![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I степень II степень III степень
Рисунок 12. Зависимость интенсивности нагрузки от степени снижения выносливости мышц
Возрастная норма выполнения статических и динамических упражнений рассчитана Л.С. Персиным с соавторами (рисунок 13) и используется ортодонтами для определения степени снижения выносливости мышц челюстно-лицевой области. По секундомеру определяется продолжительность выполнения упражнения статического и динамического характера.
В соответствии со степенью выносливости избирают интенсивность каждого упражнения (рисунок 12):
· При I степени выносливости статические и динамические упражнения проводятся последовательно в соотношении 1: 1. В дальнейшем интенсивность упражнений нарастает на половину величины нагрузки. · II степени – статические и динамические упражнения проводятся в соотношение 1: 2. Интенсивность статических упражнений нарастает на половину величины нагрузки, динамических – на четвертую часть. · При III степени снижения выносливости мышц соотношение статических и динамических упражнений 1: 1. Интенсивность каждого упражнения нарастает на четвертую часть нагрузки. При этом комплекс упражнений повторяется дважды.
Рисунок 13. Продолжительность выполнения статических и динамических нагрузок детьми с физиологическим прикусом
При проведении лечебной гимнастики соблюдаются основные педагогические принципы: наглядность, доступность, систематичность, постепенность. Метод организации занятий индивидуальный. Ребенок выполняет упражнения ежедневно дома под наблюдением родителей и один раз в две недели – в поликлинике под наблюдением врача.
Во время занятий в поликлинике ребенок осваивает выполнение упражнений, которое осуществляется как в расчлененном на составные части, так и в целостном виде.
Метод наглядности на занятии лечебной гимнастикой должен присутствовать на протяжении всего курса лечения и включать показ и объяснение упражнений, словесную инструкцию. Интенсивность выполнения упражнений корректируется в соответствии со степенью снижения выносливости мышц. Этим соблюдается один из основных принципов лечебной гимнастики – постепенность нарастания нагрузки.
Исходное положение при выполнении упражнений статического и динамического характера – сидя на стуле в состоянии правильной осанки голову и тело держать прямо, грудь развернута.
Комплекс лечебно-гимнастических упражнений состоит из трех частей:
вводной, основной и заключительной.
Вводная часть включает дыхательные упражнения в течение2-3минут, которые подготавливают ребенка к последующему выполнению лечебно-гимнастических упражнений.
Основная часть комплекса направлена на тренировку мышц челюстно-лицевой области и проводится в определенной последовательности – статические упражнения предшествуют динамическим, т.к. статические усилия оказывают стимулирующее действие на динамическую работу.
В заключительной части лечебной гимнастики постепенно снижаютобщую и специальную нагрузки, и это достигается комбинированными упражнениями – различными движениями рук и головы. В процессе занятий обращается внимание на соблюдение носового дыхания и правильной осанки.
Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами. К лабиальным аппаратам относятся: амортизатор Роджерса, активатор Дасса, эквилибратор, диск Фриеля (рисунок 14). Интрабуккальные аппараты –вестибулярная пластинка Шонхера(рисунок3), пластинки MUPPY (рисунок 15).
Рисунок 14. Приспособления для проведения миотерапии: А – эквилибратор; Б – активатор Дасса; В – диски Фриеля; Г –
приспособления для тренировки жевательных мышц; Д – мельница; Е – вестибулярная пластинка Шонхера; Ж – амортизатор Роджерса
А Б
В
Рисунок 15. Вестибулярные пластинки: А и Б – пластинки MUPPY; В – стандартная вестибулярная пластинка Шонхера
Упражнения для круговой мышцы рта:
1. Положить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу следует удерживать во время выполнения домашних заданий.
2. Губами можно удержать линейку, постепенно нагружая ее.
3. Рекомендуют дуть на вертушку, легко перемещаемые предметы (кусочек ваты, мыльные пузыри и т.д.).
4. Упражнение с пуговицами. Две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 мм друг от друга. Одну пуговицу ребенок схватывает губами, сжимает ее. Правой рукой натягивает шнур за вторую пуговицу.
5. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта. Большим пальцем правой руки ее слегка вытягивают вперед за кольцо, губы сжимаются и удерживают ее. 6. Диск Фриеля помещают между губами и удерживают ими сначала в течение 1 минуты, затем до 3-5 минут.
7. Активатор Дасса или амортизатор Роджерса ребенок удерживает губами. Сила сокращения круговой мышцы должна преодолевать силу сокращения проволочных элементов или резинового кольца. Упражнения для мышц языка:
1. На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5-8 мм. Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок. Зубы сжимаются. Рекомендуется проглотить слюну, не изменяя положения кончика резинового кольца.
2. Упражнение «всадники» – подражание звуку ударов копыт лошади.
3. Упражнение «часики» – при полуоткрытом рте языком проводят по верхней, а затем по нижней губе (слева направо и наоборот).
4. Поглаживание твердого и мягкого неба языком по средней линии, начиная от передних зубов.
5. Полоскание горла водой, что способствует расслаблению мышц мягкого неба и их массажу.
|