Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест Кеттелла: средние показатели по факторам.






  А В С Е F G H I  
Эксп.гр. 5, 294 4, 941 5, 529 6, 176 7, 058 6, 529 7, 235 6, 823  
Контр.гр. 8, 239 4, 478 8, 239 5, 869 5, 434 8, 239 8.022 6, 478  
  L M N О Q1 Q2 Q3 Q4 MD
Эксп.гр. 6, 529 6, 705 6, 529 6, 882 8, 588 6, 647 5, 352 6, 647 7, 411
Контр.гр. 5, 456 6, 608 5, 847 7, 065 6, 673 5, 130 6, 826 5, 217 6, 434

 

Исследование самооценки испытуемых обеих выборок с помощью методики Дембо-Рубинштейн дало следующие результаты.

1. Шкала «Здоровье». Обычно люди оценивают себя по этой шкале довольно высоко, если нет каких-либо серьезных хронических заболеваний, что и показало исследование контрольной группы (см. рис. 3). Но подростки-суициденты оценили себя ниже середины по шкале «Здоровье» в 41, 2% случаев. В беседе выяснилось, что основные причины, по которым они оценивают себя в этом отношении так низко - это частые простудные заболевания, травмы и перенесенные болезни в прошлом. Так как ОРЗ и травмы бывают практически у всех, но это не мешает им оценивать себя высоко по шкале «Здоровье», в случае подростков-суицидентов можно говорить о некоторой ипохондрии. 6 человек из 17 сказали о «постоянном плохом настроении», «депрессии», которые они тоже считают болезненным состоянием. 4 человека (3 мальчика и 1 девочка) сказали о «плохой фигуре» («ненакачанный», «толстая»). Это, по их мнению, тоже является показателями плохого здоровья.

Рис. 3. Самооценка подростков-суицидентов.

Рис. 4. Самооценка испытуемых контрольной группы.

2. Шкала «Ум». Пониженная самооценка по этой шкале свойственна 35, 3% испытуемых экспериментальной группы. Такое же количество подростков-суицидентов оценивают свои умственные способности достаточно высоко, а 29, 4 % поставили отметку посредине шкалы. Основной мотив постановки отметки в определенное место - сравнение себя с одноклассниками по успеваемости.

В контрольной группе высоко оценили себя по шкале «Ум» 52, 2 % испытуемых, а ниже середины поставили отметку лишь 13%, большинство из которых являются учащимися Вечерней средней школы, куда зачастую попадают отчисленные из обычной школы за неуспеваемость. То есть у них было больше оснований занизить свою оценку по данной шкале, чем у большинства подростков-суицидентов.

3. Шкала «Характер». 47 % подростков-суицидентов оценили свой характер как «хуже среднего»; в контрольной группе низко оценили себя по этой шкале 21, 7 % испытуемых. А причины, по которым они ставили низкую отметку, в основном, одни и те же: вспыльчивость, «кричание на родителей» и др.

4. Шкала «Счастье». Эта шкала является самой показательной. В контрольной группе лишь 8, 7 % поставили отметку ниже середины, 30, 4 % считают уровень своего счастья средним и 60, 9 % оценили себя как счастливых, причем четыре человека поставили отметку в самой высшей точке.

В группе суицидентов большинство испытуемых считают себя несчастными (76, 5 %), причем один мальчик поставил оценку даже не в нижней точке шкалы, а в нижней точке листа. Основные причины субъективного ощущения несчастья - проблемы с родителями (чаще - с отцом), и «несчастная любовь».

Следует обратить внимание на единственных двух человек из группы суицидентов, которые оценили себя как счастливых. Обе эти девочки являются воспитанницами школы-интерната. Это специфическое заведение, основной контингент которого - дети, родители которых лишены родительских прав. Многие из этих подростков до попадания в данное учебное заведение были постоянными свидетелями пьяных драк родителей и т.п. Кроме того, из двухчасовой беседы с пятиклассником-учащимся этого интерната, стало известно о тяжелых условиях жизни в этом заведении, о процветающей там «дедовщине». Следовательно, можно сделать вывод, что самооценка этих девочек по шкале «Счастье», носит, возможно, гиперкомпенсаторный характер.

Итак, в целом можно говорить о заниженной самооценке практически по всем шкалам методики Дембо-Рубинштейн в группе суицидентов, но наиболее показательными являются результаты, полученные по шкале «Счастье».

Таблица 2.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал