Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть IV . Александровская эпоха. . 1801–1825
Вступление на трон Александра I «Молодые друзья» и проекты реформ Государственные преобразования. М. М. Сперанский Начало Кавказской войны Две войны с Наполеоном Тильзит. Союз с Наполеоном 1812 Год. Начало войны Бородинское сражение Оставление и пожар Москвы Партизаны и отступление французов Освободительный поход русской армии Новый курс Александра Военные поселения Декабристы Петербург александровского времени Судьбы сестер Александра I Наводнение 1824 года Последние годы Александра I Междуцарствие и восстание на Сенатской площади Суд над декабристами и приговор Часть V. Царствование Николая I. 1825-1855 Личность Николая Окружение Николая I Семья Николая I и Александры Федоровны Третье отделение и Корпус жандармов Крестьянский вопрос Войны с Персией и Турцией Подавление польского восстания. 1830–1831 Александр Пушкин – гений и человек Уваровская триада Московские кружки. Чаадаев Николаевский Петербург Невский проспект и окраины Осень классицизма Жилище и одежда николаевской эпохи Появление ресторанов Экономика застоя Крестьянский вопрос Жандарм Европы и покоритель Кавказа Начало Крымской войны. Поражение на Альме Севастопольская блокада Смерть Николая I Часть VI. Царствование Александра II. Эпоха великих реформ.. 1855-1881 Личность Александра II. Начало реформ Отмена крепостного права Реформы управления и суда Реформа армии и флота Реформы просвещения и печати Восстание в Польше Новая внешняя политика Конец Кавказской войны Россия на Дальнем Востоке и в Средней Азии Русско-турецкая война. Освобождение Болгарии Последний этап реформ «Народная воля» и император Убийство Александра II Часть VII. Царствование Александра III и Николая II.. 1881–1917 Александр III – «Гатчинский затворник» «Народное самодержавие» и ужесточение полицейского режима Союз с Францией Экономическая политика Дворянство и буржуазия Женский вопрос XIX – начала XX века Жилище Застолье, еда и питье Смерть императора Царствование Николая II. 1894–1917 Николай – человек и правитель Коронация и Ходынка Марксистские кружки. Ленин Русско-японская война Революция 1905 года и Манифест 17 октября Столыпин и его политика Экономический подъем и 300-летие Дома Романовых Начало Первой мировой войны Распутин и его убийство «Великокняжеская оппозиция» Кризис империи Февральская революция. Свержение самодержавия Хронология Литература
Предисловие
Эта книга о двух с небольшим столетиях русской истории, во многом определивших судьбу страны. Время существования Российской империи от Петра Великого до Николая II сделало Россию великой, заложило основы ее могущества, но и определило ее падение в 1917 году. Рассказать об этом этапе истории достаточно подробно, доступным языком и нескучно – задача книги. Структура ее обусловлена традиционным делением истории по царствованиям, хотя некоторые из них сведены в своеобразные блоки, обусловленные как традицией, так и близостью происходивших в них событий. Изложение в книге традиционное – от начала до конца каждого из 14 царствований, но текст книги разбивается вставками, которые играют роль дополнений, развивающих главные темы. Их несколько типов. «Действующие лица» – это краткие биографии участников исторических событий, о которых идет речь в книге. Эти своеобразные новеллы дополняются вставкой «Легенды и слухи». Я исхожу из того, что читатель вправе знать, что думает профессиональный историк о различных противоречивых, таинственных или скандальных фактах и эпизодах истории. Это не копание в грязном белье, а суждение специалиста, человека своего времени. Вставка «Заглянем в источник» – самый важный и часто применяемый вид дополнения в тексте книги. Дело в том, что трактовки историками тех или иных событий не всегда вызывают доверие читателя. Как правило, неизбежно возникают вопросы о том, откуда историк взял материалы для своих суждений и выводов, можно ли им доверять. Материалы, которыми пользуются историки, называются «источники». Как жаждущий в пустыне, каждый раз историк «припадает» к источнику, ищет его, чтобы черпать информацию, делать выводы. Нередко он ревниво относится к находке, так сказать, загораживает источник от читателя спиной. По‑ моему, это неправильная позиция. У историка не должно быть тайн от читателя, к тому же даже опубликованные (не говоря об архивных) источники бывают иногда труднодоступны для читателя – они напечатаны в старых или старинных журналах, сборниках документов, в редких изданиях. В этой книге я стараюсь как можно чаще обращать внимание читателя на источник, стремлюсь помочь заглянуть в него, вызвать интерес к проблеме правомерности той или иной трактовки исторических событий. Конечно, часто нет смысла давать документы в полном объеме и обязательно их комментировать согласно принятым в науке правилам. В одном случае нужна большая цитата, где‑ то следует адаптировать трудное место, но суть все же остается – пусть читатель сам ознакомится со знаменитым историческим документом, почувствует «аромат» прошлого. Еще одна вставка – «Заметки на полях». Известно, что порой читать сплошной текст книги без пауз и раздумий невозможно. Поэтому читателю нужен «передых», остановка, осмысление прочитанного раньше. Льщу себя надеждой, что мои заметки в чем‑ то помогут читателю осмыслить историю. В основе этих размышлений стоят извечные вопросы: почему это все у нас получается не как у других, в чем причины наших успехов и неудач, почему Россия идет таким путем, как сейчас, и что ее ждет впереди? Кроме всего этого, в книге даны краткие немногочисленные справки, которые заинтересуют многих читателей: «Династическое древо» (состояние царской семьи, родственники государей), а также «Регалии государственной власти», «Ордена России», «Знаменитые корабли». В конце книги дана подробная хронология, а также список рекомендуемой литературы, чтобы читатель, которого заинтересовала какая‑ то тема, мог познакомиться с ней более подробно. Анисимов Е. В., доктор исторических наук, профессор
|