Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Время Путина продолжается
Для второго срока президентства Путина (2004–2008 гг.) было характерно дальнейшее усиление роли государства в рамках некой, поначалу довольно нечеткой, системы мер, названной позже «планом Путина». Речь шла о ряде важных для страны реформ, реализовать которые власть могла за счет значительных финансовых поступлений, полученных преимущественно вследствие колоссального роста мировых цен на нефть и газ и увеличения налоговых поступлений в ходе налоговой реформы, введения Налогового и Земельного кодексов, «плоской» шкалы подоходного налога. Это позволило не только досрочно расплатиться с международными долгами России, но и создать значительный Стабилизационный фонд. Внешняя политика последних лет примечательна как желанием власти утвердить за Россией утраченный статус великой державы, так и неудачными попытками этого достигнуть с помощью старых методов политического и экономического давления. С США и европейскими странами отношения оставались натянутыми. Этому способствовали резкие действия России в ходе кризиса отношений с Украиной в 2006–2007 гг., когда приостановка подачи газа через трубопроводы, проходившие по территории Украины, была воспринята в Западной Европе как угроза своей энергетической безопасности – прямого следствия топливной зависимости от России. Осознание этого факта стало в Европе стимулом поиска новых источников энергии. Особенно неудачной оказалась внешняя политика России в отношении ближайших соседей – бывших советских республик. Отношения почти со всеми этими странами в последние годы оказались испорчеными. Если со странами Балтии этого следовало ожидать из‑ за жесткости и непримиримости в оценках сторонами спорных явлений истории последних семидесяти лет, то ухудшение отношений с действительно братским государством – Украиной, а также со всегда дружественным России грузинским народом оказалось неожиданным и огорчительным для множества людей. Это стало результатом не только спекуляций политиков в этих странах и раздражающего Кремль бесцеремонного вмешательства США и НАТО в эту, ранее признанную бесспорной «зону влияния» России, не только опасениями распространения на Россию так называемых «оранжевых революций», но вследствие неумения Кремля вести эффективные переговоры, искать взаимовыгодные компромиссы. Власти великой державы порой поражали общественность неуклюжими и бессмысленными действиями, вроде запретов на экспорт вин из Молдовы и Грузии или депортации граждан Грузии из России. В конечном счете, противоречия с Грузией настолько обострились, что это вылилось в военный конфликт в Южной Осетии. Власть по‑ прежнему жестко контролировала основные телевизионные каналы и радио, фактически перекрыв широкий доступ оппозиционных сил к населению, среди которого наблюдалась маргинализация. В результате: общая демократизация России приостановлена, политическая система, при наличии многих формально демократических процедур и законов, де‑ факто не является демократической в западноевропейском понимании, но зато она соответствует общим настроениям масс, отвечает интересам элиты. Авторитет президента, сервильность политической элиты, внедрение, в сущности, однопартийной системы в виде партии «Единая Россия», открыто поддержанной Путиным и одержавшей благодаря этому победу на парламентских выборах весной 2008 г. – все это способствовало достижению значительной политической стабильности. Государственная дума находится под полным контролем Кремля, местная элита, пекущаяся прежде всего о собственных материальных интересах, выказывала в эти годы безусловную лояльность федеральной власти. Во второе президентство Путина удалось остановить разрастание терроризма на Северном Кавказе. При решении прежде острой «проблемы Чечни» федеральная власть закрыла глаза на установление в Чечне внешне лояльного к Москве, но по существу потенциально опасного для федерации единоличного правления Рамзана Кадырова. В последние годы правления Путина вступила в действие программа демографического развития России, стал заметен рост деторождения и уменьшения младенческой смертности. Но проблема депопуляции многих районов страны, сокращения численности населения (особенно русского) еще остра и далека от разрешения. Острой осталась и проблема борьбы с бедностью – неизбежным следствием капиталистического развития страны. На поддержку неимущим выделялись огромные средства, но вся система социальной защиты беднейших слоев общества работала плохо – деньги расходовались неэффективно, разворовывались. Громкое дело крупных чиновников Пенсионного фонда, построивших на деньги пенсионеров дорогие квартиры в Москве, показало вершину айсберга коррупции в социальной сфере управления. Социологи отмечают, что часть населения (не менее 10% семей) оказывается в «социальной яме», в зоне «поколенческой бедности», ведущей к социальной деградации, не позволяющей улучшить свое благосостояние. Все это происходит на фоне вызывающей, безумной роскоши нуворишей. Образование и наука – в советское время относительно благополучные сферы общественной жизни – претерпели важные перемены. Смысл перемен сводился к приспособлению их к рыночным отношениям, внедрению инновационных проектов, усилению вузовской науки. Но успехи в этих областях, несмотря на увеличение финансирования, незначительны. Россия все больше теряет свой научный потенциал, уходит поколение, обеспечившее научный прогресс в советское время, и ему нет полноценной смены. Россия все больше импортирует иностранные технологии и оборудование. Во многом неудачи реформ в социальной сфере (например в ЖКХ и медицине) объясняются не недостатком финансирования или неэффективностью использования средств, а опасениями власти вызвать недовольство населения необходимыми, но болезненными изменениями в привычной с советских времен, но уже ставшей неэффективной системе жилищной политики, социальной защиты и здравоохранения. Это стало очевидно при введении реформы монетизации льгот населения. Политическая стабильность позволила безболезненно реализовать ряд административных реформ. Кроме реформирования Совета федерации, были приняты законы о муниципальных образованиях, приведены в соответствие региональное и федеральное законодательства. Реформа госаппарата, объявленная «деприватизация» и дебюрократизация государства, сокращение чиновничьего аппарата, достижение эффективности работы высших звеньев государства с помощью выделения агенств и служб из министерств – эти меры не удались, административная реформа так и осталась незаконченной. Коррупция чиновников всех отраслей и рангов только усилилась. Без взяток, «отката», «подарков» порой невозможно добиться того, что положено по закону. По‑ прежнему, несмотря на ряд принятых важных законов по дебюрократизации и улучшению условий для ведения малого и среднего бизнеса, предприниматели встречают массу бюрократических препятствий, преодоление которых законным путем почти невозможно. Притчей во языцех стала «работа» ГАИ, а ее символом стал ответ сотрудника московского ГАИ на вопрос провинциала как проехать в нужном направлении: «Все справки – платные!» За годы правления Путина так и не состоялась военная реформа, так необходимая великой державе, каковой является Россия. Как известно, армейские структуры обладают значительной инертностью и консерватизмом. Генералитет сопротивляется изменению привычных форм своей службы и жизни, тормозит переход армии на контрактную основу и вообще сопротивляется стремлению власти добиться повышения эффективности расходования огромных средств, идущих на оборону. Словом, перед страной по‑ прежнему, как и в начале XXI в., стоят острые проблемы. И все же кажется, что в своем развитии современная Россия прошла нижнюю точку падения и деградации после развала СССР, болезненного приспособления общества к новым условиям существования в 1990‑ х гг. В социальной сфере за годы второго президентства Путина произошел рост уровня жизни большей части населения России примерно вдвое. Это видно как по общим показателям (достижение обещанного удвоения ВВП, рост дохода многих категорий населения с поправкой на инфляцию), так и по виду улиц крупных городов со множеством супермаркетов, магазинов, ресторанов, кафе, заполненных покупателями и посетителями, по сотням чартеров, развозящих миллионы россиян на все курорты мира, наконец, по резкому увеличению и обновлению парка личных автомобилей, среди которых стали преобладать удобные и безотказные иномарки, продающиеся свободно или в кредит, как и множество других, недоступных прежде товаров и услуг. Кажется, что люди после стольких десятилетий убогого советского существования с его извечным дефицитом, наконец, наслаждаются жизнью и относительным благополучием. В этом отчасти причина общей аполитичности масс и их готовности поддерживать существующий авторитарный режим и президента, который действительно рассматривается большинством как гарант стабильности и преемственности этого курса. Отклонив многочисленные пожелания идти на третий срок президентства (что привело бы к изменению конституции), Путин и его окружение успешно осуществили операцию «Преемник». В ходе президентских выборов весной 2008 г. президентом стал Д. А. Медведев – бывший руководитель Администрации президента и затем вице‑ премьер. Малоизвестный как политик и общественный деятель, Медведев отказался от участия в полноценной предвыборной компании, но зато в борьбе за пост президента со своими малозначительными конкурентами он обладал тем, что и обеспечило ему поддержку элиты и значительного числа избирателей – статусом почти официального преемника Путина. Слова действующего президента: «Я ему доверяю» стали гарантией победы Медведева на выборах. Сам же Путин не ушел в тень, он тотчас стал премьер‑ министром, сохранив прежнее огромное влияние и в сложившейся после выбора системе дуумвирата. Его эпоха явно не закончилась…
|