![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Положения, регламентирующие общение аудитора с банками
Положение по аудиторской практике ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения» разработано для оказания практической помощи внешним независимым аудиторам, а также сотрудникам банков — внутренним аудиторам и инспекторам — в связи с процедурами межбанковского подтверждения. Данное положение подготовлено КМАП совместно с Комитетом по банковскому регулированию и практике надзора Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцарии в ноябре 1983 г., а опубликовано в феврале 1984 г. Положение не имеет силы международного стандарта аудита. Важным шагом при аудите финансовой отчетности банков и связанной с ней информацией является запрос о подтверждении со стороны других банков в отношении остатков по счетам и других сумм, фигурирующих в балансе, а также другой информации, которая не отражается в балансе, но раскрыта в примечаниях к отчетности. Обычно требуют подтверждения такие забалансовые статьи, как: • гарантии; • форвардные обязательства по покупке и продаже; • обязательства по обратной покупке опционов; • соглашения о зачете. Этот вид аудиторских доказательств имеет большую ценность, так как данные поступают непосредственно от независимого источника и обеспечивают большую уверенность в достоверности по сравнению с собственными учетными записями банка. Требование банковского подтверждения возникает в связи с необходимостью для руководства банка и его аудиторов подтвердить финансовые и деловые взаимоотношения между: • банком и другими банками в этой же стране; • банком и другими банками в других странах; • банком и его небанковскими клиентами. Межбанковские взаимоотношения похожи на взаимоотношения между банком и небанковским клиентом. Но в некоторых межбанковских взаимоотношениях могут существовать особенности, например, в связи с условными обязательствами, срочными операциями, соглашениями о зачете. Поэтому ПМАП 1000 устанавливает положения для помощи банка и их аудиторам в получении независимого подтверждения финансовых и деловых взаимоотношений с другими банками. Описанные ниже процедуры не подходят для использования в качестве рутинных межбанковских процедур подтверждения, проводимых в ходе повседневных коммерческих операций между банками. Аудитор должен решить, у какого банка или банков запросить подтверждение с учетом таких вопросов, как размер остатков, объем деятельности, степень надежности внутреннего контроля, а также уровень существенности в контексте финансовой отчетности. Запросы о подтверждении должны быть подготовлены таким образом, чтобы получить соответствующую необходимую информацию. Запросы о подтверждении отдельных операций могут быть: а) либо элементом системы внутреннего контроля банка; б) либо средством подтверждения сумм в финансовой отчетности банка на какую-либо дату. Поэтому запросы должны быть составлены с учетом назначения информации. Аудитор должен сам определить, какой из указанных ниже способ подходит для подтверждения другим банком остатков или другой информации: • указать сумму и другую информацию и попросить подтверждения их точности и полноты; • запросить расшифровку сумм остатков и другие сведения, которые затем могут быть сопоставлены с записями проверяемого банка. Отклонением от общепринятой практики является просьба направлять ответ только в том случае, если предоставленная в запросе информация неверна или неполна. При подготовке и рассылке запросов должны учитываться следующие особенности: 1. Аудитор должен определить надлежащий адрес для направления запроса, например такие подразделения, как служба внутреннего аудита, инспекция или другой специализированный отдел, назначенный подтверждающим банком в качестве ответственного за ответы на запросы о подтверждении. 2. Запрос по возможности должен быть подготовлен на языке подтверждающего банка или на языке, обычно используемом для деловой переписки. 3. Ответственность по контролю за содержанием запросов о подтверждении и их рассылкой возлагается на аудитора. Запрос должен быть авторизован запрашивающим банком. Ответы должны направляться непосредственно аудитору (для удобства к запросу следует приложить конверт с обратным адресом). Содержание запросов о подтверждении должно соответствовать следующим общим требованиям: • форма и содержание письма-запроса зависит от цели, местной практики и учетных процедур запрашивающего банка; • запрос должен быть четким и сжатым; • не вся информация, требующая подтверждения, обычно необходима в одно и то же время. Поэтому письма-запросы, касающихся разных аспектов межбанковских отношений, могут направляться несколько раз в течение года. ПМАП 1000 включает также в качестве приложения глоссарий основных терминов, использованных в Положении: обеспечение, условные обязательства, закладная, зачет, опцион, соглашение об обратной продаже (обратной покупке), депозитарные услуги, кредитная линия/резервный кредит. Этот перечень не является исчерпывающим для описания всех запросов о межбанковских подтверждениях. Определения даются так, как они обычно используются в банковской практике, хотя их применение могут быть различными. Цель ПМАП 1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов» — обеспечить лучшее понимание характера функций аудиторов банка и инспекторов. Неправильное представление о таких функциях может привести к тому, что одна сторона будет полагаться на результаты другой стороны. Меры, предлагаемые в Положении, должны рассматриваться как дополнительные, а не заменяющие существующие. Положение не является обязательным для исполнения. Во многих отношениях банковские инспекторы и внешние аудиторы сталкиваются с одинаковыми проблемами; их роль все больше определяется как взаимодополняющая. Поэтому в ПМАП 1004 рассматриваются обязанности руководства банка, функции инспекторов и аудиторов, а также механизм более эффективной координации работы инспекторов и внешних аудиторов банка. В качестве основных выделяются следующие обязанности руководства банка: 1) обеспечение профессиональной компетентности специалистов, наличия и функционирования надлежащих систем контроля, надлежащей осмотрительности при проведении операций банка, соблюдения законодательных и нормативных актов, необходимой защиты акционеров, вкладчиков и других кредиторов; 2) ответственность за подготовку финансовой отчетности в соответствии с местным законодательством, применимым к банкам; 3) ответственность за организацию подразделения внутреннего аудита в банке, соответствующего его размерам и характеру операций. Инспекторы по банковскому надзору могут выполнять самые разнообразные функции: 1) обычной функцией, определенной законодательно, является защита интересов банковских вкладчиков; 2) наряду с этим могут выполняться более широкие обязанности по обеспечению устойчивости и стабильности банковской системы; 3) в некоторых странах надзор также может осуществляться для обеспечения монетарной и валютной политики. В Положении 1004 в основном рассматривается пруденциальный аспект роли инспектора. Пруденциальным надзором обычно называется надзор за финансовой деятельностью банка, осуществляемый центральными банками и другими официальными органами. Для получения и сохранения лицензии на ведение банковской деятельности субъект должен соблюдать определенные пруденциальные требования. Общими для большинства систем являются следующие требования (хотя часто предъявляются и более детальные критерии): а) лица, осуществляющие контроль и управление банком, должны быть честными, заслуживать доверие и обладать соответствую б) банк должен иметь достаточный капитал, чтобы обеспечивать в) банк должен иметь достаточную ликвидность на случай оттока денежных средств. Точная и пруденциальная оценка активов имеет большое значение для инспекторов, так как она непосредственно влияет на определение чистых активов банка и величину акционерного капитала. Инспекторы придают также большое значение организационной структуре банков, работе эффективных информационных систем и систем контроля в целях управления риском. Методы, обеспечивающие выполнение функций надзора, в разных странах неодинаковы, но наибольшее распространение получили два основных метода: 1) проверки на местах. Они требуют привлечения значительных ресурсов и, как правило, затрагивают ограниченную часть операций организации; 2) сбор и анализ регулярных отчетов и прочих статистических данных. Этот метод требует меньших затрат, которые распределяются между банками и надзорным органом более равномерно. Изучение отчетов (которые обычно содержат балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках) дает возможность инспектору более регулярно и своевременно контролировать банк, чем при выездных проверках. Однако отчеты имеют следующие ограничения: а) их форма является общей для банковской системы, а поэтому б) качество отчета зависит от качества внутренней информационной системы банка и точности заполнения отчета; в) требуется опыт, чтобы составить мнение о результатах банка Основной целью проведения аудита банка внешним аудитором является выражение им мнения о том, отражает ли опубликованная финансовая отчетность банка «достоверно и объективно» финансовое положение и результаты его деятельности за отчетный период. Однако пользователь не должен рассматривать аудиторское мнение как гарантию будущей жизнеспособности банка или заключение об эффективности, с которой руководство банка ведет его дела, так как это не является целью аудита. При проведении аудита банка независимый аудитор признает, что в связи с некоторыми аспектами деятельности у банка могут возникнуть особые проблемы: а) банки хранят значительные денежные средства, физическая б) банки осуществляют большое число разнообразных операций, что требует сложных систем бухгалтерского учета и внутренне в) если деятельность ведется через сеть филиалов и отделений, г) банки ведут «внебалансовые» операции, не связанные непосредственно с переводом денежных средств. Такие операции могут д) поскольку деятельность банков регулируют государственные В качестве основы для своего исследования аудитор проводит тестирование и оценку систем внутреннего контроля. Внешний аудитор оценивает работу подразделения внутреннего аудита для оценки того, насколько эти данные могут использоваться при определении характера, сроков и объема собственных процедур внешнего аудитора. Аудитор полагается на свое суждение: • при принятии решения о характере, сроках и объеме аудиторских процедур; • оценке результатов этих процедур; • оценке обоснованности суждений и оценок, использованных Аудитор планирует аудит, оценивает существенность и аудиторских риск, проводит аудиторские процедуры. Когда аудитор обнаруживает существенную для финансовой отчетности ошибку, он требует от руководства корректировки финансовой отчетности. Если руководство отказывается это сделать, аудитор выражает условно-положительное или отрицательное мнение по финансовой отчетности. В качестве дополнительной, но не обязательной части своей работы аудитор часто составляет для руководства письменный отчет, который традиционно содержит замечания по недостаткам внутреннего контроля, другим ошибкам и упущениям, на которые аудитор обратил внимание в ходе аудита, но которые не влекут модификацию аудиторского заключения. В некоторых странах аудитор также предоставляет руководству или надзорным органам (в соответствии с законодательством или договором) развернутый отчет по определенным вопросам, таким как: • расшифровка сальдо счетов или состав кредитного портфеля; • показатели ликвидности и прибыль; • нормативы; • адекватность систем внутреннего контроля; • анализ банковских рисков; • соблюдение законодательства и требований надзорных органов. Во многих аспектах интересы аудитора и инспектора аналогичны, хотя объекты их внимания могут различаться, что отражено в табл. 7.13. Поэтому во многих областях результаты работы инспектора и аудитора могут быть эффективно использованы обеими сторонами при условии, что инспектор и аудитор понимают цели и особенности работы друг друга. В ходе контактов с руководством инспекторы и аудиторы должны осознавать преимущества для обеих сторон, которые могут быть получены от осведомленности о работе друг друга. Следовательно, целесообразно фиксировать результаты контактов такого рода в письменном виде, чтобы они были частью документации банка, к которой может иметь доступ и аудитор, и инспектор. Если аудитору или инспектору станет известна информация, которую он считает необходимой для другой стороны, при их контакте должно присутствовать руководство банка или, по крайней мере, оно должно быть осведомлено о таких контактах. В исключительных случаях допускают прямые контакты аудитора и инспектора (например, если присутствие руководства банка ставит под угрозу цель контактов). В ряде стран аудитор (в соответствии с законом или по просьбе инспектора) готовит особые отчеты для оказания помощи инспектору. Такие отчеты могут содержать мнение о том: • соблюдаются ли требования в отношении нормативов или других пруденциальных требований; • были ли соблюдены условия лицензирования; • осуществляются ли операции банка, которые попали в поле зрения аудитора, в соответствии с законами; • являются ли адекватными ведение бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. При обращении с просьбой к аудитору по расширению его функций в сфере надзора необходимо, чтобы соблюдались четко определенные условия, возможно, предусмотренные национальным законодательством: • аудитор не берет на себя обязанности инспектора, а только • между аудитором и его клиентом должны обеспечиваться обычные отношения; • аудитор должен учесть возможность возникновения конфликтов и решить эту проблему до начала работы; • требования органов надзора в отношении необходимой информации должны быть конкретными и четко сформулированными (по возможности в количественном выражении); • задачи, выполняемые аудитором по просьбе инспектора, должны входить в сферу технической и практической компетенции аудитора; • задание аудитора, выполняемое для инспектора, должно иметь рациональную основу (т. е. носить вспомогательный характер по отношению к его основной работе по аудиту и может быть выполнено более экономично или быстро, чем инспектором); • необходимо принять меры по обеспечению конфиденциальности. Цель ПМАП 1006 «А у д и т международных коммерческих банков» — предоставить аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения МСА в контексте аудита международных коммерческих банков. Международный коммерческий банк (далее — МКБ) — это коммерческий банк, который имеет действующие офисы в странах, помимо страны его регистрации, или деятельность которого выходит за национальные границы. ПМАП 1006 посвящено рекомендациям в банковской сфере, оно не отражает особенности проверки видов деятельности, присущих не только банкам. Аудиторская проверка МКБ производится по тем же отдельным этапам, что предусмотрены в МСА. Однако при аудите МКБ возникают специфические вопросы, требующие рассмотрения по следующим причинам: • особый характер рисков, связанных с банковскими операция • масштаб банковских операций и вытекающих отсюда существенных рисков, которые могут возникнуть в течение короткого периода; • высокая зависимость от компьютеризированных систем обработки операций; • влияние нормативных актов в различных юрисдикциях; • постоянная разработка новых продуктов и совершенствование банковской практики, которые могут не сопровождаться одновременным развитием принципов бухгалтерского учета и аудиторской практики. При составлении письма-обязательства аудитору следует, помимо общих вопросов, изложенных в МСА 210 «Условия договоренностей об аудите», рассмотреть включение следующих вопросов: 1) использование специальных принципов или нормативных актов бухгалтерского учета, с особой ссылкой: • на любые требования законодательно-нормативных актов, применимые к банкам; • решения органов банковского надзора, других контрольных органов и соответствующих профессиональных бухгалтерских организаций; • отраслевую практику; • содержание и форму любого специального отчета помимо годовой финансовой отчетности; 2) характер любых взаимоотношений между аудитором и контрольными органами, предусматривающих предоставление специальной отчетности. Приобретение знаний о клиенте требует от аудитора понимания: • экономической и контрольной среды на территории стран, где работает банк; • рыночных условий в каждом секторе работы банка; • продуктов и услуг, предоставляемых банком. 1)риски, связанные с банковскими продуктами и услугами, 2)операционные риски. При аудите в среде КИС аудитор должен обратить особое внимание на следующие обстоятельства: • использование КИС для вычисления и учета практически • использование КИС для определения валютной и торговой • значительную зависимость от учетных записей, произведенных в КИС. Факторы, побуждающие аудитора полагаться на систему внутреннего контроля банков, также зачастую требуют от него использовать работу внутреннего аудита. Особенно это уместно в отношении МКБ, филиалы которых географически рассредоточены. ПМАП 1 0 0 6 выделяет следующие значимые участки, не являющиеся очевидными, но требующие внимания аудитора: • операции, которые имеют низкий в процентном отношении к • операции, которые не требуется по законодательству раскрывать в финансовой отчетности (например гарантии, «комфортные письма», аккредитивы, свопы, опционы). Также в Положении отмечено, что в случае с МКБ существует дополнительная цель средств внутреннего контроля по сравнению с целями, перечисленными в МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля». Эта цель — надлежащее выполнение фидуциарных обязанностей. Внутренний контроль, осуществляемый банком по данной цели, заключается в том, чтобы убедиться: • в надлежащем выполнении всех обязанностей в связи с фидуциарными взаимоотношениями; • сохранности и надлежащем учете всех активов, находящихся на хранении банка и возникающих в результате фидуциарных взаимоотношений. Системе внутреннего контроля банка присуще ограничение: в процессе банковской деятельности могут совершаться операции настолько крупные и важные для финансовой отчетности МКБ, что использование результатов тестирования внутреннего контроля не может заменить фактической проверки документации, лежащей в основе таких операций. При определении характера, сроков и объема проверок по существу аудитор должен рассмотреть факторы, оказывающие влияние на риски банковской деятельности: 1) в отношении рисков, связанных с банковскими продуктами и • фактической проверки, подтверждения и сверки свободно обращающихся статей на конец года; • особого тестирования значительных по отдельности остатков • проверки операций и событий, произошедших после окончания отчетного года и свидетельствующих о снижении стоимости активов на конец года; 2) в отношении факторов, оказывающих влияние на операционные риски, аудитор должен решить вопрос о необходимости: • выполнения тестов до окончания года с целью своевременного завершения аудита; • применения компьютеризированных методов аудита; • использования методов статистической выборки, когда имеется большое число аналогичных счетов или операций; • использования методов аналитического обзора для обнаружения условий, представляющих особый интерес для аудита, Аудитор может счесть особенно важными при проверке банковских счетов следующие процедуры: • аналитические процедуры (особенно в отношении процентных доходов и расходов, анализа коэффициентов, тенденций, отклонений, обзора содержания отчетов); • инспектирование (особенно по таким участкам, как слитки и драгоценные металлы, ценные бумаги, кредитные соглашения, соглашения о продаже и обратной покупке активов, гарантии); • запрос и подтверждение (рекомендуются в отношении имущественного обеспечения по конкретным ссудам, активам и обязательствам, позициям на покупку и продажу по форвардным контракта с клиентами и контрагентами). ПМАП 1006 содержит перечень и характеристику целей аудита и особо важных вопросов, требующих внимания по отдельным статьям финансовой отчетности (слитки, остатки на счетах в других банках, операции с ценными бумагами и т. д.). При выражении своего мнения о финансовой отчетности МКБ аудитор должен: • следовать специальным формам, использовать соответствующую терминологию и принципы бухгалтерского учета, как это определено законодательством, регулирующими органами, профессиональными организациями и существующей в данной отрасли практикой; • удостовериться в том, что счета иностранных филиалов и дочерних компаний, включенных в консолидированную финансовую отчетность МКБ, были скорректированы с целью приведения их в соответствие с принципами учета, на основе которых банк представляет свои отчеты. Это особенно актуально для банков из-за большого количества стран, в которых расположены дочерние компании и филиалы, а также в связи с тем, что во многих странах местное законодательство устанавливает специальные принципы учета, применяемые прежде всего, к банкам; • если существование скрытых резервов не указывается в финансовой отчетности и это разрешено местным законодательством, сослаться на данное это обстоятельство в своем аудиторском заключении (целесообразно делать это путем ссылки на соответствующие постановления или акты, которые разрешают создание скрытых резервов). В приложениях к ПМАП 1006 представлены примеры проверочных списков при оценке системы внутреннего контроля, финансовых коэффициентов для оценки деятельности МКБ и аудиторских процедур по существу в целях оценки резерва на возможные убытки по ссудам.
|