Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, формы, методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Предпринимательская деятельность является свободной, она основана на собственном интересе лица, свободе его воли, возможности выбора цели, средства ее достижения, результата деятельности в процессе осуществления. Однако, в процессе осуществления предпринимательской деятельности, возникает необходимость взаимодействия предпринимателей с государством в лице его органов общей и специальной компетенции. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия и введения в действие нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирующего характера и ответственности к нарушителям этих требований. Первостепенными задачами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются: 1) обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; 2) укрепление обороноспособности страны и безопасности государства; 3) формирование государственного бюджета; 4) обеспечение занятости населения; 5) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита от монополистической деятельности; 6) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании. Указанный перечень не является исчерпывающим. Существуют и другие публичные интересы. Такие, например, как необходимость эффективного управления государственной собственностью, обеспечение интеграции России в мировую экономику и т.п. В литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: - государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за ее ведением; - создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; - планирование. В зависимости от сферы государственного воздействия выделяют регулирование банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности, бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательской деятельности, аудит, стандартизация и сертификация продукции, ценообразование и др. Степень воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях экономики может быть максимальной, средней и минимальной. С учетом уровня применения средств воздействия выделяют государственное воздействие на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Регулирование экономики осуществляется системами, которые разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Товарно-денежный механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок. При использовании второго механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. Соответственно такому делению механизмов можно выделить два основных метода государственного регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это иерархический (административный) и товарно-денежный (экономический) методы воздействия на экономические процессы в обществе. Иными словами, исходя из способов воздействия на субъекты предпринимательской деятельности, государственное регулирование может быть разделено на прямое (директивное) и косвенное (экономическое). Прямое государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям: - установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности (например, требование лицензирования отдельных видов деятельности, обязательной сертификации объектов технического регулирования); - введение запретов на те или иные проявления при ее осуществлении (например, запрет на осуществление монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции); - применение государством санкций и мер ответственности; - создание государственных или муниципальных унитарных предприятий, их реорганизация и ликвидация; - заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд. Косвенное (экономическое) регулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем воздействия экономических стимулов (различных форм поддержки, стимулирования отдельных видов деятельности, предоставления льгот по налогообложению, воздействия на ценообразование и т.п.). Государственное правовое регулирование предпринимательства осуществляется с использованием различных средств (инструментов, способов) воздействия. Они могут быть правовыми и неправовыми. Основными правовыми средствами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты и акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования). Среди актов ненормативного характера можно выделить: 1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним относятся: а) акты регистрации; б) акты-разрешения (лицензии); в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (ст. 27 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»). В государственном и муниципальном секторах экономики применяются также акты директивного характера в отношении унитарных предприятий: - акты планирования (стратегии развития предприятий, программы деятельности ФГУП); - акты-распоряжения (о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия и т.д.). 2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (предписания в адрес нарушителя, взыскание штрафа и др.). При этом ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арбитражным судом недействительными (ст. 13 ГК, ст. 29 АПК РФ). К неправовым средствам государственного регулирования экономики можно отнести политические, организационно-технические и экономические средства: квоты, лимиты, размеры ставок налогов, пошлин, иных обязательных платежей, резервы, размеры капиталов и фондов, коэффициенты и другие.
|