Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТК РФ, Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового праваСтр 1 из 11Следующая ⇒
ГОС. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — деят-ть специально уполномоченных органов исполнит. власти по надзору и контролю в установленной сфере деят-ти.
Гос. надзор и контроль является одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников и осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнит. власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности и т. д. Федеральный гос. надзор осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Гос. надзор и контроль осуществляется: · во всех организациях на территории РФ — федеральной инспекцией труда; · в отдельных сферах деят-ти (наряду с федеральной инспекцией труда) — специально уполномоченными федер. органами исполнит. власти по надзору в установленной сфере деят-ти. · ведомственный контроль в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнит. власти, органы исполнит. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами РФ и законами субъектов РФ.. · гос. надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ФЗ.
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнит. власти, уполномоченного на проведение федерального гос. надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (гос. инспекций труда). Руководитель федерального органа исполнит. власти - главный гос. инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от неё Правительством РФ. Основные задачи федеральной инспекции труда: · обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; · обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; · обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; · доведение до сведения соответствующих органов гос. власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. В соответствии с возложенными задачами федер. инспекция труда реализует основные полномочия: · осуществляет федер. Гос. надзор за соблюдением трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными НПА РФ; · анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; · осуществляет в соответствии с законодательством рассмотрение дел об административ. правонарушениях; · направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнит. власти, органы исполнит. власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; · проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета НС на производстве; · обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию; · анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании НС на производстве или проводит его самостоятельно; · принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; · запрашивает у федеральных органов исполнит. власти и их территориальных органов, органов исполнит. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач; · ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; · осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства; · информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан; · готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, в установленном порядке представляет их Президенту и в Правительство РФ; · проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному соц. страхованию от НС на производстве и проф. заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей; · направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о спец. оценке условий труда; · направляет в федеральный орган исполнит. власти, осуществляющий функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда; · направляет в соответствующие органы гос. власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства; · иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными НПА РФ.
Гос. инспекторы труда при осуществлении федерального гос. надзора имеют право: · в порядке, установленном ФЗми и иными НПА РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физ. лиц; · запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнит. власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; · изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; · расследовать в установленном порядке НС на производстве; · предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; · направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деят-ти их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; · выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований ОТ; · запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и гос. нормативным требованиям ОТ; · составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с ФЗми и иными НПА РФ; · выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве; · предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в гос. инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), гос. инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем (представителем). Гос. инспекторы при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от гос. органов, должностных лиц и подчиняются только закону. Гос. инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Гос. инспекторы в целях осуществления федерального гос. надзора проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей-физ. лиц) в порядке, установленном ФЗми с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предмет проверки - соблюдение требований трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является: · истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства; · поступление в федеральную инспекцию труда: · обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридич. лиц, информации от органов гос. власти (должностных лиц федер. инспекции труда и других федер. органов исполнит. власти, осуществляющих гос. контроль (надзор), органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; · обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; · запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТКРФ; · наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Особенности проведения проверок в организациях, подведомственных федеральным органам исполнит. власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом или Правительством РФ. Решения гос. инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному гос. инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного гос. инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.
Лица, препятствующие осуществлению федерального гос. надзора за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к гос. инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную ФЗми. За противоправные действия или бездействие гос. инспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗми.
Гос. надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органом исполнит. власти, уполномоченным на осуществление федерального гос. надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение гос. нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности. Гос. надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнит. власти при осуществлении им федерального гос. энергетического надзора. Гос. надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнит. власти при осуществлении ими федерального гос. санитарно-эпидемиологического надзора. Гос. надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнит. власти при осуществлении ими соответственно федерального гос. надзора в области использования атомной энергии и гос. надзора в области обеспечения радиационной безопасности.
51. Самозащита работником трудовых прав.
|