Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иные административно-правовые режимы
Другим видом административно-правовых режимов являются административно-правовые режимы, имеющие предупредительную направленность и характеризующиеся постоянным действием. В качестве примеров таких административно-правовых режимов можно рассмотреть режим Государственной границы, пограничный режим и режим защиты государственной тайны. Режим Государственной границы и пограничный режим предусмотрены Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. " О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)*(124). Согласно этому закону режим Государственной границы включает правила: - содержания Государственной границы; - пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; - перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; - пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; - ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; - разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы. Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом. Согласно закону пограничный режим включает следующие правила: а) в пограничной зоне: - въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; - хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности; б) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: - учета и содержания российских маломерных самоходных и не самоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств пере движения по льду, их плавания и передвижения по льду; - промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности. Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию со старшими должностными лицами пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию. Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, по морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации. В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим. Въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств. Особенности хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов. Режим защиты государственной тайны определяется Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 " О государственной тайне". К органам защиты государственной тайны относятся: - межведомственная комиссия по защите государственной тайны; - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; - органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Указанный режим включает в себя организацию доступа лиц к сведениям, составляющим государственную тайну. Организация доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых лицо знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей. Допуск к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации*(125). Допуск лица к государственной тайне предусматривает: - принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; - согласие на частичные, временные ограничения прав; - письменное согласие на проведение в отношении его полномочными органами проверочных мероприятий; - определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий; - ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; - принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основаниями для отказа лицу в допуске к государственной тайне могут являться: - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления; - наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития*(126); - постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; - выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; - уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных. Решение об отказе лицу в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Лицо имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Лицо, допущенное или ранее допускавшееся к государственной тайне, может быть временно ограничено в своих правах. Ограничения могут касаться: - права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска к государственной тайне; - права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; - права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. Для лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются социальные гарантии. Так, данным лицам устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ. Им также предоставляется преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационно-штатных мероприятий.
|