Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины великого переселения народов.Стр 1 из 5Следующая ⇒
В начале I тысячелетия нашей эры на просторах Евразии и Сибири начались массовые миграционные процессы, которые полностью изменили этнический и культурный облик всего континента. Этот процесс получил название – великое переселение народов. Кратко говоря, это массовое вторжение варварских племен на территорию Великой Римской империи. Массовая миграция племен началась во II веке и закончилась к VII веку, продолжавшись в общей сложности, четыре столетия. Хотя процесс этот был непрерывным, его разделяют на три основных этапа. Причины массовой миграции племен: Если говорить о причинах великого переселения народов кратко, то в исторической науке есть несколько версий, почему это происходило: 1. Ко II веку население варварских племен возросло до такой степени, что им стало не хватать земель для своего примитивного хозяйства. 2. Образование крупных племенных союзов, военные вожди которых стремились к обогащению. 3. Всеобщее ухудшение климата (похолодание). В великом переселении народов принимали участие германские и тюркские племена, славянские и финно-угорские народы.
1 этап переселения Он начался с переселения германского племени готов. До этого они населяли территорию современной Центральной Швеции. В 239 году готы перешли границу Римской империи. В III веке на эти же земли стали вторгаться остальные германские племена: франки, вандалы, саксы. Закончился германский этап переселения народов Адрианопольским сражением, в котором римские войска были разбиты готами. 2 этап Он связан с тюркскими и монгольскими племенами гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 году вторглись на земли Европы. Римлянам удалось остановить их нашествие в середине V века, но оттесненные ими племена и народы продолжили свое вторжение вглубь Римской империи. В 455 году вандалы захватили Рим. В 476 году варварами был свергнут последний император ослабевшей Западной Римской империи, а их племена расселились по всей территории бывшей могущественной державы. 3 этап В V веке начался процесс переселения славянских племен на территорию Византии и Балканского полуострова. В результате они заселили Восточную Европу. Великое переселение народов привело к уничтожению многих племен и народов. Племена-завоеватели или ассимилировали местное население или сами вошли в его состав. Некоторые из них, вообще, исчезли как народ, например, гунны.
3. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Восточные славяне в VI-IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге " Война с готами" писал: " Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же".Основным занятием восточных славян было земледелие. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).Община. Жизнь восточных славян среди дремучих лесов и болот нельзя назвать легкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место, а главное расчистить его. Невозможно было в одиночку заниматься и земледелием. Трудоемкие задачи мог выполнять только большой коллектив. В его задачу так же входило следить за правильным распределением земли. Поэтому большую роль в жизни русской деревни приобрела община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделе). Религия восточных славян была сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями; как и другие древние народы, славяне были язычниками. Они населили мир разнообразными богами и богинями. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства. Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных контактов, процесс смешивания народов.
5.Киевская Русь - раннефеодальное государство с монархической формой правления. Этапы становления государственности: дружинная форма; централизованная монархия; федеративная монархия.Социально - экономическое развитие. Во времена Киевской Руси сформировалось феодальное общество у восточных славян.Становление феодальных отношений в Древнерусском государстве происходило в общеевропейском русле: от государственных форм к сеньориальных (вотчинных). В XII - XIII вв. с углублением процессов феодализации на Руси с одной стороны осложнялась иерархическая структура господствующего класса, основными категориями которого были князья, бояре и дружинники, с другой активно шел процесс дифференциации среди феодально зависимого населения. Это: Смерды - большая часть крестьян, имевших частное хозяйство, относительно свободные. Закупы - люди, находившиеся в кабале у феодала. рядовичи - крестьяне, заключившие с феодалом ряд (договор) и признавали свою зависимость от него. Челядь - лица, утратившие свое хозяйство и работали на феодала. Их продавали, передавали по наследству. Холопы - люди, которые находились в полной собственности феодала. При феодализме земля была основным средством производства. Ведущей отраслью экономики этого времени было сельское хозяйство. Вывод. Более одиннадцати веков назад восточные славяне создали первое государство. Она принадлежала к крупнейшим, культурным, наиболее развитых экономически и политически государств средневековья. На огромной территории от Черного до Белого морей, от Карпатских гор до Волги жили выносливы, храбры и мужественны русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на торгах Багдада, Константинополя, Кракова и др.. Могучей, высокоразвитой и целостной была материальная и духовная культура Киевской Руси. Ее народ возводил величественные каменные храмы и нарядное деревянное жилье, создавал мощные фортификационные сооружения своих больших и малых городов, строил на тысячи верст защитные валы против кочевников причерноморских степей. На весь мир прославились изделия древнерусских мастеров, например драгоценные золотые вещи и более скромные серебряные украшения. Киевская Русь много весила в политической жизни Европы и Ближнего Востока. С ней вынуждены были считаться византийские императоры и хазарские каганы. В течение пятисот лет Древнерусское государство закрывала собой европейской мир и Византию от кочевников. Она приняла на себя страшный удар железного тарана 150-тысячной татаро-монгольской конницы Батыя, ценой жизни сотен тысяч своих воинов и мирных жителей ослабила его и тем спасла Европу от опустошения и гибели. Киевская Русь сделала огромный вклад в мировую историю IX - XIII вв., Поэтому интерес к ней не угасает среди ученых современного мира. В Америке, многих странах Европы, славянских и даже неславянских. Даже в затерянной в океане Австралии и экзотической Японии плодотворно работают над проблемами древнерусской истории десятки ученых.
6. Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить. Принятие христианства на Руси: 988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения. 991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили. Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы. Значение принятие на Руси христианства: Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия). Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Крещение Руси и её расцвет: При князе Владимире Святославиче, правившем между 978 и 1015, официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство.
7. Средневековым называют период между Новым временем и Древним. Хронологически этот период помещают в границы конца V - VI вв. до XVI в. (или включая его). Этот период, в свою очередь, делят на: раннее Средневековье (VI-X вв.), высокое, или середину Средневековья (XI-XIII вв.), и позднее, или эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). По числу значимых для эпохи событий в культурной жизни XIV-XVI вв. в Западной Европе иногда рассматривают как самостоятельный этап в развитии. Формирование характерных признаков средневековой культуры осуществлялось в разных регионах мира не в одно и то же время, различной оказывалась и степень наследуемости признаков прежних этапов. Северо-Западная, Центральная и Восточная Европа, ряд территорий в Центральной Азии, Океании, Индонезия и др. в большей мере сохраняют элементы культурного развития, свойственные Древнему времени. Что касается юга и юго-востока Европы, то здесь культурное развитие опирается на традиции, сложившиеся еще в Римское время. Города Италии и юга Франции, Испании, территории Балканского полуострова отличаются интенсивностью культурного обмена, " оглядкой" на прошлое, сохранением рудиментов прошлых достижений в разных областях. Со Средних веков берет начало процесс " культурной колонизации" этносов, находящихся на стадиально иных уровнях культурного развития и это, в первую очередь, относится к приобщению их к господствующей религии. Так, франки силой пытаются приобщить к своей культуре (христианской) саксов, германцев и другие племена, сохранявшие политеистические верования, в отличие от римлян, которые никогда при завоевании чужих земель не заставляли принимать свою веру и не насаждали своих богов. Культурная колонизация сопровождала с XV в. завоевательную политику испанцев, португальцев, голландцев, а позже и всех других государств, приступивших к захвату колониальных владений. Для Средних веков, особенно для раннего периода, характерно активное движение кочевых племен. Недаром это время в истории получило название Великого переселения народов, которое сопровождалось войнами, разрушениями, пленениями, убийствами, разрушением городов и селений, уничтожением созданного многими поколениями. Но именно в этом процессе (корни которого не до конца понятны науке) происходило расселение этносов, оседавших в определенных регионах мира и вытеснявших или соединявшихся с местными этносами и создававших новые культурные симбиозы, будущие социальные противоречия, как, например, в Испании, завоеванной в VIII в. н.э. арабами-мусульманами. В этом плане Средневековье схоже с предшествующим культурным периодом. В меньшей мере варварские завоевания затронули Восточную Римскую империю - Византию. Поэтому культурное развитие этого государства до XV в. не прерывалось. (См. дополнительный иллюстративный материал.) На территории Западной Европы в период раннего Средневековья возникло множество крупных и мелких государств, среди них государство франков. Стала независимым государством римская область Италии. На других территориях (Скандинавия, Британские острова, на землях, не вошедших в более крупные государства в Западной и Восточной Европе) образовалось множество мелких и крупных княжеств, лишь формально подчинявшихся королям более крупных образований. В отдельные периоды во Франции насчитывалось до 30, Британских островах - 7 и т.д. государств. Сходный процесс имел место и на Востоке. В разное время на территории Китая существовало до 140 государств, поэтому наряду с императорской властью на местах существовала власть множества феодалов, имевших в своем распоряжении все атрибуты власти: войско, суд и администрацию, а часто и собственные деньги. Это порождало своеволие, частые военные столкновения феодалов, слабость государства в целом. Средневековая культура была не однородна и с точки зрения социальных стран. В ней различают субкультуры: городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую.
8. Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности. С 30-х годов XII в. на Руси начинается процесс феодальной раздробленности, что было закономерным этапом в развитии феодализма. Великим князьям — Мономаху, его сыну Мстиславу — удавалось на время затормозить неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновлялся с новой силой: И Любечский съезд князей в 1097 г. установил: «… каждо да держит отчину свою». Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: · во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;
· во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;
· в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями; · в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров; · в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение; · в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.
Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Последствия феодальной раздробленности: Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.
|