Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и принципы таможенной политики. 1. В РБ осуществляется единая тамож
1. В РБ осуществляется единая тамож. политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РБ. 2. Целями тамож. политики РБ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов тамож. контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите бел. рынка, стимулированию развития нац. экономики,, а также иные цели, определяемые Президентом РБ, Парламентом РБ и Правительством РБ. 2. Понятие и организация государственного управления Государственное управление есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни. Оно всегда осуществляется специальными органами, состоящими из штатных профессионалов – государственных служащих. Сущность государственного управления в кратком виде состоит в исполнении законов и других правовых актов органов государственной власти. С этой точки зрения исполнение является основным признаком государственного управления, осуществление которого возложено на органы исполнительной власти (в широком понимании — на органы государственного управления). Общее руководство тамож. делом осуществляет Президент РБ. Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство тамож. делом, является Государственный тамож. комитет Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию в тамож. целях задач в области тамож. дела и единообразие применения тамож. законодательства всеми тамож.и органами на территории РБ. РБ участвует в международном сотрудничестве в области тамож. регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой.
3. Там. контроль за товарами, перемещаемыми через там. границу физическими лицами В соотв. с действующим тамож. законодат-вом все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров. Физ. лица вправе перемещать товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке. При заявлении товаров для тамож. оформления и контроля применяются упрощенные формы декларирования: спец. бланк для декларирования в письменной форме; устная форма, иные формы, например, проход пассажира через " красный" или " зеленый" коридоры и т.п. Упрощения при взимании тамож. платежей выражаются в применении так называемых единых ставок тамож. платежей либо исчислении совокупного тамож. платежа и внесении платежей непосредственно при производстве тамож. оформления. Предназначение товаров устанавливается должностным лицом тамож. органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой. При этом исходят из характера, количества, частоты перемещения товаров, учитывают все обстоятельства поездки. У должностного лица не должно быть оснований для сомнений в том, что товары перемещаются через тамож. границу в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи и их предполагаемое использование не связано с извлечением налогооблагаемого дохода в любой форме. Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной декларации, общей системы тамож. платежей, мер экономической политики и т.д. При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие тамож. декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая ручную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведения о поименованных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для тамож. контроля. Тамож.у контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через тамож. границу физическими лицами. Формы контроля могут быть различными из числа разрешенных к применению действующим законодательством, а сущность тамож. контроля в этом случае заключается в проверке достоверности сведений, сообщенных при декларировании. Тамож. досмотр является одной из форм тамож. контроля. Под тамож. досмотром подразумевается проверка наличия или отсутствия в транспортных средствах, ручной клади и багаже, а также в одежде и на теле физического лица предметов, не заявленных или скрываемых от тамож. контроля. Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой тамож. контроля. Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам. При организации и проведении досмотра должностные лица тамож. органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности. В заключение необходимо отметить, что тамож. досмотр является наиболее эффективным, а иногда и единственным методом обнаружения незаконно перемещаемых предметов, и обеспечивает веские доказательства вины при рассмотрении дела о тамож. правонарушении.
4. Понятие и принципы т. политики, т. тер-ия и тамож. граница В РБ осуществляется единая тамож. политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства. В тамож. политике сфокусированы важнейшие задачи гос. политики в целом. Тамож. механизм, включающий тамож. контроль, применение мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, борьбу с контрабандой и т. п., призван защищать бел. рынок от внутр. и внешних угроз, эконом. и прямых материальных ущербов, ограждать отечественных товаропроизводителей от дестабилизирующего влияния извне и одновременно стимулировать развитие нац. экономики. Целями тамож. политики являются: - обесп-е наиболее эффект. исп-ния инструментов тамож. контроля и регулир-я товарообмена на тамож. тер-ии респ.; - участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка; - стимулирование развития национальной экономики; Могут устанавливаться и иные цели таможенной политики в соответствии с общей экономической политикой государства. Т. о., именно там.политика опр. основные цели, задачи и функции тамож. дела в РБ. Тамож. политика направлена на обесп-е соблюдения собственных интересов государства. Согласно тамож. кодексу, тамож. территорию РБ составляют сухопутная тер-ия, внутр. воды и воздушное пространство над ними. На тер-ии республики могут находиться свободные тамож.зоны и свободные склады, тер-ии которых рассматриваются как находящиеся вне тамож. тер-ии, за искл. случаев, определяемых Тамож. кодексом и иными законодательными актами РБ по тамож.у делу. В Беларуси тамож. тер-ия совпадает с сухопутной тер-ей гос-ва, если из нее исключить территории свободных тамож. зон и свободных складов. Понятие тамож. граница означает пределы тамож. тер-ии РБ, а также периметры свободных тамож. зон и свободных складов. Тамож. границу можно определить как и границу территории, на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли. Продуктом интеграционного сотрудничества различных государств явились понятия единая тамож. территория и единая тамож. граница. Единые тамож. тер-ии и границы предполагают единое организационное, экономическое и правовое их наполнение во времени и пространстве. Создание ед. тамож. тер-ии определено важнейшей целью ряда достигнутых межгос. соглашений и означает, в частности, применение на ней ед. тамож. законодательства, единых мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД, единой тамож. политики договаривающихся сторон по отношению к третьим странам.
5. Понятие товарной номенклатуры и ее связь с классификацией товаров РБ стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области тамож. дела. Важными составными элементами тамож. дела и функциями, возложенными на тамож. органы, являются: – ведение товарной номенклатуры ВЭД; – классификация и кодирование товаров. Выполнение этих функций обеспечивает единообразное применение к товарам, участвующим во внешнеторг. обороте, мер тамож. регулир-я. Так, правильная классификация товаров позволяет установить их стоимость на основе объективных критериев, что в свою очередь обеспечивает обоснованное начисление и взимание тамож. платежей. Большое значение точная классификация товаров имеет и для повышения объективности тамож. статистики внешней торговли. Номенклатура – это совокупность названий, терминов, употр. в какой-либо отрасли науки, техники и т. д. В тех отраслях знаний и общественной практики, где исп-ся понятие «товар», широко применяется термин «товарная номенклатура», в товароведении, тамож. деле, ВЭД и др. Ассортимент товаров, произв. разл. отраслями промышл. и с/х, очень широк и постоянно пополняется благодаря достижениям научно-технического прогресса. Для того чтобы регулировать внешнеторговые операции, необходимо систематизировать товары мировой торговли. Для решения подобных задач применяется классификация, то есть, распределение множества товаров на подмножества (классы, подклассы, группы и т. д.) При этом образуется опр. система. Товарная номенклатура –перечень товаров, распределенных по соответствующей системе классификации. Представление классифицируемого объекта в виде знака или группы знаков по правилам, установленным данной системой, называется кодированием. Кодирование товаров позволяет представить в тамож. орган информацию о товарах в удобной для ее сбора, проверки, передачи, обработки и анализа форме. ТН ВЭД утверждается Правительством РБ исходя из принятых в междунар. практике систем классификации и кодирования товаров. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Товары в тамож. деле и их перемещение через тамож. границу. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств 1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через тамож. границу с соблюдением положений, установленных настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами РБ. 2. Товары перемещаются через тамож. границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами РБ. Порядок перемещения через тамож. границу белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется валютным законодательством. Льготный порядок перемещения через тамож. границу товаров для личного пользования, включающий полное освобождение от уплаты тамож. пошлин, налогов, случаи такого освобождения, применение единых ставок тамож. пошлин, налогов, стоимостные и количественные (весовые) нормы перемещения этих товаров через тамож. границу, а также упрощенный порядок тамож. оформления товаров для личного пользования устанавливаются Президентом РБ. 3. Перевозка товаров, находящихся под тамож. контролем, по тамож. территории, в том числе товаров, перемещаемых транзитом, осуществляется в соответствии с положениями главы 15 настоящего Кодекса, актами Президента РБ либо в соответствии с международными договорами РБ.
7. ТН ВЭД, понятие, задачи и ее роль в работе там. органов ТН ВЭД - классификатор товаров, применяемый тамож.и органами и участниками ВЭД в целях проведения таможенных операций. Назначение ТН ВЭД: 1) позв. единообр. толк. все виды товаров, к-ые нах-ся в гражд. обороте; 2) на основе ТН ВЭД создан тариф тамож.; ТН ВЭД регулируется 51-57 статьей тамож. кодекса. Ассортимент товаров, производимых различными отраслями промышленности и сельского хозяйства, очень широк и постоянно пополняется благодаря достижениям научно-технического прогресса. Для того чтобы регулировать внешнеторговые операции, необходимо систематизировать товары мировой торговли. Для решения подобных задач применяется классификация, то есть, распределение множества объектов (в данном случае – товаров) на подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и т. д.) При этом образуется определенная система. Товары могут быть классифицированы по отраслям производства, по материалам, из которых они сделаны, по степени обработки, по функциональному назначению и т. д. в зависимости от задач, стоящих перед составителями данной системы, при этом всем товарам, разделам, группам и подгруппам присваиваются специальные шифры. Приведенное в определенную систему множество каких-либо объектов может рассматриваться как классификатор этих объектов. Исходя из этого, классификатор представляет собой систематизированный перечень классифицируемых объектов, позволяющий определить место каждому объекту и затем присвоить ему определенное условное обозначение, называемое кодом. Таким образом, товарная номенклатура – это классификатор товаров, то есть перечень товаров, распределенных по соответствующей системе классификации. Использование ТН упрощает многие процедуры: кодирование товаров; взимание тамож. платежей; опр-е тамож. стоимости; ведение отчетности, планир-е; изучение товарной структуры внешней торговли. 8. Понятие, роль и место тамож. статистики В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли РБ, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом, а также контроля за поступлением в респ. бюджет тамож. платежей и валютного контроля тамож. органы ведут сбор и обработку сведений о перемещ-и товаров через там. границу и представл. данные там. статистики внешней торговли РБ Президенту РБ, Нац. собранию РБ, Правительству РБ, иным органам, определяемым законодат-вом. ГТК РБ предоставляет данные тамож. статистики внешней торговли РБ международным организациям в соответствии с законодательством и международными договорами РБ. Данные тамож. статистики внешней торговли РБ, не содержащие гос. секретов, коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны либо другой конфиденциальной информации, могут предоставляться лицам, заинтересованным в получении данных тамож. статистики внешней торговли РБ, которые возмещают тамож. органам расходы, связанные с предоставлением таких данных. Порядок предоставления данных тамож. статистики внешней торговли РБ лицам, указанным в части третьей настоящего пункта, определяется Государственным тамож. комитетом РБ, если иное не определено законами и (или) актами Президента РБ. ГТК РБ публикует данные тамож. статистики внешней торговли РБ в периодическом печатном издании ГТК РБ. Тамож. статистика внешней торговли РБ ведется в соотв. с методологией, обеспечивающей сопоставимость данных взаимной торговли между Республикой Беларусь и ее внешнеторговыми партнерами. Тамож. статистика затрагивает лишь ту часть статистики внешнеэконом. связей, которая связана с движением товаров и услуг и сопутствующих этому процессов. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле (товарами и услугами), а также в специальных областях, связ. с учетом и анализом тамож. платежей, борьбой с контрабандой и другими нарушениями тамож. правил, движением товаров в неторговом обороте и т.д.
9. Предмет, метод и объект тамож. статистики Задачей тамож. статистики является предоставление количественной информации о состоянии и развитии ВЭД страны в неразрывной связи с ее качественной хар-кой. Сбор такой информации, ее регистрация называется учетом. В статистике внешнеэкон. связей объектами учета являются товары, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции. В соответствии с Тамож. кодексом тамож. статистика подразделяется на там. статистику внешней торговли и спец. там. статистику. В тамож. статистике внешней торговли (ТСВТ)предметом наблюдения и изучения является, в первую очередь, внешнеторговый оборот страны, то есть экспорт и импорт товаров в количественном и стоимостном выражении, структурном и географическом распределении («товар – страна» «страна – товар»). В ТСВТ под экспортом понимается вывоз из страны товаров отечественного производства. При этом к отечественным товарам относятся также товары иностранного происхождения, которые были выпущены в свободное обращение или подверглись существенной переработке с изменением качественных или технических параметров. Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорте учитываются товары, ввезенные в страну, предназначенные для потребления в стране, для реэкспорта. Экспорт товаров уменьшает нац. запасы материальных ценностей (оплата за товары – приходная часть платежного баланса), а импорт – увеличивает материальные ресурсы страны. Статистическое наблюдение за ввозом и вывозом товаров с территории РБ производится на основе данных грузовых тамож. и статистических деклараций, а также других сопутствующих документов. Эти сведения являются официальными исходными данными при формировании тамож. статистики. Помимо товаров тамож. статистика учитывает перемещение транспортных средств (по их видам) через там. границу, транзит товаров через РБ, переработку товаров, перемещение физических лиц и т. д. Спец. тамож. статистика наблюдает и изучает оперативную деятельность тамож. органов, отражает эту деят-ть в фактических данных. К процессам, непосредственно связанным с движением товаров во внешней торговле, можно также отнести взимание тамож. платежей, борьбу с тамож.и правонарушениями, учет разл.операций тамож. оформления и др. 10. Специальная тамож. статистика(СТС) Спец. тамож. ст-ка явл-ся инструментом, с помощью кот-го тамож. органы регулируют 2 задачи: 1) исполнение тамож. законодат-ва субъектами ВЭД; 2) контроль за деятельностью собственно тамож. органов. СТС условно можно разделить: - на статистику декларирования – хар. ввоз и вывоз товаров по тамож. режимам вообще и учитываемым тамож. статистикой внешней торговли в частности; - статистику тамож. платежей – отражает учет поступления тамож. платежей, их доли в формировании доходной части государственного бюджета. - статистику тамож. правонарушений – учет стоимости товаров, обращенных в доход государства в случаях нарушения тамож. правил, а также сумм взысканных штрафов; - статистику международных почтовых отправлений – учет посылок и других почтовых отправлений, пропущенных и выпущенных в(из) РБ; - статистика международных перевозок - учет транспортных средств и грузов, пропущенных через тамож. границу РБ, по целям перемещения и видам транспортных средств; - статистику пассажирооборота – учет физических лиц, пересекших тамож. границу РБ; и т. п. Вопросы организации и ведения СТС находятся в компетенции тамож. органов, и практической реализацией этих вопросов занимаются все уровни тамож. системы: таможенные посты, таможни, и ГТК, куда поступает вся информация, которая затем обобщается, сводится и анализируется. Порядок ведения СТС определяет ГТК. Задача специальной тамож. статистики заключается в организации глубокого и всестороннего анализа конкретного участка работы тамож. органов, выработке на основе различных вариантов предложений по решению того или иного вопроса и выборе наилучшего. Сбор и анализ данных спец. тамож. статистики осуществляют структурные подразделения таможен в соответствии с профилем своей работы. На протяжении всего периода развития тамож. органов, в том числе в сфере автоматизации деятельности, видоизменялись, появлялись и отменялись формы статистической отчетности. Совершенствовались способы их формирования, уточнялись сроки представления. 11. Источники тамож. права, соотношение тамож. права с другими отраслями права РБ Таможенное законодательство РБ регулирует отношения: в области тамож. дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через тамож. границу; возникающие в процессе тамож. оформления; возникающие в процессе тамож. контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) тамож. органов и их должностных лиц; по установлению и применению тамож. режимов; по установлению, введению и взиманию тамож. платежей. Под источниками тамож. права имеются в виду правовые акты различных государственных орга-нов, в которых устанавливаются нормы тамож. права — общие правила поведения в тамож. сфере. Основные источники тамож. права: Конституция РБ; Тамож. кодекс РБ; Постановления Правительства РБ; Нормативные акты, принятые ГТК; иные нормативно-правовые акты. Некоторые нормы конституционного права, не теряя такого своего значения, одновременно входят в состав таможенного права, тамож. право вбирает в себя нормы уголовного права. Речь идет о формировании в Тамож. Кодексе статей о контрабанде, других преступлениях в сфере тамож. дела. Административное право наиболее тесно среди всех других отраслей соприкасается с тамож. правом. административно-правовые нормы занимают центральное место в таможенном праве. Обнаруживается и взаимосвязь таможенного и трудового права. Речь идет о нормах ТК, касающихся правового статуса должностных лиц, их прав и обязанностей в области труда.
12. Понятие, содержание и формы правоохранительной деятельности тамож. органов Содержанием правоохр. деятельности тамож. органов является охрана тамож., административного, уголовного, гос., международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц тамож. органов по поводу перемещения товаров через тамож. границу. Правоохранительная деятельность тамож. органов является разновидностью гос. деятельности, проявлением внутр. и внешних функций государства в сфере тамож. правоотношений. Цель - в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов. Правоохранительная деятельность ТО осуществляется в порядке реализации практически всех функций, возложенных на них. Вся деятельность таможенных органов является частью правотворческой, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной деятельности государства. Правоохранительная деятельность тамож. органов осуществляется в различных формах. Все эти формы тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются средствами решения задач, стоящих перед тамож.и органами. Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в обнаружении фактов административных нарушений, а также нарушений уголовного, таможенного, валютного, налогового и иных видов законодательства. Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности – совершение административно-процессуальных действий, направленных на проверку выявленных фактов отклонений от требований, установленных административно-правовыми нормами. Уголовно-процессуальная форма правоохранительной деятельности - возбуждение уголовных дел по фактам или признакам уголовных преступлений, участие в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия. Обеспечение собственной безопасности, - меры внутреннего административного контроля, оперативно-розыскные меры, меры физической и технической охраны таможенных объектов, сотрудников и членов их семей. оперативно-розыскная деятельность. Эта форма деятельности призвана повысить эффективность тамож. контроля, выявлять признаки и факты подготовки и совершения преступлений и административных правонарушений.
13. Таможенные органы РБ, понятие, правовой статус, система Тамож. органы – это правоохр. органы гос.исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют тамож. дело. Они составляют единую систему, в которую входят ГТК и таможни. Эта система представляет собой совокупность тамож. органов, их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении тамож. дела. ГТК является специально уполномоченным респ.органом гос. управления, к-ый осуществляет непосредств.рук-во тамож. делом в РБ. Таможня – правоохранительный орган исполнит. власти, непосредственно осуществляющий тамож. дело на подведомственной тер-ии. ГТК РБ подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деят-ть к-ых способствует выполнению функций, возложенных на тамож. органы. Созд-е и ликвидация таможен осущ-тся ГТК РБ по соглас-ию с Президентом РБ. Таможни являются гос. органами, обладающими правами юрид. лица, и действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РБ. Основные функции тамож. органов осущ. подготовку и повыш. квалификации долж. лиц тамож. органов; проводят научно-исследовательские работы в области тамож. дела.ведут борьбу с контрабандой и др. преступл-ми, адм. правонаруш-ми, ведут тамож. статистику внешней торговли РБ и спец. тамож. стат-ку; осущ-ют тамож. оформление и тамож. контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через тамож. границу; взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию тамож. платежей; обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через тамож. границу; осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз/вывоз товаров в/из РБ; обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; 14. ГТК РБ ГТК РБ является республиканским органом гос. управления, который проводит государственную тамож. политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность РБ, осуществляет регулирование и управление в сфере тамож. дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций. ГТК является правоохранительным органом. ГТК является юридическим лицом, имеет печать с изображением Гос. герба РБ и со своим наименованием. ГТК подчиняется Совету Министров РБ, а по отдельным вопросам деятельности – исключительно Президенту РБ. ГТК принимает участие в разработке тамож. политики; обеспечивает в пределах своей компетенции эк. безопасность республики; разработка мер и создание условий, содействующих ускорению товарооборота через тамож. границу, развитию ВЭД организаций и граждан. организация и осуществление в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; осуществление оперативно-розыскной деятельности; ГТК Беларуси наделен Тамож. кодексом полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию таможен (по согласованию с Президентом Республики Беларусь). ГТК возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РБ. Председатель организует деятельность тамож. органов, тамож. лабораторий и организаций, подведомственных ГТК; утверждает нормативные акты, организует контроль их исполнения; заключает в установленном порядке международные договоры; обеспечивает взаимодействие ГТК с другими государственными органами; назначает на должности, освобождает от должностей должностных лиц тамож. органов, присваивает им персональные звания и т. п. В подчинении ГТК находятся учреждение образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров тамож. органов РБ» и республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис». ГТК в своей деятельности руководствуется Конституцией РБ, актами Президента РБ, Тамож. кодексом РБ, настоящим Положением, международными договорами РБ и иными актами законодательства. Имущество ГТК является собственностью РБ и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности ГТК осуществляются за счет средств республиканского бюджета и других источников, определенных законодательством.
15. Таможня РБ Таможня РБ входит в ед. систему тамож. органов РБ, осущ. возложенные на нее задачи и функции в пределах закрепленной за ней зоны деятельности. Руководство деятельностью таможни осуществляет ГТК РБ. Структура, штатная численность и фонд оплаты труда таможни утверждаются ГТК. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляются Комитетом по согласованию с Президентом РБ в соответствии с действующим законодательством РБ. Таможня в своей деят-ти руководствуется Конституцией РБ, законодат-вом РБ, нормативными правовыми актами ГТК. Таможня относится к правоохранительным органам РБ, является органом дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере тамож. дела, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об администр. тамож. правонарушениях. В целях осуществления задач и функций, возложенных на нее, таможня взаимодействует с другими правоохранительными и иными органами гос. власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Таможня и ее должностные лица, допустившие неправомерные действия в отношении граждан, предприятий, учреждений, несут ответственность и возмещают нанесенный ущерб в соответствии с законодательством РБ. Таможня является юрид. лицом, имеет свой расчетный счет, печать с изображением Гос. герба РБ и со своим наименованием, текущие счета по исполнению доходной части респ. бюджета, др.счета в банках. Таможня финансируется за счет средств республиканского бюджета, а также из иных, предусмотренных законодательством РБ источников. Таможня обладает правом оперативного управления закрепленным за ней имуществом, являющимся государственной собственностью.
16. Порядок помещ. товаров под т. режим переработка под т. контролем 1. Помещение товаров под тамож. режим осуществляется на основании тамож. декларации путем выдачи тамож. органом свидетельства о помещении товаров под заявленный тамож. режим. 2. Свидетельство о помещении товаров под заявленный тамож. режим выдается тамож. органом при соблюдении требований и условий помещения товаров под тамож. режим, установленных настоящим Кодексом и (или) иными актами тамож. законодательства. 3. Днем помещения товаров под тамож. режим считается день выдачи тамож. органом свид-тва о помещ. товаров под заявленный тамож. режим. 4. В случаях и порядке, установ. Президентом РБ, товары могут помещаться под там. режимы до представления тамож. декларации и исполнения налогового обязательства по уплате там. пошлин, налогов. 5. Форма и порядок оформления свидетельства о помещении товаров под заявленный тамож. режим определяются ГТК РБ. Там. режимы, предусматривающие переработку, позволяют осуществлять мировую кооперацию при пр-ве товаров, загрузить мощности белорусских предприятий, а также изготавливать и ремонтировать товары за границей, используя отечественные товары. Тамож. кодекс РБ предусматривает 3 вида тамож. режимов, позволяющих осуществлять переработку: 1. Переработка товаров на тамож. территории - тамож. режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на тамож. территории РБ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных тамож. пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с тамож. режимом экспорта продуктов переработки за пределы тамож. территории РБ. 2. Переработка товаров под тамож. контролем - тамож. режим, при котором иностр. товары используются в установленном порядке на тамож. тер-ии РБ без взимания тамож. пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экон. политики. 3. Переработка товаров вне тамож. тер-ии – тамож. режим, при котором отеч. товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне тамож. территории РБ в целях их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на тамож. территории РБ с полным или частичным освобождением от тамож. пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
17. Понятие и принципы службы в тамож. органах Под термином тамож. служба понимается организация, порядок и условия прохождения государственной службы в тамож. органах, а также правовой статус их должностных лиц. В праве под тамож. службой (или службой в тамож. органах) понимается особый вид государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей тамож. органов, входящих в систему правоохранительных органов РБ. Тамож. служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения соответствующих полномочий лицами, находящимися на должностях в тамож. органах. Службой в тамож. сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ГТК РБ, но только теми должностными лицами, которым в порядке, установленном законами, присвоены специальные звания. Эти лица являются сотрудниками тамож. органов и признаются государственными служащими. Служебные отношения сотрудников тамож. органов и тамож. организаций регламентируются законодательством о государственной службе РБ. Принципы: принцип верховенства Конст. РБ над иными нормат. правовыми актами. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. принцип профессионализма и компетентности сотрудников. Этот принцип обязывает сотрудников владеть правилами и процедурами тамож. деятельности, знать свои права и обязанности. принципе гласности. В Тамож. кодексе РБ (разд. XI) закреплена обязанность должностных лиц предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях, бездействии тамож. органов и т.п. Принцип ответственности сотрудников за подготавл. и принимаемые решения, неисполнение или ненадлеж. исполнение своих долж. обязанностей. принцип внепартийности, отделения религ. объединений. лица, находящиеся на тамож. службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; свободой принадлежности к полит. партиям; принцип стабильности кадров. Проф. стабильность и устойчивость служебного положения необходимы и должны быть гарантированы.
18. Права и обязанности сотрудников тамож. органов Тамож. органы для выполнения возложенных на них функций вправе: 1. принимать меры в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства; 2. требовать документы, сведения 3. проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность; 4. требовать от лиц подтверждения полномочий на совершение определенных; 5. осуществлять в соответствии с законодательством ОРД; 6. осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей; 7. привлекать лиц к ответственности за совершение административных; 8. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям (не правительственный транспорт); 9. задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступлений; 10.производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и осуществлением с ними грузовых операций; 11.получать от госорганов, иных организаций и физических лиц необходимую инфу; 12.выносить предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований; 13.предъявлять в суды иски и заявления о принудительном взыскании таможенных платежей, процентов и пеней; Обязанности сотрудников таможенных органов – это установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности. При исполнении служебных обязанностей сотрудник таможенных органов находится под защитой государства. 1. Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции и законов РБ (исполнять свою должность в соотв. с конституционными принципами). 2. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан (по охране прав и свобод граждан в таможенной сфере). 3. Обязанность исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей (выполнять все приказы начальников таможенных органов, за исключением заведомо незаконных). 4. Обязанность своевременно рассматривать обращения (в установленные таможенным законодательством сроки рассматривать обращения и принимать по ним решения). 5. Обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка в таможенном органе (соблюдение должностных инструкций, правил работы со служебной информацией и т.п.,) 6. Обязанность поддерживать уровень квалификации (профессионально обеспечивать задачи и функции таможенных органов, отвечать требованиям по должности) 7.Обязанность хранить гос. и иную охраняемую законом тайну.
19. Силы и средства оперативно-розыскной деятельности тамож. органов К силам оперативно-розыскной деятельности тамож. органов относятся: должностные лица (сотрудники) оперативных подразделений тамож. органов; специалисты тамож. органов, участвующие в техническом и ином обеспечении деятельности тамож. органов; лица, оказ. содействие оперативным подразделениям, привл-мые для подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Естественно, ведущая роль в организации и проведении оперативно-розыскной деятельности принадлежит должностным лицам, являющимся кадровыми сотрудниками оперативных подразделений. Лица, оказывающие содействие оперативным подразделениям, преимущественно выполняют поручения по сбору и анализу информации о событиях и фактах, относящихся к сфере обеспечения безопасности личности, общества и экономических интересов государства, к которой они имеют законный доступ, а также могут привлекаться к участию в проведении несложных оперативно-розыскных мероприятий, как правило, без посвящения их в суть оперативного замысла. К средствам оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений тамож. органов относится специальная оперативная и криминалистическая техника. Спец. оперативная техника представляет собой арсенал специально изготовленных или приспособленных для преимущественно негласного использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий технических устройств, аппаратов, приборов, хим. веществ, индикаторов и т. п. Криминалистическая техника представлена широким набором различных технических средств, материалов и приспособлений, способных фиксировать интересующую оперативные подразделения информацию. Такая техника может применяться оперативно-розыскными подразделениями как в процессе собственно оперативно-розыскной деятельности, так и при проведении дознания, следствия и административных расследований. 20. Прохождение службы в тамож. органах и служебная дисциплина в тамож. органах Под прохождением службы в тамож. органах имеется в виду совокупность юрид. фактов, хар-их служебно-правовое положение сотрудников тамож. органов и его динамику. К указанным фактам относятся поступление на службу в таможенные органы, заключение контракта, прохождение стажировки, назначение на должность, присвоение спец. звания, служебная аттестация, перемещение по службе и т.п. Сотрудниками тамож. органов могут быть граждане РБ, достигшие опр. возраста, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении должностными лицами должностных обязанностей, установленных актами законодательства, а также правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, приказов начальников, условий контракта. Начальник тамож. органа несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Его права, обязанности и ответственность по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом должн. лиц тамож. органов. За добросовестное исполнение служебных обязанностей к сотрудникам тамож. органов могут применяться следующие поощрения: объявление благодарности, премирование; награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой ГТК РБ и пр. За нарушение служебной дисциплины на сотрудников тамож. органов могут налагаться след. виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; понижение в звании; увольнение из тамож. органов. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальниками тамож. органов в пределах предоставленных им прав. Они объявляются приказами
. 21. Особенности осуществления ОРД в тамож. органах Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) является одной из форм деятельности тамож. органов, сочетающих в себе элементы правоохранительной (криминалистической) и специальной (разведывательной, розыскной) деятельности. Назначение этой формы деятельности заключается в повышении эффективности тамож. контроля, выявлении признаков и фактов подготовки и совершения преступлений и административных правонарушений, причастных к ним лиц, причин, условий, способствующих их совершению, предотвращению вреда интересам государства, пресечению преступных посягательств на них. Задачи ОРД: предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших; Цель ОРД – обеспечение защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Норма ст. 4 Закона РБ " Об оперативно-розыскной деятельности" закрепляет принципы осуществления ОРД: 22. Условия службы в тамож. органах. Настоящим Положением определяются порядок и условия прохождения службы должностными лицами тамож. органов. Служба в тамож. органах явл-ся видом гос. службы в РБ, заключающимся в выполн-и долж. лицами задач, возлож. на тамож. органы. Прохождение службы в тамож. органах включает прием на службу, назначение на должность, присвоение персонального звания, аттестацию, прекращение службы, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют правовое положение должностных лиц тамож. органов. Правовую основу службы в тамож. органах составляют Конституция РБ, Тамож. кодекс РБ, настоящее Положение, акты законодательства о государственной службе, о труде и иные акты законодательства. Должностными лицами тамож. органов являются работники, занимающие штатные должности в данных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение тамож.и органами властных полномочий. Должностные лица тамож. органов приносят присягу, текст которой утверждается Президентом РБ. Порядок принесения присяги устанавливается ГТК. Для должностных лиц тамож. органов устанавливается ношение форменной одежды. Форма одежды учреждается Президентом РБ, а правила ее ношения – ГТК. Должностным лицам тамож. органов выдается служебное удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются ГТК, если иное не предусмотрено Президентом РБ. Сведения о прохождении службы отражаются в личном деле должностного лица тамож. органа. Порядок ведения личных дел определяется ГТК. Срок службы в тамож. органах исчисляется со дня начала службы. Началом службы в тамож. органах считается день приема на службу. Днем окончания службы в тамож. органах считается день увольнения со службы. Общая продолжительность службы должностного лица определяется в календарном исчислении и включает все время его службы, в том числе в случае повторного поступления на службу. 23. Понятие и виды тамож. платежей. К тамож. платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые тамож.и органами при перемещении товаров и транспортных средств через тамож. границу Республики Беларусь, а также в иных установленных случаях. Таможенные платежи включают в себя как таможенные пошлины (тамож. тариф), так и налоги и сборы, относящиеся к нетарифным инструментам государственного регулирования внешней торговли. Статьей 110 Тамож. кодекса Республики Беларусь установлены следующие таможенные платежи: 1)тамож. пошлина; - ввозные таможенные пошлины; - вывозные таможенные пошлины; - специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; 2)налог на добавленную стоимость; 3)акцизы; 4)сборы за выдачу лицензий тамож.и органами Республики Беларусь и возобновление действия лицензий; 5)сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по тамож.у оформлению и возобновление действия аттестата; 6)таможенные сборы - за таможенное оформление; - за хранение товаров; - за таможенное сопровождение товаров; 7)плата за информирование и консультирование; 8)плата за принятие предварительного решения; 9)плата за участие в тамож. аукционах; 24. Таможенные сборы за таможенное оформление За таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через тамож. границу РБ, товаров не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, взимаются таможенные сборы в валюте РБ, а за таможенное оформление иных товаров взимается дополнительно сбор в иностранной валюте (по курсу Национального банка РБ на день представления тамож. декларации). Ставки тамож. сборов устанавливаются ГТК РБ по согласованию с Министерством финансов РБ в процентах от тамож. стоимости товаров и транспортных средств. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы тамож. органов Республики Беларусь, в том числе в связи с проведением выставочных, спортивных, культурно-зрелищных и других подобных мероприятий, взимаются в двойном размере. ГТК РБ по согласованию с Министерством финансов РБ вправе уменьшать размеры тамож. сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях – изменять валюту платежа, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор. Порядок исчисления, уплаты и контроля за уплатой тамож.и органами тамож. сборов за таможенное оформление определен Инструкцией, утвержденной постановлением ГТК 16.08.2001 г. Основой для исчисления СТО является тамож. стоимость ввозимых (вывозимых) товаров. Сборы уплачиваются непосредственно декларантом или иным лицом, перемещающим товары, в соответствии с ТК (см. п. 9 ст. 18 ТК). Таможенные сборы за оформление товаров уплачиваются до момента или в момент принятия тамож. декларации для целей тамож. оформления. Таможенные сборы взимаются при установлении тамож. режима, каждом изменении режима в размерах, установленных для избранного тамож. режима. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0, 1 % от тамож. стоимости товаров в валюте РБ (далее – основной сбор) и дополнительно в размере 0, 05 % от тамож. стоимости товаров в иностранной валюте, покупаемой Национальным банком РБ (далее – дополнительный сбор).
25. Таможенные процедуры 202 ст. там. кодекса там. союза предусматривает действие на там. пространстве там. союза 17 там. процедур. Под тамож. процедурами понимается юридически значимые действия. исполняемые в тамож. деле в целях регулирования пределов правовладения пользования и распоряжения имуществом собственника на тамож. тер-ии тамож. союза. признаки тамож. процедур: 1) юридически значимые действия 2) Там. проц. явл-ся обязательством, по к-му владелец товара обязан исполнить все требования, заявл. тамож. процедурой 3) любые помещения под тамож. процедуру являются экономическим дейтвием. Помещение товара под там. проц. – комплекс юрид. и эконом. мер, направленных на регулирование внутр. рынка.Выбор тамож. процедуры возлагается на собственника товара, но окончательное решение о помещении товара под ту или иную процедуру явл-ся обязанностью тамож. органа. 17 т. проц.: выпуск для внутр. потребл.; экспорт; там. транзит; там. склад; переработка на/вне там. тер-ии; переработка для внутр. потребл.; врем. ввоз/вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошл. торговля; уничтожение; отказ в пользу гос-ва; своб. тамож. зона; своб. склад; спец. там. проц.
|