Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 28—31.






Куль­ту­ра фор­ми­ру­ет лич­но­сти чле­нов об­ще­ства, тем самым она в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ре­гу­ли­ру­ет их по­ве­де­ние. Клиф­форд Гиртц на­зы­ва­ет куль­ту­ру «си­сте­мой ре­гу­ли­ру­ю­щих ме­ха­низ­мов, вклю­ча­ю­щей планы, ре­цеп­ты, пра­ви­ла, ин­струк­ции... ко­то­рые слу­жат для управ­ле­ния по­ве­де­ни­ем». Он счи­та­ет, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дез­ори­ен­ти­ро­ва­ны: «Не

обу­слов­лен­ное мо­де­ля­ми куль­ту­ры (си­сте­ма­ми зна­чи­мых сим­во­лов) по­ве­де­ние че­ло­ве­ка стало бы прак­ти­че­ски не­управ­ля­е­мым, оно сво­ди­лось бы к спон­тан­ным бес­смыс­лен­ным по­ступ­кам и без­удерж­ным эмо­ци­ям, у че­ло­ве­ка прак­ти­че­ски не мог бы сфор­ми­ро­вать­ся опыт».

О том, на­сколь­ко важна куль­ту­ра для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства, можно су­дить по по­ве­де­нию людей, не охва­чен­ных со­ци­а­ли­за­ци­ей. Не­кон­тро­ли­ру­е­мое, или ин­фан­тиль­ное, по­ве­де­ние так на­зы­ва­е­мых детей джун­глей, ко­то­рые ока­за­лись пол­но­стью лишёнными об­ще­ния с лю­дь­ми, сви­де­тель­ству­ет о том, что без со­ци­а­ли­за­ции люди не спо­соб­ны усво­ить упо­ря­до­чен­ный образ жизни, овла­деть язы­ком и на­учить­ся до­бы­вать сред­ства к су­ще­ство­ва­нию...

Если куль­ту­ра ре­гу­ли­ру­ет по­ве­де­ние людей, можем ли мы зайти так да­ле­ко, чтобы на­звать её ре­прес­сив­ной? Имен­но так счи­тал Зиг­мунд Фрейд. Он ис­сле­до­вал кон­фликт между куль­ту­рой (или «ци­ви­ли­за­ци­ей») и ин­стинк­тив­ным на­ча­лом че­ло­ве­че­ской на­ту­ры. Часто куль­ту­ра дей­стви­тель­но по­дав­ля­ет по­буж­де­ния че­ло­ве­ка, глав­ным об­ра­зом, сек­су­аль­ные и агрес­сив­ные. Но она не ис­клю­ча­ет их пол­но­стью. Она ско­рее опре­де­ля­ет усло­вия, при ко­то­рых они удо­вле­тво­ря­ют­ся...

Но, учи­ты­вая важ­ность вли­я­ния куль­ту­ры на по­ве­де­ние людей, мы не долж­ны вме­сте с тем пре­уве­ли­чи­вать её воз­мож­но­сти. Спо­соб­ность куль­ту­ры управ­лять че­ло­ве­че­ским по­ве­де­ни­ем огра­ни­че­на по мно­гим при­чи­нам. Пре­жде всего, не­бес­пре­дель­ны био­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма. Про­стых смерт­ных нель­зя на­учить пе­ре­пры­ги­вать через вы­со­кие зда­ния, даже если об­ще­ство вы­со­ко ценит такие по­дви­ги. Точно так же су­ще­ству­ет пре­дел зна­ний, ко­то­рые может усво­ить че­ло­ве­че­ский мозг...

Фак­то­ры окру­жа­ю­щей среды также огра­ни­чи­ва­ют воз­дей­ствие куль­ту­ры. На­при­мер, за­су­ха или из­вер­же­ния вул­ка­на могут на­ру­шить сло­жив­ший­ся спо­соб зем­ле­де­лия. Фак­то­ры окру­жа­ю­щей среды могут пре­пят­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию не­ко­то­рых мо­де­лей куль­ту­ры. Со­глас­но обы­ча­ям людей, жи­ву­щих в тро­пи­че­ских джун­глях с влаж­ным кли­ма­том, не при­ня­то в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни воз­де­лы­вать опре­делённые участ­ки земли, по­сколь­ку на них нель­зя долго по­лу­чать вы­со­кие уро­жаи зер­но­вых.

 

(Н. Смел­зер)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал