Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкт-Петербург.






Салоне. В Париже он выполнил портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной (1822—1823 гг.). Её руки сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне Леонардо да Винчи, которое Кипренский ви­дел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: жен­щина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.

Однако пейзаж у Кипренского — это не выписанный во всех деталях ландшафт и не изображение кон­кретного города, а неясный, роман­тический вид. На его фоне особен­но трогательным кажется белый цветок левкоя в стакане на окне. С цветком сопоставлен и образ са­мой героини — одновременно хруп­кий и холодный. Взгляд, направлен­ный мимо зрителя, придаёт её лицу выражение отрешённости. С вирту­озным мастерством изображены де­тали костюма —- жёлтая узорчатая персидская шаль (такая же, как на портрете Хвостовой), жемчужное ожерелье, кисейный чепец.

В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник на­писал множество портретов, в том числе портрет Александра Сергееви­ча Пушкина (1827 г.). Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтиче­ского героя, отрешённого от окру­жающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкин­ских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему го­лосу: «...минута — и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — мо­мент творчества. Именно это осо­бенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живопис­ца в стихотворении, посвященном Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид...

В 1828 г. Кипренский вновь покинул Россию — теперь уже навсегда. Его влекла в Италию любовь к юной

ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН

(1776—1857)

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных, но сильный характер, терпение и безграничная любовь к ис­кусству помогли ему отстоять своё право заниматься лю­бимым делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIX столетия.

С 1793 г. семья графа Ираклия Ивановича Моркова, ко­торому принадлежал художник, жила в Петербурге. Здесь Тропинину позволили посещать классы Академии худо­жеств. Тогда академия впервые допустила в свои стены «всякого звания и лет молодых людей», в том числе и кре­постных. Василий Тропинин одновременно занимался в жи­вописном и рисовальном классах, но в 1804 г. его учёба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему кре­постному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тро­пинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он по­строил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Всё свободное время Тропинин отдавал жи­вописи. Первые известные работы мастера были созданы в самом начале XIX в. на Украине и в Москве, куда он ча­сто ездил со своим хозяином.

В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, постра­давшего при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н. И. и И. И. Морковых (1813 г.). «Портрет сына художника» (1818 г.) написан рукой уже зрелого мастера.

Слава Тропинина росла, и окружение графа постоян­но твердило ему о том, что крепостной художник очень та­лантлив и его необходимо освободить. Морков был выну­жден расстаться со своей «собственностью» и в 1823 г. дал Тропинину вольную. В этом же году художник представил в академию работы «Портрет художника Скотникова» (1821 г.), «Старик нищий» и «Кружевница» (обе 1823 г.). Женщина за работой олицетворяла для художника мир до­машнего уюта и душевного тепла. Кружевница ласково и доверчиво смотрит на зрителя, а её пальцы ловко плетут узор. Вскоре Тропинин получил звание академика.

Став свободным, художник поселился в Москве. В кон­це 20-х — 40-е гг. XIX в. мастер был необыкновенно по­пулярен. В это время он написал множество портретов. Сре­ди них «Портрет Пушкина» (1827 г.) — очень простой и «домашний», выполненный в лёгкой, свободной манере;

«Автопортрет с палитрой» на фоне Кремля, созданный при тёплом вечернем освещении (1846 г.), и др.

Художник создал более семисот работ, в основном портреты современников: людей известных и неизвестных, богатых и бедных — архитекторов, писателей, актёров, учё­ных, военных, господ и крестьян, странников, нищих и де­тей. Мир Тропинина тих и спокоен, в нём нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают её свои­ми тёплыми красками, мягким, обволакивающим светом, добрыми улыбками, неторопливыми жестами и ясными взглядами персонажей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал