Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тенденция синергетизма
Синергетика – научное направление, в рамках которого изучается поведение подсистем разных типов и уровней, требующих выявления общих принципов управления, взаимосвязи различных наук. Синергетика основана на представлении о самоорганизации, спонтанном образовании систем, механизмах их перехода от состояния хаоса к порядку. Предмет синергетики – механизмы самоорганизации, т.е. возникновения относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических упорядоченных структур. Эти механизмы, зависящие от конкретной природы элементов и подсистем, присущи как миру живых и неживых систем, так и миру природных и социальных систем. Синергетика изучает открытые неравновесные системы, способные к самоорганизации за счет обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. В ее рамках уменьшение энтропии любой системы, т.е. поддержание ее равновесия, объясняется увеличением энтропии вне системы. Первоначально синергетика применялась в сфере физических объектов, доступных строгому математическому описанию. Затем ее представления распространились на объекты биологические характера. И, наконец, синергетика все более активно стала использоваться в системе социально-гуманитарного знания. От линейной к нелинейной науке. Закономерности, связываемые с наукой классического типа, носят линейный характер, т.е. результат изменения системы прямо пропорционален внешнему воздействию. Традиционная наука имеет дело с закрытыми системами. При этом не учитывается их взаимосвязь с внешним миром. Процессы, происходящие в этих системах, носят обратимый характер: при устранении внешнего воздействия система автоматически возвращается в исходное состояние. С синергетикой связано формирование науки нового типа – «нелинейной науки», которая изучает нелинейные, открытые и неравновесные системы. Выделяются следующие особенности нелинейных систем: – При определенном диапазоне изменений среды и параметров нелинейных уравнений система радикально не меняет своих характеристик. Если же внешнее воздействие на нелинейную систему перейдет некоторое критическое значение параметров, то режим развития системы меняется качественным образом: – Нелинейность порождает своего рода квантовый эффект – дискретность путей эволюции систем. В конкретной нелинейной системе возможен не любой путь развития, а лишь определенный их спектр, соответствующий решениям нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих данную систему. – Нелинейность означает возможность спонтанных направлений изменений системы, поскольку развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации. Бифуркация в математике – это изменение числа или устойчивости решения определенного типа для модели, описывающей систему при изменении управляющих параметров. В «точке бифуркации» система делает выбор между направлениями, в рамках которых будет описываться дальнейшая эволюция объекта. В нелинейных системах выбор делается под воздействием случайных факторов. Для природных систем (физических, химических, биологических и др.) «точки бифуркации» – достаточно редкое явление. Напротив, для социокультурных систем бифуркационные точки развития более характерны. Для современного этапа развития науки характерен синергетический стиль мышления, т.е. синтез исторически сложившихся форм естественно-научного и гуманитарного мышления, которому присущи открытость, самоорганизуемость, нелинейность. Синергетический стиль мышления ориентирован на реализацию идеи целостности как системы наук о природе и человеке, так и различных культур. Именно на синергетической основе предполагается осуществление взаимосвязей между западными и восточными типами культур. Синергетика, исходя из идей глобальной интеграции различных типов культур, есть, по выражению И. Пригожина, современный «диалог человека с природой».
ГЛАВА 4. СМЕНА НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ – ЗАКОН РАЗВИТИЯ НАУКИ 4.1. Понятие «парадигма». Стадии развития науки Парадигма (греч. paradeigma пример, образец) – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие «парадигма» в философии науки было введено позитивистом Г. Бергманом и широко распространено американским физиком Т. Куном («Структура научных революций», 1962) для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания, которое часто заменяется понятием «картина мира». Т. Кун оперирует четырьмя базовыми понятиями: научное сообщество, парадигма, нормальная наука, научная революция. Научное сообщество – определенный вид объединения ученых, но не по формальному признаку (кафедра), а по признаку общности разделяемых взглядов (т.е. они признают одну теорию, одну парадигму). По Т. Куну, появление парадигмы в науке – признак ее зрелости. На раннем этапе развития любой науки парадигмы нет, есть множество конкурирующих друг с другом теорий (например, современная психология). На определенном этапе появляется ученый, создающий теорию, превосходящую остальные, в результате – ученые сравнительно быстро соглашаются с этой теорией (Ньютон «Математические начала естественной философии», «Оптика»). По Т. Куну, парадигма обладает 2 следующими признаками: 1) беспрецедентность – превосходство по всем параметрам над остальными теориями; 2) открытость – в рамках парадигмы остаются недоработанными второстепенные вопросы, поэтому есть поле для деятельности ученых. Парадигма в буквальном смысле становится образцом для деятельности ученых: – задает цели: это надо изобретать, а это – нет; – задает методы – говорит, какие методы легитимны (законны); – задает онтологический горизонт ученого – говорит, что существует, а чего быть не может. Когда парадигма принята большинством ученых, начинается ее развертывание в реальности деятельности ученых в рамках той или иной парадигмы. Это нормальная наука. Описывая деятельность ученых в рамках «нормальной науки», Т. Кун называет ее решением головоломок, т.е. ученым в рамках нормальной науки в общих чертах заранее известен результат их деятельности. Откуда? Из парадигмы. Определенное время парадигма существует вполне успешно, но рано или поздно с любой парадигмой случается кризис, т.е. появляется аномалия. Аномалия – это какой-либо эмпирически наблюдаемый факт, который, с точки зрения парадигмы, невозможен. Существует 3 варианта развития кризиса: – отложить проблемы до лучших времен; – попытаться согласовать аномалию и старую парадигму путем изменения парадигмы в несущественных второстепенных средствах; – если первый и второй варианты невозможны, начинается научная революция (смена парадигмы). Обычно при смене парадигмы новая наследует от старой большинство фактов. На первый взгляд, это позволяет говорить о преемственности между парадигмами, однако это не так, потому что старые факты на самом деле не старые, а новые. Факт – это интерпретация реальности. Поэтому переосмысливаются они совершенно по-другому, с точки зрения новой парадигмы. Т. Кун говорит о несоизмеримости (несопоставимости) парадигм. Выбор новой парадигмы, по большому счету, обусловлен субъективным иррациональным моментом. Нельзя сказать, что новая парадигма более истинная, чем старая. Ни одна из них не является истинной. Наука – это миф. С точки зрения парадигмы, наука проходит в своем развитии некоторые циклы, каждый из которых можно разделить на несколько стадий: 1. Допарадигмальная стадия развития науки. На этой стадии парадигма отсутствует, и существует множество враждующих между собою школ и направлений, каждая из которых развивает систему взглядов, в принципе способную в будущем послужить основанием для новой парадигмы. На этой стадии существует диссенсус, т.е. разногласия в научном сообществе. 2. Стадия научной революции. Происходит возникновение парадигмы, она принимается большинством научного сообщества, все остальные идеи, не согласованные с парадигмой, отходят на второй план, и достигается консенсус – согласие между учеными на основе принятой парадигмы. На этой стадии работает особый тип ученых, своего рода ученые-революционеры, которые способны создавать новые парадигмы. 3. Стадия нормальной науки. «Нормальной наукой» Кун называет науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы. Здесь: 1) происходит выделение и уточнение важных для парадигмы фактов, например, уточнение состава веществ в химии, определение положения звезд в астрономии и т.д.; 2) совершается работа по получению новых фактов, подтверждающих парадигму; 3) осуществляется дальнейшая разработка парадигмы с целью устранения существующих неясностей и улучшения решений ряда проблем парадигмы; 4) устанавливаются количественные формулировки различных законов; 5) проводится работа по совершенствованию самой парадигмы: уточняются понятия, развивается дедуктивная форма парадигмального знания, расширяется сфера применимости парадигмы и т.д. Итак, парадигма – это господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает ученым достаточно ясное видение мира, и они исходят в своей работе из этих моделей научного знания. Принято различать парадигмы общенаучные, которые признаются всем научным сообществом и общественным сознанием, и специализированные, которые образуют теоретическую основу различных отраслей знания и частных наук. В этом смысле как о специализированных парадигмах можно говорить о парадигмах педагогической науки.
|