Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Октябрьская революция 1917 г






Великая Октябрьская Социалистическая Революция состоялась 25-26 октября 1917 г. (7-8 ноября по новому стилю). Это одно из величайших событий в истории России, в результате которого произошли кардинальные перемены в положении всех классов общества.

Октябрьская революция началась в результате ряда веских причин:

· В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в первую мировую войну, положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий.

· Национальные конфликты.

· Накал классовой борьбы. Крестьяне веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей были готовы к решительным действиям.

· Падение авторитета Временного правительства, которое не в силах было решить проблемы общества.

· У большевиков был сильный авторитетный предводитель В.И. Ленин, который обещал народу решить все общественные проблемы.

· Распространенность социалистических идей в обществе.

 

Партия большевиков добилась огромного влияния на массы. В октябре на их стороне было уже 400 тыс. человек. 16 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет, который начал подготовку к вооруженному восстанию. В ходе революции к 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками, под предводительством В.И. Ленина. Они захватывают Зимний дворец и арестовывают временное правительство.

Вечером 25 октября на 2-ом Всероссийском Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, объявили, что власть переходит ко 2-ому Съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

26 октября был принят Декрет о мире и о земле. На съезде было образовано советское правительство, названное «Совет народных комиссаров», в которое вошли: сам Ленин (председатель), Л.Д. Троцкий (народный комиссар по иностранным делам), И.В. Сталин (народный комиссар по национальным делам). Была введена «Декларация прав народов России», в которой говорилось, что все люди имеют равные права на свободу и развитие, нет больше нации господ и нации угнетенных.

В итоге октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Классовое общество было ликвидировано, помещичья земля передана в руки крестьянам, а промышленные сооружения: фабрики, заводы, шахты – в руки рабочих.

Вследствие октябрьского переворота началась Гражданская война, из-за которой погибли миллионы людей, и началась эмиграции в другие страны. Великая октябрьская революция повлияла на последующий ход мировой истории.

 

 

36. Гражданская война и интервенция

Гражданская война началась в октябре 1917 г. и закончилась разгромом белой армии на Дальнем Востоке осенью 1922 г. В течение этого времени на территории России различные социальные классы и группы вооруженными методами решали возникшие между ними противоречия.

К основным причинам начала гражданской войны можно отнести: несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения, отказ от создания коалиционного правительства, разгон Учредительного собрания, национализацию земли и промышленности, ликвидацию товарно-денежных отношений, установление диктатуры пролетариата, создание однопартийной системы, опасность распространения революции на другие страны, экономические потери западных держав при смене режима в России.

Весной 1918 г. в Мурманске и Архангельске высадились английские, американские и французские войска. В пределы Дальнего Востока вторглись японцы, во Владивостоке высадились англичане и американцы - началась интервенция.

25 мая произошло восстание 45-тысячного чехословацкого корпуса, который перебрасывался во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. Хорошо вооруженный и укомплектованный корпус растянулся от Волги до Урала. В условиях разложившейся российской армии, он стал единственной реальной силой на тот момент. Поддержанный эсерами и белогвардейцами корпус выдвинул требования свержения большевиков и созыва Учредительного собрания.

На Юге была образована Добровольческая армия генерала А.И.Деникина, которая нанесла поражение Советам на Северном Кавказе. Войска П.Н.Краснова подошли к Царицыну, на Урале казаки генерала А.А.Дутова захватили Оренбург. В ноябре-декабре 1918 г. в Батуми и Новороссийске высадился английский десант, французы оккупировали Одессу. В этих критических условиях большевикам удалось создать боеспособную армию за счет мобилизации людей и ресурсов и привлечения военных специалистов царской армии.

К осени 1918 г. Красная армия освободила города Самару, Симбирск, Казань и Царицын.

Значительное влияние на ход гражданской войны оказала революция в Германии. Признав свое поражение в Первой мировой войне, Германия согласилась аннулировать Брестский мирный договор и вывела свои войска с территории Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Антанта стала выводить свои войска, оказывая белогвардейцам лишь материальную помощь.

К апрелю 1919 г. Красной армии удалось остановить войска генерала А.В.Колчака. Загнанные вглубь Сибири, они были разгромлены к началу 1920 года.

Летом 1919 г. генерал Деникин, захватив Украину, двинулся к Москве и подошел к Туле. На Южном фронте сосредоточились войска первой конной армии и латышские стрелки. Весной 1920 г. под Новороссийском «красные» разгромили белогвардейцев.

На севере страны против Советов вели боевые действия войска генерала Н.Н.Юденича. Весной и осенью 1919 г. они предприняли две безуспешные попытки захватить Петроград.

В апреле 1920 г. начался конфликт Советской России с Польшей. В мае 1920 г. поляки захватили Киев. Войска Западного и Юго-западного фронтов предприняли наступление, но добиться окончательной победы не удалось.

Сознавая невозможность продолжения войны, в марте 1921 г. стороны подписали мирный договор. Завершилась война разгромом генерала П.Н.Врангеля, который возглавил остатки деникинских войск в Крыму. В 1920 г. образовалась Дальневосточная республика, к 1922 г. она была окончательно освобождена от японцев.

Причины победы большевиков: поддержка национальных окраин и российских крестьян, обманутых большевистским лозунгом «Землю крестьянам», создание боеспособной армии, отсутствие общего командования у белых, поддержка Советской России со стороны рабочих движений и компартий других стран.

37. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)

«Военный коммунизм» – вынужденная политика правительства Советской России – проводилась в условиях разорения экономики страны в ходе Первой мировой и Гражданской войн, была связана: с принудительным отъемом сельскохозяйственной продукции и трудовой повинностью в городах; с упразднением товарно-денежных отношений и распределением товаров по карточкам.

К 1920 г. она сделала жизнь населения Советской России совершенно нестерпимой.

X Съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял решение о переходе к новой экономической политике.

Сущность новой экономической политики:

1) продразверстка заменялась существенно менее изнурительным продналогом – деревня постепенно начала оживать;

2) были разрешены некоторые элементы частного предпринимательства, хотя и под строгим государственным надзором;

3) сфера экономической свободы коснулась исключительно легкой промышленности; посреднической и розничной торговли; кредитных операций на относительно небольшие суммы.

Наиболее рентабельными были кооперативные предприятия, так как государство обложило нэпманские предприятия очень высокими налогами (до 50 % дохода). Хотя В.И. Ленин и заявил о том, что НЭП – «это всерьез и надолго», прозорливые предприниматели предвидели скорое окончание этой политики в Советской России, поэтому предпочитали не организовывать свои предприятия, а арендовать их у государства. В результате политики государственного сдерживания производительность предприятий, открытых частными лицами, не превысила и 5 % от общей стоимости производимой в стране продукции. Гораздо выше была роль частного сектора в торговле.

Во время НЭПа преобразилось управление государственным сектором экономики:

1) чтобы сделать его конкурентоспособным перед нэпманами, советское правительство старалось децентрализовать промышленность и торговлю, используя при этом механизмы экономической заинтересованности;

2) близкие по месторасположению и отраслевой принадлежности предприятия объединялись;

3) торговля находилась в руках государственных торговых синдикатов;

4) постепенно увеличивалась денежная часть зарплаты, начали выдавать премии за производительный труд. Хотя быстрому возврату к товарно-денежным отношениям мешали разнообразие видов денежных знаков, которые были на руках у населения, и высокие темпы инфляции.

Народный комиссариат финансов (нарком – Г.Я. Сокольников) провел в 1922–1924 гг. денежную реформу. Важнейшим мероприятием реформы стало введение в обращение банковских билетов, которые были обеспечены золотом, – червонцев.

Итоги и значение новой экономической политики:

1) самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий – предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами;

2) нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926–1927 гг. (хотя в годы политики НЭПа произошло несколько кризисных ситуаций, в частности: кризис сбыта 1923 г., товарный кризис 1925 г.);

3) в различных отраслях хозяйства страны был достигнут уровень производительности 1913 г.;

4) однако частный сектор при административно-командной системе работал неэффективно. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. склонилось ко второму.

 

 

38. Образование СССР

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.

С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.

В Украине не обошлось баз борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивление отряды местной вооруженной оппозиции.

Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.

Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.

30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

39. ФОРСИРОВАННАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ

Индустриализация была необходима для страны:

1) чтобы обеспечить обороноспособность СССР во «враждебном капиталистическом окружении»;

2) необходимо было обеспечить экономическую независимость СССР, развивать тяжелую и оборонную промышленность, преодолеть отставание от стран Запада.

Обсуждались вопросы о путях реализации этих целей, сформировались два основных подхода: 1) первый подход выработали Л.Б. Красин, А.В. Чаянов. Согласно им капиталы для финансирования индустриализации должны были дать: развитие частного предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового оборота. Они ориентировались при этом на реальные возможности отечественной промышленности, а не на политические потребности. Индустриализация не должна была привести к резкому падению уровня жизни населения; 2) второй подход был первоначально сформулирован лидером левой оппозиции Л.Д. Троцким. Согласно его позиции финансировать индустриализацию необходимо было с помощью внутренних ресурсов страны. Предлагалось перекачивать средства из сельского хозяйства в тяжелую промышленность. Так же, как и в первом случае, провести индустриализацию стремительно, за 5-10 лет.

Таким образом, первый подход обозначал проведение индустриализации при оставлении действующей политики НЭПа и элементов свободного рынка, а второй приводил к отказу от НЭПа. Он означал переход к командной, максимально централизованной экономике.

Форсирование сроков индустриализации

В конце 1927 г. были составлены установки к пятилетнему плану, в основном основывающиеся на первом подходе. Но уже в начале 1928 г. Сталин потребовал пересмотреть плановые темпы индустриализации в сторону их резкого увеличения. Предполагалось всего за десять лет «пробежать расстояние в 50-100 лет», на которые в то время отставала Советская Россия от передовых стран Запада. Первая, а также вторая пятилетки (1928–1932 гг. и 1933–1937 гг.) были подчинены решению данной задачи.

Итоги индустриализации: 1) СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства; 2) сократился разрыв между СССР и западными странами по показателю промышленного производства на душу населения; 3) были построены десятки крупных промышленных предприятий; 4) появились новые отрасли промышленности; 5) исчезла безработица; 6) СССР стал одной из немногих стран, которые способны были производить все виды современной промышленной продукции.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.

Сущность процесса коллективизации: 1) ликвидация единоличных хозяйств; 2) раскулачивание; 3) разгром хлебного рынка; 4) фактическое огосударствление деревенской экономики.

Основные причины коллективизации:

1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун;

2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.

Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.

Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь.

В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.

Итоги и значение коллективизации: 1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек; 2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной; 3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). 4) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения; 6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства; 7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы; 8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Новая система образования строилась на демократических принципах: 1) единая трудовая школа; 2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование; 3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ; 4) бесплатное обучение; 5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.

Развитие народного образования в условиях индустриализации страны: 1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной; 2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше; 3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.

Развитие науки. Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).

Литература и искусство. В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.

 

40. Общественно-политическая жизнь в 30-е годы

В тридцатые годы Советская Россия вошла со сложившейся командно-административной системой руководства и начинающим укрепляться культом личности Сталина.

Последняя попытка соратников Ленина выполнить завещание вождя - снять Сталина с поста Генерального секретаря партии была предпринята на 17-м съезде партии. Большинство голосов было отдано С.М.Кирову.

Сталину удалось подтасовать результаты голосования, остаться во главе партии и впоследствии жестоко расправиться с участниками «съезда победителей». Киров был убит, практически все депутаты съезда расстреляны.

Понимая, что основная угроза его власти исходит от партийной оппозиции, Сталин уделял огромное внимание воспитанию преданных кадров. Началось создание номенклатуры. Умело формируя партийный аппарат, организуя пропаганду в средствах массовой информации, Сталин окружил себя недалекими и преданными союзниками и стал лидером тоталитарного режима. Над каждым из его соратников постоянно висела угроза обвинения в измене и замены.

Убийство любимца пролетариата С.М.Кирова в 1934 г. стало началом массовых репрессий. Уничтожались все, кто остался в живых после «красного террора», одновременно проводилась массовая чистка в партии. Было возбуждено уголовное дело против «ленинградского центра». Во главе НКВД стояли ближайшие соратники Сталина - Г.Г.Ягода, Н.И.Ежов, Л.П.Берия. Они беспрекословно убирали одного за другим политических противников вождя народов. Позиции Сталина значительно окрепли, ему удалось поставить на руководящие посты своих сторонников (в состав политбюро введены Микоян, Жданов. Хрущев стал секретарем ленинградской парторганизации). В Москве секретарем ЦК был назначен Ежов, место генерального прокурора отдано Вышинскому.

В 1934 г. начался обмен партбилетом, в ходе которого проверялась лояльность все рядовых членов партии, все неблагонадежные исключались.

Из библиотек были изъяты произведения Троцкого, Каменева, Зиновьева.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция «победившего социализма». В ее разработке принимали участие недавние уклонисты, в частности Н.И.Бухарин.

Новая конституция декларировала всеобщее избирательное право, свободу слова, собраний и союзов. Однако в ней содержались оговорки, дающие право «в интересах трудящихся» нивелировать эти декларации.

Принятая Конституция 1936 г. законодательно оформила проведение «большого террора». В Москве началась серия процессов над «главарями», «вредителями», «предателями» и «шпионами». Большинство подсудимых были ветеранами партии.

В 1936-1938 гг. к высшей мере были приговорены Каменев, Зиновьев, Пятаков, Радек Серебряков, Сокольников, застрелились Томский и Орджоникидзе. Не выдерживая изощренных пыток и психологического воздействия, подсудимые на открытых процессах признавались «ради высших интересов партии» в не совершенных ими преступлениях.

В начале 1937 г. арестовали Бухарина и Рыкова. Началась замена старых кадров на выдвиженцев времен первых пятилеток, партсостав был обновлен на 20%.

В 1937 г. судилищем над «красными маршалами» М.Н.Тухачевским и А.И.Егоровым начались репрессии по отношению к офицерскому корпусу армии и флота. «Большой террор» уничтожил командный состав вплоть до батальонного уровня.

В марте 1938 г. состоялся третий Московский процесс. Группе из 21 обвиняемого (Бухарин, Рыков, Раковский, Ягода и др.) были предъявлены обвинения в убийстве Кирова, Горького и Куйбышева, заговоре, шпионаже, саботаже и т.п. Вынесено 18 смертных приговоров. Революция продолжала пожирать своих детей.

10 мая 1939 г. 18-й съезд партии утвердил более мягкую редакцию устава партии. Осуждены чистки партии 1933-1936 гг. Сталин признался в фактах перегибов, но вина за это была возложена на местные парторганизации.

 

41. Внешняя политика СССР в 20-30 годы ХХ века

Внешняя политика СССР в 20-30 гг. развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. 1924-1933 - годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами. Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В.Чичерин и М.М.Литвинов. Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, и тем самым снят заградительный кордон между СССР и Европой.

В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР. Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.

В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии. СССР осудил это решение.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.

Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

1 сентября 1939 г. с нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война.

28 сентября 1939 г. в Москве подписан советско-германский договор о «дружбе и границах».

30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.

44. Развитие СССР в 1945-1953 годы

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.

Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою.

Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. упразднен Государственный Комитет Обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций

В 1946 г. Совет Народных Комисаров преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются вечерние школы. Образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах открыты аспирантуры. Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство в их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные исследования историков, философов, филологов.

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

45. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА. КРИТИКА КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ

После смерти Сталина 5 марта 1953 г. произошло обострение борьбы в руководстве страны за власть. Попытка Л.П. Берии занять место вождя провалилась. 26 июня 1953 г. он был арестован и вскоре казнен, но не за свои преступления, а по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. Наиболее удачливым в борьбе за власть оказался Н.С. Хрущев (с сентября 1953 г. он являлся Первым секретарем ЦК КПСС).

Преодоление культа личности Сталина

Одно из центральных мест в деятельности Н.С. Хрущева занимала работа по преодолению культа личности И.В. Сталина: 1) в печати началась критика этого явления; 2) проводилась реорганизация правоохранительных органов; 3) осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий; 4) генеральное значение в общественно-политической жизни страны имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), на закрытом заседании которого Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Этот доклад не был опубликован, хотя широко обсуждался в партийных организациях страны. (Текст доклада был впервые напечатан в СССР в 1989 г.)

 

«ОТТЕПЕЛЬ»

Десятилетие с 1954 по 1964 г. вошло в историю страны как время «оттепели». Смерть Сталина, устранение от власти Берии положило конец массовому террору в стране. Из лагерей и тюрем возвращались политические заключенные. Изменения в общественной жизни дали мощный стимул к развитию культуры и искусства.

1. С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой: публиковались ранее запрещенные стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, рассказы М. Зощенко.

2. Начали издаваться новые журналы, альманахи, литературно-художественные газеты, в которых печатались произведения на запретные ранее темы. Так, в журнале «Новый мир» вышла повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о массовом терроре, сталинских лагерях.

3. Руководство партии признавало свои ошибочные решения по некоторым вопросам. 4. Наряду с бардами молодежь 60-х гг. была охвачена поэзией молодых литераторов: Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Они снискали себе особенную популярность необычной для советской литературы манерой стихосложения. В частности, Евтушенко подражал поэтике В. Маяковского, Вознесенский писал в стиле западно-европейского авангарда.

5. Во время Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., состоявшегося в Москве, впервые выставили свои работы художники и скульпторы «абстрактного» направления (Э. Неизвестный).

 

«Дело Пастернака» наглядно показало ограниченность хрущевской «оттепели». Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за то, что он напечатал за рубежом свой роман «Доктор Живаго». Чтобы избежать высылки из страны, ему пришлось отказаться от Нобелевской премии, которая была присуждена ему за это произведение.

Не менее сложной была судьба выдающегося поэта И. Бродского, чья поэтическая деятельность была объявлена тунеядством. В результате Бродский был сослан, а после возвращения был вынужден покинуть страну.

 

 

46. НТР. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 50-60 гг ХХ века

 

Научно-техническая революция (НТР) началась в середине двадцатого века под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством (к примеру, значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на все стороны жизни общества.

Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ (сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет 30 назад они привлекали всеобщее внимание); открытие и применение новых видов энергии (начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли); создание и применение новых видов конструкционных материалов (взглянув вокруг, мы можем увидеть, что различные пластики активно вытесняют металл и древесину). Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников.

 

С 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны.

Началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. С 1954 г.:

1)освоение целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения зерновой проблемы.

2) проведена реорганизация МТС;

3) взят курс на укрупнение колхозов;

4) проведено свертывание личных подсобных хозяйств. Но продовольственная проблема продолжала оставаться острой. СССР начал покупать зерно за рубежом. После кратковременного увеличения урожаи на целине резко упали из-за эрозии почвы, засух.

Переориентирование экономики на развитие аграрной сферы было кратковременным. Вскоре восстанавливается принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959–1965 гг.).

Курс на развитие промышленного сектора экономики:

1) большое внимание в эти годы уделялось внедрению в производство новейших научно-технических достижений;

2) в 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Организационной формой управления стали советы народного хозяйства (совнархозы).

Были осуществлены социальные мероприятия:

1) развернуто массовое жилищное строительство;

2) повышены пенсии, а с 1964 г. они впервые стали выдаваться колхозникам;

3) в 1956–1957 гг. рабочие и служащие переведены на 7-часовой рабочий день.

В период руководства Н.С. Хрущева была принята новая программа КПСС, которая определила конкретные сроки и задачи коммунистического строительства.

Но результаты реорганизации экономики и политических структур (в большей степени разделение партийных структур по производственному принципу) угрожали стабильному существованию партийного аппарата. В 1964 г. Н.С. Хрущев был снят с поста руководителя страны и отправлен в отставку.

 

47. СССР 1960-1980 годов

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1, 5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали Госагропром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

48. Внешняя политика СССР 60-80-х годов

Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом.

С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. - канцлер ФРГ В.Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р.Никсоном и сменившим его Д.Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне: Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран-участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А.Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран - участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г.Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л.Вапенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского Договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

49. Причины перестройки и ее начало

В середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, социальном и политическом кризисе. Остро встала необходимость обновления всех сторон общественной жизни, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы. Эти изменения могли начаться только при условии прихода к власти политиков новой формации.

В марте 1985 г. после смерти К.У.Черненко, на внеочередном Пленуме ЦК Генеральным секретарем КПСС избрали самого молодого члена политического руководства М.С.Горбачева. Он не стремился к смене общественно-политического строя, считая, что социализм не исчерпал своих возможностей. На апрельском пленуме 1985 г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Предусматривались меры технического перевооружения тяжелой промышленности и активизации «человеческого фактора». Расширялись права предприятий, вводились элементы хозрасчета, материальная заинтересованность. Для повышения качества продукции вводился его контроль со стороны государства. Приоритет отдавался развитию социальной сферы. Разрешалась индивидуальная и кооперативная деятельность. На селе было признано равенство всех форм хозяйствования - совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Обновилось Политбюро (ряд его членов - приверженцев брежневской политики - был выведен из его состава). При этом Политбюро разделилось на соратников Брежнева, партократов-обновленцев и реформаторов.

Во внешней политике Горбачеву удалось провести новую концепцию. Отказавшись от идеи «классовой борьбы», он завоевал симпатии мировой общественности, выдвинув положение о взаимосвязи всех мировых явлений.

Однако, у высшего руководства не было ясности о глубине и масштабности наступившего кризиса. Не приносили результатов кампании по борьбе с пьянством и нетрудовыми доходами.

Провал экономики обострил кризис в общественно-политической и духовной сферах. В среде интеллигенции господствовали «диссидентские» настроения. Видя, как партия теряет свои позиции, руководство КПСС начало либеральные преобразования в идеологической области.

Горбачев признал возможность каждого члена общества иметь собственные идейные установки и принципы и излагать их в средствах массовой информации. Благодаря политике «гласности» смягчилась цензура над средствами массовой информации, была разрешена публикация ранее запрещенной литературы, открыт доступ в архивы, ликвидированы спецхраны в библиотеках. Из ссылки был возвращен лидер правозащитников А.Д.Сахаров.

Попытка модернизации социализма успеха не имела. Первый этап реформ вызвал лишь кратковременное оживление в экономике. Но в 1988 г. началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности.

Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик.

К 1990 г. стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию грязных денег, появилось огромное количество некачественных товаров и т.д.

Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка и развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.

Политическая реформа 1988 г. стала попыткой придать импульс перестройке. Новым высшим органом законодательной власти утверждался съезд народных депутатов СССР. Из числа депутатов сформировались Верховные Советы СССР и республик. В марте 1989 г. председателем Верховного Совета СССР стал М.С.Горбачев.

50. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ

 

Масштабные перемены во внутренней жизни одной из великих держав имели последствия для всего мира. Перемены в СССР оказались близкими и понятными народам мирового сообщества, которое получило светлые надежды на долгожданное укрепление мира на Земле, расширение демократии и свободы. Начались изменения в странах бывшего социалистического лагеря. Таким образом, Советский Союз вызвал глубокие перемены во всей мировой ситуации.

Изменения во внешней политике СССР:

1) процесс демократизации внутри страны заставил пересмотреть подход к правам человека; новое восприятие мира как единого взаимосвязанного целого поставило вопрос об интеграции страны в мировую хозяйственную систему;

2) плюрализм мнений и отказ от концепции противоборства двух мировых систем привел к деидеоло-гизации межгосударственных отношений. «Новое мышление»:

1) 15 января 1986 г. Советский Союз выдвинул план освобождения человечества от ядерного оружия к 2000 г.;

2) XXVII съезд КПСС анализировал перспективы мирового развития исходя из концепции противоречивого, но взаимосвязанного, по сути дела, целостного мира. Отказываясь от блоковой конфронтации, съезд однозначно высказался за мирное сосуществование, но не как специфическую форму классовой борьбы, а как высший, универсальный принцип межгосударственных отношений;

3) была всесторонне обоснована программа создания всеобщей системы международной безопасности, базирующаяся на том, что безопасность может быть только общей и достигается лишь политическими средствами. Эта программа была адресована всему миру, правительствам, партиям, общественным организациям и движениям, которые действительно озабочены судьбами мира на Земле;

4) в декабре 1988 г., выступая в Организации Объединенных Наций, М.С. Горбачев в развернутом виде представил философию нового политического мышления, адекватного современной исторической эпохе. Было признано, что жизнеспособность мирового сообщества – в многовариантности развития, в его многоликости: национальной, духовной, социальной, политической, географической, культурной. А поэтому каждая страна должна быть свободна в выборе пути к прогрессу;

5) необходимость отказа от осуществления собственного развития за счет других стран и народов, а также учета баланса их интересов, поиска общечеловеческого консенсуса в движении к новому политическому порядку в мире;

6) лишь общими усилиями мирового сообщества можно одолеть голод, нищету, массовые эпидемии, наркоманию, международный терроризм, предотвратить экологическую катастрофу.

Значение и итоги «нового мышления» во внешней политике СССР: 1) новая внешняя политика выдвинула Советский Союз на авансцену строительства безопасного и цивилизованного мирового порядка; 2) рухнул «образ врага», исчезло всякое обоснование под пониманием Советского Союза как «империи зла»; 3) была остановлена «холодная война», отступила опасность мирового военного конфликта; к 15 февраля 1989 г. были выведены советские войска из Афганистана, постепенно нормализовались отношения с Китаем; 4) стало проявляться сближение позиций между СССР, США и западно-европейскими странами по крупным международным проблемам и, в частности, по многим аспектам разоружения, в подходах к региональным конфликтам и к путям решения глобальных проблем; 5) сделаны первые крупные шаги по пути практического разоружения (Соглашение 1987 г. об уничтожении ракет средней дальности); 6) диалог, переговоры становятся преобладающей формой международных отношений.

 

 

51. Российская государственность в 1992-1996 годах

В 1991 г. возникла угроза распада Российского государства. Республики, входящие в состав РСФСР, и автономные области заявляли о своем суверенитете. Татарстан, Чечня, Якутия и Башкортостан приняли решение о выходе из состава Федерации. Сепаратистские настроения были основаны на желании оформить самостоятельность и независимость и защитить свои интересы, ущемляемые Центром.

Большими усилиями и уступками отношения России с субъектами Федерации были урегулированы. Подписанием Федеративного договора 31 марта 1992 г. были определены взаимоотношения и границы между субъектами Федерации, в которую вошли 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, Москва и Санкт-Петербург.

Одной из проблем внутренней политики стал выбор формы государственности. Существовали варианты: президентская республика, парламентская республика, смешанная президентско-парламентская республика.

Переходный период обусловил нарастание противоречий между двумя основными ветвями власти: законодательной (съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство).

21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета и проведении выборов в новые органы государственной власти. Его указ фактически вводил в стране президентское правление.

Конституционный суд и руководство Верховного Совета признали решения президента неконституционными. Часть депутатов отказалась сложить свои полномочия и была уверена в победе, надеясь на поддержку граждан. В Москве нарастала напряженность. В ночь с 21 на 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой начал формировать правительство. Противостояние достигло пика 3 октября, когда была предпринята попытка захвата мэрии и Останкинского телецентра.

Президент ввел в столице чрезвычайное положение и выдвинул ультиматум защитникам Белого Дома. 4 октября Белый дом был обстрелян из орудий и занят спецназом. Организаторы обороны были арестованы и водворены в тюрьму Лефортово.

Впоследствии Б.Н.Ельцин устранил все органы советской власти, которые просуществовали с 1917 г. по 1993 г.

Насильственное установление советской власти закончилось ее нелегитимным устранением при молчаливом согласии граждан.

В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов принял решение вынести вопрос о Конституции на Всероссийский референдум.

Однако вопрос о форме государственной власти был решен в ходе следующего референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В результате референдума был установлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых декларировалась как самостоятельная. Главой государства становился всенародно избранный Президент, определяющим основные направления внутренней и внешней политики.

Законодательная власть - Парламент, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, исполнительная - Правительство под руководством председателя, который руководит федеральными министерствами, судебная - Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

 

52. Политика России в современном мире

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако, она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.

События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

· обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;

· воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;

· создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.058 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал