Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита






Цель аудита, как отмечалось — это формирование мнения о дос­товерности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспек­тах. Бухгалтерская отчетность в каждой стране, в зависимости от ис­торически сложившихся условий, имеет свои особенности форми­рования и представления. Поэтому в ходе аудиторской проверки за пределами национальных границ у аудитора могут возникнуть неко­торые трудности из-за неоднородности международной практики учета. Для гармонизации национальных моделей и уменьшения раз­личий в сфере финансовой отчетности необходима стандартизация учетных процедур и гармонизация различных систем бухгалтерского учета. Процесс гармонизации означает сближение целевой ориента­ции учетных систем и национальных моделей учета. Суть гармони­зации заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система учетных стандартов, но они не должны противоречить аналогичным стандартам других стран и их сообществ (объединений). Процесс стандартизации предполагает разработку правил, норм и учетных процедур для практического применения, т. е. унификацию учета.

Национальные стандарты создаются каждой страной самостоятельно. Их содержание, порядок разработки и утверждения отражают социально-экономические и политические реалии данной стра­ны.

На региональном уровне сопоставимость моделей учета и аудита разных стран обеспечивается профессиональными организациями бухгалтеров, аудиторов и другими общественными и государствен­ными объединениями. Одновременно с развитием региональной гармонизации бухгалтерского учета, начиная с 1 9 7 3 г., осуществля­ется международная стандартизация (IAS). Лидерами в области ме­ждународной стандартизации являются США и Великобритания. Цель разработки международных стандартов и их использования за­ключается в гармонизации национальных систем учета и отчетно­сти. Под международной учетной системой понимается система под­готовки финансовой отчетности в соответствии со стандартами IASC, разработанными Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Основная задача Комитета состоит в развитии бухгалтерских принципов, принимаемых во всем мире.

Современный этап развития гармонизации бухгалтерского учета и отчетности по МСФО характеризуется следующими направления­ми их применения: отдельными организациями на добровольных началах; в качестве критерия допуска работы на международных рынках капитала; наряду с национальными стандартами учета; в ка­честве национальных стандартов; адаптация национальных стандар­тов к МСФО.

Наша страна выбрала путь адаптации национальных учетных стандартов (ПБУ) к МСФО, что является наиболее рациональным. Такой же путь их использования выбрали и многие европейские страны.

Таким образом, процессы стандартизации учета и аудита в меж­дународной практике тесно взаимосвязаны. Международные стан­дарты аудита и учета (МСА и МСФО) объединяет то, что:

• они имеют единую терминологию (единый глоссарий терми­нов);

• международные стандарты финансовой отчетности являются критерием соответствия отчетности установленным требова­ниям, подтверждаемого в процессе аудита.

Таким образом, основная задача, стоящая перед аудитом, — по­вышение доверия к аудиторским заключениям, качеству аудитор­ских проверок. Этому же способствуют и МСФО.

Общие положения: аудит, сопутствующие услуги

Различия в группах пользователей и их информационных нуж­дах (см. табл.1) дополняют и уточняют природу востребованности аудита и сопутствующих услуг. Специальный стандарт 120 «Концеп­туальные основы Международных стандартов аудита» устанавливает разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, опреде­ляет уровни уверенности аудитора при формировании мнения по финансовой отчетности организаций, в том числе функционирую­щих в госсекторе. Согласно данному стандарту к сопутствующим услугам относятся: обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Проведение аудита и обзора должно позволить ауди­тору обеспечить высокий и средний уровни уверенности. Задания по проведению согласованных процедур и подготовке информации не предусматривают, что аудитор должен будет выразить уверен­ность.

Настоящие концептуальные основы не применяются к другим услугам, предоставленным аудиторами, таким как услуги по налого­обложению, консультирование, а также рекомендации по бухгалтер­скому учету и финансовым вопросам.

В контексте данных концептуальных основ уверенность рассмат­ривается как выражение аудитором мнения в отношении достовер­ности утверждений, представленных одной стороной, и предназна­ченных для использования другой стороной. Для выражения такой уверенности аудитор оценивает доказательства и составляет заклю­чение.

Согласно Концептуальным основам финансовая отчетность должна составляться в соответствии:

а) с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и/или;

б) национальными стандартами финансовой отчетности и/или;

в) иными авторитетными и всесторонними основами финансовой отчетности, разработанными для применения и указываемыми
в финансовой отчетности.

Международные стандарты аудита предназначены для примене­ния при аудите финансовой отчетности. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, используются при аудите иной информа­ции и предоставлении сопутствующих услуг. В них раскрываются основные принципы и необходимые процедуры, а также приводятся соответствующие рекомендации, представленные в форме поясни­тельного и иного материала.

Структура международных стандартов аудита едина и в самом об­щем виде предусматривает:

• введение, где обосновывается цель, раскрываются задачи, на­значение и терминология стандарта;

• разделы и параграфы, излагающие суть стандарта;

• приложения (для отдельных стандартов).

Для обеспечения понимания и правильного применения основ­ных принципов, необходимых процедур и соответствующих реко­мендаций нужно изучить полный текст МСА. В исключительных случаях (обстоятельствах) для более эффективного выполнения за­дач аудита аудитор может посчитать необходимым отступить от МСА. В случае возникновения такой ситуации аудитор должен быть готов аргументировать подобное отступление.

МСА подлежит применению только по существенным аспектам. Любое ограничение в отношении применимости отдельного стан­дарта разъясняется во введении к данному международному стан­дарту.

МСА не отменяют положений, регулирующих аудит финансо­вой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степе­ни, в какой МСА соответствует по определенным аспектам местным положениям, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно таким положениям, будет автоматически соответствовать МСА, рассматривающему данный аспект. В случае, если местные положения отличаются либо проти­воречат МСА по определенным аспектам, организациям-членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмот­ренным в Конституции МФБ в отношении данных стандартов.

Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) раз­рабатываются с целью предоставления практической помощи ауди­торам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей ауди­торской практики. ПМАП не имеют силы стандартов.

Утвержденным текстом проекта стандарта или положения счита­ется текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организа­ции-члены МФБ имеют право на перевод данных документов с це­лью их опубликования на языке своей страны после получения над­лежащего разрешения МФБ.

В целях повышения качества аудита и аудиторских услуг КМАП определил следующие направления своей деятельности:

• пересмотр отдельных международных стандартов аудита и по­ложений по аудиторской практике;

• разработка стандартов по услугам, предусматривающим выда­чу аудиторских гарантий, отражающих переход аудиторской практики с «подтверждения» на «гарантирование»;

• пересмотр рекомендаций в отношении аудиторских проверок коммерческих банков;

• публикация МСА по производным ценным бумагам (финан­совым инструментам) и получение по ним одобрения Между­народной комиссии по ценным бумагам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал