![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы таможенного праваСтр 1 из 6Следующая ⇒
Таможенное право: понятие, предмет и методы регулирования ТАП – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ТС) через таможенную границу РФ. ТАП регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль, ответственность в таможенной сфере. ТАП – самостоятельная отрасль российского права: 1) имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере; 2) имеет свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, – с другой; 3) имеет свой круг объектов регулирования – товары и ТС, перемещаемые через таможенную границу; 4) для ТАП характерен комплексный метод правового регулирования, сочетающий административно-правовой подход и гражданско-правовой метод; 5) у ТАП есть свои источники регулирования – ТаК РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», подзаконные НПА. Предмет ТАП – общественные отношения в таможенной сфере, связанные с: 1) организацией таможенного дела в стране; 2) таможенным оформлением; 3) таможенными режимами; 4) специальными таможенными процедурами; 5) правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение; 6) участием РФ в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере. Методы ТАП: 1) Административно-правовой метод регулирования (стороны находятся в неравном положении, одна из них подчиняется другой; в таможенном деле установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу; альтернатива действиям лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах); 2) Гражданско-правовой метод (предполагает равенство сторон правоотношения; с его помощью допускаются альтернативные действия; в случае спора стороны обращаются в суд для разрешения спорной ситуации) (пример: выбор таможенного режима для перемещения товаров через таможенную границу).
Принципы таможенного права Принципы ТАП – его основные начала, главные идеи, пронизывающие все его нормы. Общие принципы: 1) Принцип законности – все участники отношений в таможенной сфере обязаны действовать в строгом соответствии с КРФ, международными договорами РФ, законами РФ, иными НПА; 2) Принцип демократизма – подтверждает и утверждает, что ТАП служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны; Специальные принципы ТАП: 3) Принцип полного и четкого таможенного регулирования – ТАП должно полно и четко регулировать отношения в таможенной сфере (положения актов таможенного законодательства, НПА в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и ТС через таможенную границу – п.1 ст.6 ТаК РФ); 4) Принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов (таможенные средства и инструменты должны применяться и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения внешнеторгового оборота, обеспечения соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, интересов всех участников ТаПО); 5) Принцип учета опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Источники таможенного права Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Источниками таможенного права являются следующие федеральные нормативные правовые акты. 1. Конституция Российской Федерации. Ряд ее статей прямо устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ. В пункте " ж" ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Причем таможенное регулирование определяется как установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Часть 1 ст. 74 Конституции запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования. Встречающиеся кое-где попытки региональных властей воспрепятствовать перемещению отдельных товаров из своих регионов или, наоборот, в свои регины следует считать антиконституционными. 2. Международные договоры Российской Федерации в области таможенного дела. Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора - ч. 4 ст. 15. Исходя из этого, можно констатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России. В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции. Таможенная конвенция - двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц. 3. Таможенный кодекс Российской Федерации. Новая редакция Таможенного кодекса 2003 г. по своему объему примерно в полтора раза больше предыдущей редакции, хотя разделов, глав и статей стало меньше. Если в старой редакции было 64 главы, то в новой - 42, т.е. на треть меньше. Ранее разделов было 14, стало 6, статей соответственно - 456 и 439. Нормы, положения и термины, используемые в Кодексе, приведены в соответствие с законодательными актами России, принятыми в 1994 - 2003 гг. В частности, исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил, вошедшие в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Исключен также ряд норм и положений, регулируемых Уголовным кодексом РФ. Таможенный кодекс (ТК) РФ определяет экономические, правовые и организационные базисы таможенного дела. Направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности нашего государства, активизацию связей экономики страны с мировым хозяйством. Способствует обеспечению защиты прав граждан, госорганов, хозяйствующих субъектов и соблюдению ими обязанностей в сфере таможенного дела. Освещает такие вопросы, как содержание таможенных режимов, лицензия на учреждение свободного склада, сроки нахождения товаров, изделий на свободных складах, ответственность за уплату таможенных платежей, нарушение таможенных правил и т.д. Таможенный кодекс РФ 2014 года был принят 25.04.2003 г. В связи с принятием Федерального закона о таможенном регулировании от 27.11.2010 № 311-ФЗ данный кодекс утратил силу, кроме статьи 357.10, которая утрачивает силу с 1.10.2011г. 4. Федеральные законы Российской Федерации. Помимо Таможенного кодекса РФ источниками таможенного права являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 " О таможенном тарифе". Этот Закон по объему и сложности существенно уступает Таможенному кодексу. Закон " О таможенном тарифе" состоит из 7 разделов и 38 статей. В нем урегулированы следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; определение страны происхождения товаров; тарифные льготы. Одним из важных законов в сфере таможенного дела является Федеральный закон от 8.12.2003 N 164-ФЗ " Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» - N 311-ФЗ - устанавливает порядок, нормы, чёткие правила по регулированию таможенного дела в нашем государстве, по соблюдению запретов и ограничений при ввозе каких-либо изделий, материалов, товаров в Россию и вывозе из неё. Контролирует такие вопросы, как принципы деятельности, места нахождения, обязанности, флаг, эмблема, вымпел таможенных органов РФ, взаимодействие таможенной организации с другими госучреждениями, условия включения юр. лица в реестр таможенных перевозчиков, порядок наложения ареста на продукцию, груз, изъятия документации/товаров при проведении выездной таможенной проверки. Занимается обеспечением выполнения международных договоров и экономической безопасности нашего государства при осуществлении внешней торговли товарами. Регламентирует обязанности и ответственность должностных лиц таможенных структур (в том числе относительно применения ими физической силы, использования служебных собак, оружия), ведомственный мониторинг деятельности таможенных органов и др. Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» 2014 года № 311-ФЗ был принят 19.11.2010 г. 5. Указы Президента Российской Федерации. Кроме федеральных законов РФ, в т.ч. и кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать нормативные указы Президента РФ. В пункте 3 ст. 3 ТК РФ 2003 г. указано, что отношения в таможенной сфере, кроме Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов - актов таможенного законодательства, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. 6. Постановления Правительства Российской Федерации. Пункт 3 ст. 3 ТК РФ гласит о том, что на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, Правительство России регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров. Кроме того, Правительство имеет право вводить новые таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 г. N 275 установлен таможенный режим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, предназначенных в качестве дара г. Санкт-Петербургу в связи с празднованием 300-летия его основания. 7. Нормативные акты, издаваемые Федеральной таможенной службой России. Статья 5 ТК РФ 2003 г. посвящена правовым актам ФТС. В ней указано, что в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, ФТС России в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела. Однако необходимо отметить, что Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг. Источники таможенного права, их действие Таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению и применению таможенных режимов; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Основные источники таможенного права: Конституция РФ; международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке; Таможенный кодекс РФ; Закон РФ «О таможенном тарифе»; ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»; ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; УК РФ; КоАП РФ; Постановления Правительства РФ; нормативные акты, принятые Государственным таможенным комитетом; иные нормативно-правовые акты. Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, однако правовые акты Таможенного законодательства РФ, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
|