![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тест Кеттелла: средние показатели по факторам.
Исследование самооценки испытуемых обеих выборок с помощью методики Дембо-Рубинштейн дало следующие результаты. 1. Шкала «Здоровье». Обычно люди оценивают себя по этой шкале довольно высоко, если нет каких-либо серьезных хронических заболеваний, что и показало исследование контрольной группы (см. рис. 3). Но подростки-суициденты оценили себя ниже середины по шкале «Здоровье» в 41, 2% случаев. В беседе выяснилось, что основные причины, по которым они оценивают себя в этом отношении так низко - это частые простудные заболевания, травмы и перенесенные болезни в прошлом. Так как ОРЗ и травмы бывают практически у всех, но это не мешает им оценивать себя высоко по шкале «Здоровье», в случае подростков-суицидентов можно говорить о некоторой ипохондрии. 6 человек из 17 сказали о «постоянном плохом настроении», «депрессии», которые они тоже считают болезненным состоянием. 4 человека (3 мальчика и 1 девочка) сказали о «плохой фигуре» («ненакачанный», «толстая»). Это, по их мнению, тоже является показателями плохого здоровья. Рис. 3. Самооценка подростков-суицидентов. Рис. 4. Самооценка испытуемых контрольной группы. 2. Шкала «Ум». Пониженная самооценка по этой шкале свойственна 35, 3% испытуемых экспериментальной группы. Такое же количество подростков-суицидентов оценивают свои умственные способности достаточно высоко, а 29, 4 % поставили отметку посредине шкалы. Основной мотив постановки отметки в определенное место - сравнение себя с одноклассниками по успеваемости. В контрольной группе высоко оценили себя по шкале «Ум» 52, 2 % испытуемых, а ниже середины поставили отметку лишь 13%, большинство из которых являются учащимися Вечерней средней школы, куда зачастую попадают отчисленные из обычной школы за неуспеваемость. То есть у них было больше оснований занизить свою оценку по данной шкале, чем у большинства подростков-суицидентов. 3. Шкала «Характер». 47 % подростков-суицидентов оценили свой характер как «хуже среднего»; в контрольной группе низко оценили себя по этой шкале 21, 7 % испытуемых. А причины, по которым они ставили низкую отметку, в основном, одни и те же: вспыльчивость, «кричание на родителей» и др. 4. Шкала «Счастье». Эта шкала является самой показательной. В контрольной группе лишь 8, 7 % поставили отметку ниже середины, 30, 4 % считают уровень своего счастья средним и 60, 9 % оценили себя как счастливых, причем четыре человека поставили отметку в самой высшей точке. В группе суицидентов большинство испытуемых считают себя несчастными (76, 5 %), причем один мальчик поставил оценку даже не в нижней точке шкалы, а в нижней точке листа. Основные причины субъективного ощущения несчастья - проблемы с родителями (чаще - с отцом), и «несчастная любовь». Следует обратить внимание на единственных двух человек из группы суицидентов, которые оценили себя как счастливых. Обе эти девочки являются воспитанницами школы-интерната. Это специфическое заведение, основной контингент которого - дети, родители которых лишены родительских прав. Многие из этих подростков до попадания в данное учебное заведение были постоянными свидетелями пьяных драк родителей и т.п. Кроме того, из двухчасовой беседы с пятиклассником-учащимся этого интерната, стало известно о тяжелых условиях жизни в этом заведении, о процветающей там «дедовщине». Следовательно, можно сделать вывод, что самооценка этих девочек по шкале «Счастье», носит, возможно, гиперкомпенсаторный характер. Итак, в целом можно говорить о заниженной самооценке практически по всем шкалам методики Дембо-Рубинштейн в группе суицидентов, но наиболее показательными являются результаты, полученные по шкале «Счастье». Таблица 2.
|