное Хрущевым на XXII съезде. Убрано было и положение о том, что члены руководящих партийных органов не бывают избраны более, чем на 3 срока (12 лет). Был восстановлен пост генерального секретаря ЦК, ликвидированный после смерти И.В. Сталина. На данный пост был избран Л.И. Бреж­нев. Эти решения съезда создали стабильный слой пар­тийной номенклатуры.

 

Теоретической основой политической системы стал курс на?? возрастание руководящей роли партии??. Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице крайне важно было иметь билет члена КПСС.

 

В 1977?. была принята новая Конституция СССР, а в 1978?. – конституции союзных республик. В этих конституциях (ст. 6) законодательно укреплялась руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.

 

Сама КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты (а к середин? е 80-х г?. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся также по разнарядке, в первую очередь, принимались рабочие, доступ интеллигенции был затруднен. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей?? от отца к сыну??), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.

43. Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания.

Поиски новой хозяйственной модели велись советскими экономистами (Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов) уже с конца 1950-х гг. Суть намерений заключалась в том, чтобы жесткую систему единого государственного планирования сделать более гибкой посредством включения в нее элементов рыночного стимулирования. Главными задачами становились повышение материальной заинтересованности производителей результатами своего труда и изменение принципа оценки эффективности работы.

В октябре 1964 г. Н. Хрущев был отправлен в отставку со всех постов по состоянию здоровья. Преемником Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев.

 

Перед А. Косыгиным высшим партийным руководством была поставлена задача проведения широких преобразований в экономике, которые затем назовут «косыгинской реформой».

 

Главной целью реформы являлось повышение эффективности работы народного хозяйства, повышение темпов его роста и на этой основе улучшение жизненного уровня населения.

 

Основные принципы реформы заключались в предоставлении большей автономии отдельным предприятиям; переводе предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по объему валовой продукции, а по реализованной и по полученной прибыли; создание из части прибыли (10-12 % от общей прибыли) фондов экономического стимулирования; внедрение элементов оптовой торговли между производителями, минуя посредников, т.е. государственные структуры, привыкшие все планировать и распределять по «лимитам»; повышении роли прибыли при оценке хозяйственной эффективности их деятельности.

 

Основные фонды предприятия оставались в государственной собственности, и предприятия должны были вносить за них государству арендную плату. Топливо, энергию и сырье предприятиям предстояло покупать. Это должно было побудить директоров экономить ресурсы и сырье. Предполагалось, что предприятия будут освобождены от мелочной опеки руководящих органов, им сверху будут спускаться лишь самые общие параметры развития. Обязательные для выполнения плановые показатели были сокращены с 30 до 9.

 

Таким образом, предприятие получало право относительно самостоятельно вести свою хозяйственную деятельность и распоряжаться частью полученной прибыли.

 

Как следствие, уже в 1966 г. доходы колхозов и совхозов выросли на 15 %. Объем сельскохозяйственного производства за годы восьмой пятилетки вырос на 21 % (в предыдущем пятилетии этот показатель составил 12 %). За 1966-1970 гг. государство закупило почти на треть зерновых больше, чем в предыдущее пятилетие.

 

Увеличился технический парк сельского хозяйства. Так, число тракторов к 1970 г. выросло с 1 613 тыс. единиц (1965 г.) до 1 997 тыс. единиц, зерноуборочных комбайнов – с 520 тыс. до 623 тыс. единиц, грузовых автомобилей – с 945 тыс. до 1 136 тыс. штук.

 

По их мнению, реформа изначально была обречена на неуспех, и этому способствовал целый комплекс причин:

– непоследовательность и половинчатость уже в самом замысле реформы. Допущение рыночных начал в жестко централизованную плановую экономику, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических. Уже в 1971 г. Совет Министров СССР принял постановление «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства». Государство вновь стало устанавливать задания по производительности труда, тогда как во второй половине 1960-х гг. подобное правило не действовало;

– некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяйстве мыслились, прежде всего, как сумма организационно-технических мер, не связанных напрямую с изменением общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

– слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловили половинчатость замысла реформы и обрекли ее в конечном итоге на неудачу;

– противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставит под сомнение сущность социалистического строя. В процессе противостояния реформаторских и консервативных сил, последние получили поддержку в лице главы КПСС Л. Брежнева. По свидетельству В.А. Крючкова, бывшего руководителя КГБ и близкого соратника Ю.В. Андропова, принципиальные разногласия разделяли также Косыгина и Андропова. Андропов опасался, что предлагаемые Косыгиным темпы реформирования могут привести не просто к опасным последствиям, но и к размыву советского социально-политического строя.

44. Период «разрядки» в международных отношениях.

После кризиса 1962 г. обе стороны поняли, что в международных отношениях и в холодной войне произошли очень серьезные перемены. СССР достиг в вооружениях примерно того же уровня, что и США. Еще в 1960-е гг. между США и Западом возникли очень серьезные разногласия о том захотят ли США в случае войны защищать Европу. Чтобы себе кое-как обезопасить необходимо собственное вооружение. Франция создала свое ядерное оружие и вышла из военной структуры НАТО, наладила отношения с СССР. Идеи разрядки тепло были восприняты в Европе, но США не столько оптимистически смотрели в будущее. Однако отношения с СССР были нормализованы. Было предложено заключение договора о нерасширении блоков, следовательно, проблема расширения НАТО - это проблема не новая. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - общеевропейский процесс. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.(см. билет о Хельсинском совещании и процессе) Однако после ввода советских войск в Афганистан отношения с США резко обострились.(см. об обострении напряженности в мире на рубеже 1970-х-80-х гг.) В апреле 1978 г. в Афганистане произошел переворот, позднее названный Апрельской революцией. К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана. События развивались стихийно. Толчком к волнениям послужило убийство 17 апреля видного деятеля партии. На улицы вышли тысячи людей, требуя наказания убийц и отставки правительства. Чтобы пресечь беспорядки президент Мухаммед Дауд распорядился арестовать всех вождей партии. Ответом на это стал военный переворот 27 апреля, в ходе которого Дауд был убит. Свергнувшие его офицеры освободили из заключения руководителей партии и передали им власть. Так совершенно неожиданно партия оказалась у власти в стране, но уже через несколько месяцев внутри ее разгорелась острая борьба.

 

В августе 1979 г. вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии: Тараки и Амином. 16 сентября Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Его обвинили в попытке покушения на Амина, которая действительно была. Вскоре Тараки скончался. Его смерть взбудоражила Москву, хотя внешне все оставалось спокойно.Осуждение вызвали начавшиеся в Афганистане массовые " чистки" и расстрелы в партийной среде. И так как они напоминали советским руководителям китайскую " культурную революцию", возникали опасения, что Амин может порвать с СССР и сблизиться с Китаем. Амин неоднократно просил о вводе в Афганистан советских войск для укрепления революционной власти. Наконец, 12 декабря 1979 г. советское руководство решило исполнить его просьбу, но при этом убрать самого Амина. Советские войска вторглись в страну и с боем взяли Кабул. В ходе операции Амин был убит, а его противники, ожидавшие в тюрьме казни, были освобождены. Казалось, военная операция благополучно завершилась.

 

На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты. С новой силой вспыхнула " холодная война". 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода " иностранных войск" из Афганистана. За это решение голосовали 104 государства. Это был довольно редкий случай, поскольку в 1970-е гг. большинство в ООН голосовало вместе с СССР.

 

Афганская война длилась более девяти лет. И только в июне 1987 г. были сделаны первые, пока символические, шаги к установлению мира. В апреле 1988 г. СССР подписал в Женеве соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 мая советские войска начали уходить.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал