Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика хозяйственных операций и их результатов






Кроме имущества организации и ее обязательств объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции организации и их результаты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.

Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.

В ходе этих операций организация приобретает у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации. При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечисленные затраты носят название «расходы по заготовке и доставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.

Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. и выполняет две основные задачи:

  • обеспечивает контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственными запасами в соответствии с установленными сроками;
  • определяет фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов.

Рассмотрим процедуру учета заготовления материалов по счетам бухгалтерского учета. При этом следует иметь в виду: заготовление материалов учитывается на счете 10 «Материалы» по учетной цене; на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражаются сами отклонения и транспортные заготовительные расходы.

Пример. Откройте счета для учета процесса заготовления материалов; отразите на них операции по их приобретению; исчислите фактическую заготовительную себестоимость материалов.

Остатки по счетам АО «Пегас» на 1 октября 200__ г. составили:

10 «Материалы» (по учетной цене) 20000 руб.
16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» (перерасход) + 1000 руб.
Итого фактическая себестоимость материалов 21000 руб.
50 «Касса» 100 руб.
51 «Расчетные счета» 60500 руб.
60 «Расчеты с поставщиками» 25000 руб.
71 «Расчеты с подотчетными лицами» 1120 руб.

В течение октября были проведены следующие операции по приобретению материалов:

1. Поступили на склад материалы по акцептованным счетам-фактурам поставщиков:  
а) по учетным ценам 40000 руб.
б) отклонения от учетных цен 1500 руб.
2. В акцептованные поставщиками счета-фактуры включены расходы по транспортировке материалов 2000 руб.
3. Оплачены подотчетным лицом расходы по разгрузке материалов 850 руб.
4. Начислены суммы по оплате труда работникам, связанным с заготовкой и доставкой материалов 4000 руб.
5. Перечислена с расчетного счета задолженность поставщикам 55000 руб.

Отразим всю имеющуюся информацию соответствующим образом:

Д 10 «Материалы» К
С1          
1а)          
Об.     Об.    
С2          
Д 50 «Касса» К
С1          
Об.     Об.    
С2          
Д 71 «Расчеты с подотчетными лицами» К
С1     3)    
Об.     Об.    
С2          
Д 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» К
С1          
1б)          
2)          
3)          
4)          
Об.     Об.    
С2          
Д 51 «Расчетные счета» К
С1     5)    
Об.     Об.    
С2          
Д 60 «Расчеты с поставщиками» К
5)     С1    
      1а)    
      1б)    
      2)    
Об.     Об.    
      С2    
Д 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» К
      4)    
               

Таким образом, фактическая себестоимость заготовленных материалов на конец месяца составила:

69350 руб. = 60000 + 9350.

Сфера производства — основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т. е. создают готовую продукцию.

Готовая продукция — это изделия или продукты, полностью произведенные в данной организации, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям и сданные на склад готовой продукции.

В сфере производства используются труд человека, предметы и средства труда, отражающие соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортизация средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кроме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы износа и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.).

Учет в сфере производства ведется на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. и выполняет три основные задачи:

  • определяет объем производства выпускаемой продукции в целом и по ее отдельным видам, выраженным в денежном и натуральном измерении;
  • исчисляет фактическую себестоимость отдельных видов и всей реализованной продукции;
  • контролирует экономное и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.

В условиях переходной экономики огромное значение уделяется вопросам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгруженная и отпущенная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации огромное значение имеет определение пол фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажной стоимостью) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).

Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средствам — из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам — как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей.

Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходи расходы», 40 «Выпуск продукции (работ и услуг)» 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и др. и обеспечивает:

  • контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и сортименту реализованной продукции;
  • своевременное и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию;
  • выявление конечных финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убыток).

В предпринимательской торговой деятельности такими хозяйственными операциями являются покупка товаров и их продажа. Здесь возникают многочисленные операции, связанные между собой, а именно: расчетные, транспортные, складские, денежные и товарные.

Таким образом, сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательств организации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Почему бухгалтерский учет считается неотъемлемой частью управления организацией?
  2. Какие функции учетной информации вам известны?
  3. На какие три раздела подразделяется предмет бухгалтерского учет
  4. Что является предметом бухгалтерского учета?
  5. Что понимается под методом бухгалтерского учета?
  6. Назовите и охарактеризуйте приемы и методы бухгалтерского учета.
  7. На какие группы подразделяется первый раздел предмета бухгалтерского учета — имущество по составу и размещению?
  8. Дайте характеристику каждой группы имущества по составу и размещению.
  9. На каком субсчете ведется учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей?
  10. На какие две части делятся оборотные средства?
  11. Что понимают под финансовыми активами?
  12. Какова сущность дебиторской задолженности?
  13. На какие две группы подразделяется имущество (обязательства) по источникам его образования?
  14. Перечислите и дайте характеристику собственных источников (обязательств).
  15. Перечислите и дайте характеристику заемных источников (обязательств).
  16. Что понимается под экономическим и учетно-правовым капиталом?
  17. Из чего складывается собственный капитал?
  18. Как образуется основной, добавочный и резервный капитал?
  19. С чем связано создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей и под обесценение вложений в ценные бумаги?
  20. Почему в условиях перехода к рынку создаются резервы по сомнительным долгам? Что означает сомнительный долг?
  21. Дайте характеристику понятия хозяйственных операций в сферах снабжения, производства и продажи.
  22. На каких субсчетах ведется учет специальной оснастки и специальной одежды на складе и в эксплуатации?
  23. Что означают отложенные налоговые активы и обязательства?

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал