Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постановка проблемы, обоснование темы, разработка гипотез, определение целей и задач исследования






 

Первым этапом исследования является общее знакомство с проблемой исследования. Это наиболее важный этап исследовательского процесса. Решения, принимаемые в дальнейшем во время исследования, зависят от того, как изначально сформулирована проблема, обусловившая разработку исследования. Если проблема поставлена некорректно, маловероятно, что информация, полученная в результате исследования станет полезной.

В процессе выяснения проблемы исследования необходимо осуществить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировка проблемы.

Проблемная ситуация характеризует противоречие, которое возникает, когда теория не находит ответы на вопросы, порожденные практикой. В общем понимании проблемная ситуация - эта конкретная ситуация, которая вызывает необходимость проведения исследования.

Проблема - это результат осмысления проблемной ситуации, выраженной в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде конкретных вопросов.

Для постановки проблемы нужно хорошо знать новейшие достижения науки в данной области, чтобы правильно оценить степень новизны обнаруженного противоречия и не поставить проблему, которая уже была решена ранее.

Следует четко ограничить область нового знания реальными пределами, выделить область конкретного исследования, поскольку область неизвестного безгранична и не позволяет охватить ее в процессе исследования.

Следует также уточнить тип проблемы, которая может иметь как фундаментальный, так и прикладной характер. Фундаментальные проблемы предполагают получение теоретических сведений, прикладные нацелены на решение задач практического характера.

Решение научной проблемы не следует рассматривать как однократный акт. Решение проблемы предусматривает дополнительные вопросы, которые группируются вокруг центрального вопроса проблемы. Решение дополнительных вопросов позволяет исследователю получить данные, необходимые для поиска ответа на главный вопрос. Дополнительные вопросы, в известной мере, отождествляются с понятием аспекта проблемы.

Центральный вопрос научной проблемы – это своеобразный узел, к которому привязаны различные аспекты проблемы. В некоторых случаях они могут рассматриваться как отдельные разделы проблемы, а иногда как самостоятельные проблемы. Одна проблема может перерастать в другую, эти проблемы могут пополняться новыми вопросами, в результате аспекты основной проблемы множатся и в этом, в значительной мере, заключается развертывание проблемы.

Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса в целях нащупывания проблемной ситуации, а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, конкретизируя проблему.

Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать требованиям:

должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;

в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.

На этом этапе устанавливается уровень разработки проблемы и определяется перспективность ее решения.

Поскольку научная проблема представляет собой совокупность сложных теоретических или практических вопросов, то в процессе научного исследования проблемы делят на составляющие компоненты – темы.

Тема - часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования. Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению. Под научным направлением понимается комплекс научных проблем, в области которых ведутся исследования

Исследователь выбирает тему научной работы, исходя из цели исследовательской работы, которая должна предусматривать разработку новых концепций или направлений развития данной науки, совершенствование существующей методологии или разработку новых методик по отдельным разделам науки.

Вторым этапом исследовательского процесса является формулировка целей и задач исследования.

Цели исследования ориентируют на результат, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Цели исследования могут быть названы его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями или целями второго порядка.

Если основная цель формулируется как теоретическая, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической концепции исследования, семантической интерпретации понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Иная логика, если иследователь ставит перед собой практическую цель. Он начинает работу над программой, исходя из специфики данного объекта и уяснения практических задач, подлежащих решению. Только после этого он обращается к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли решение возникших задач, основанное на теории, относящейся к предмету. Если решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме теоретического исследования. Если же такое решение имеется, гипотезы прикладного исследования строятся как различные варианты прочтения решений применительно к конкретным условиям.

Итак, определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения исследовательских задач.

Задачи исследования – это исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели, решения проблемы или проверки гипотезы исследования.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, каждая задача должна найти свое решение в одном из разделов работы. Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели.

Третьим этапом исследовательского процесса является разработка гипотезы исследования.

Формулировка задачи сопровождается формулировкой гипотезы, то есть научно обоснованного предположения, предсказания о возможном существовании тех или иных явлений.

Основными этапами разработки гипотезы являются: выдвижение гипотезы; развитие гипотезы; проверка гипотезы. Рассмотрим содержание и особенности каждого этапа более подробно.

Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, со сбором фактов.

На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что представляет собой исследуемое явление, то есть формируется гипотеза в узком смысле слова. Предположение высказывают в результате логической обработки собранных фактов. Факты, на основании которых выдвигается гипотеза, могут быть осмыслены логически в форме дедукции или индукции. Выдвижение предположения составляет основное содержание процесса разработки гипотезы.

Предположение является ответом на поставленный вопрос о сущности наблюдаемого явления. В предположении заключено то знание, к которому приходят в результате обобщения фактов. Гипотеза дает возможность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые еще не было обращено внимание.

Предположение, чтобы стать гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям: предположение должно быть логически непротиворечивым; предположение должно быть принципиально проверяемым; предположение не должно противоречить ранее установленным фактам; предположение должно объяснять как можно более широкий круг явлений.

Развитие гипотезы связано с выведением из нее логических следствий. Считая выдвинутое предположение истинным, из него дедуктивным путем выводят ряд следствий, которые должны существовать, если существует предполагаемая причина.

Логические следствия, выводимые из гипотез, нельзя отождествлять со следствиями - звеньями причинно-следственной цепи явлений, всегда хронологически следующими за вызвавшей их причиной.

Под логическими следствиями понимаются умозаключения не только об обстоятельствах, вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих, сопутствующих и последующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящимися с исследуемым явлением в какой-либо связи.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо подтвердить ее истинность. Это осуществляется в процессе проверки гипотезы.

Проверка гипотезы идет, как правило, посредством практики. Гипотеза порождается потребностями практики, и в основном практика решает вопрос о том, истинна гипотеза или ложна. При проверке гипотезы также используются и логические средства. Проверка гипотезы, превращение ее в достоверное знание есть процесс сложный и длительный. Поэтому его нельзя сводить к какому-то одному логическому действию. При проверке гипотезы используются различные формы и способы ее подтверждения или опровержения.

Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезы заключается в том, что предполагаемые отдельные факты или явления в ходе последующего познания подтверждаются (опровергаются) практикой наблюдения за правовыми явлениями.

Логическое подтверждение (опровержение) гипотезы протекает опосредованно, так как познаются явления, имевшие место в прошлом или существующие и в настоящее время, но недоступные непосредственному чувственному восприятию. Основными путями этого способа проверки гипотезы являются: индуктивное, подтверждение гипотезы выведением из нее следствий, включающими указание на факты действительности; дедуктивное выведение гипотезы из более общих положений; демонстрация эвристической, предсказательной силы гипотезы, когда с ее помощью объясняется и предсказывается довольно широкий круг явлений.

Логическое подтверждение (опровержение) гипотезы в зависимости от способа обоснования может осуществляться в форме прямого или косвенного доказательства (опровержения).

Прямое подтверждение (опровержение) гипотезы протекает путем подтверждения или опровержения выведенных логических следствий вновь обнаруженными фактами. Логический процесс выведения следствий из выдвинутого предположения и обоснования истинности или ложности гипотезы осуществляется очень часто в форме условно-категорического умозаключения.

Другим видом логического доказательства гипотезы является ее косвенное подтверждение (опровержение). Оно используется тогда, когда существует несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление. Косвенное доказательство протекает путем подтверждения (опровержения) и исключения всех истинных (ложных) предположений, на основании чего утверждают о достоверности (ложности) единственного оставшегося предположения. Заключение в этом случае может расцениваться как достоверное, если, во-первых, построен исчерпывающий ряд предположений, объясняющих исследуемое явление, во-вторых, в процессе проверки гипотез подтверждены (опровергнуты) все истинные (ложные) предположения. Предположение, указывающее на оставшуюся причину, в этом случае будет единственным, а выраженное в нем знание будет выступать уже как достоверное.

Говоря о гипотезе, следует четко отличать ее от обычного, рядового предположения, потому что всякая гипотеза, конечно же, есть предположение, но не всякое предположение можно назвать гипотезой. Иными словами, гипотеза - это обоснованное знанием предположение, вероятность которого требует дальнейшего обоснования, проверки, подтверждения.

Сообразно научным потребностям могут формироваться разного вида гипотезы. Выделяют общую и рабочую гипотезы. Последняя, в свою очередь, может подразделяться на версии, т.е. на более частные гипотезы, отрабатывающие те пли иные отдельные вопросы общей гипотезы. Частные гипотезы могут быть проверены, подтверждены или опровергнуты. Структурно проверка их напоминает доказательство от противного, потому что и здесь из предположения выводится ряд следствий, которые сопоставляются с реальностью. Из соответствия следствия реальности следует заключение о верности предположения; из несоответствия - вывод, что от данного предположения необходимо отказаться и выдвинуть новое. Вполне возможно, что новое предположение будет более правдоподобным, но возможны случаи, когда и второе и дальнейшие предположения не будут подтверждены и их придется отвергать до тех пор, пока не будет сформулировано такое предположение, следствия которого будут согласовываться с реальностью.

Что касается общих гипотез, то здесь есть некоторое разночтение. Общими называют гипотезы относительно чего-то в целом, в отличие от предположения о части этого целого, но общими называют и гипотезы, выдвигаемые применительно к тем предметам и процессам, которые принципиально не могут иметь практической или иной проверки

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал