![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники праваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Профессор, д.и.н. Личман Б.В.
План 1. Понятие и предмет права 2. Система Римского права 3. Периодизация Римского права 4. Источники права 5. Кодификация Римского права 6. Слои права 7. Рецепция права
Понятие и предмет права Римское право – это система права, сложившееся в Древнем Риме, и ставшая основой для правовых систем большинства Европейских государств.
Римское право включает 2 части: 1. Публичное право 2. Частное право
Основные институты римского права: - правовой статус лиц в Древнем Риме; - брак и семья; - вещное право; - обязательственное право; - наследование.
Система Римского права Система права – это порядок изложения правовых норм, их расположение в законодательных актах и трудах римских юристов.
Существует 2 системы группировки правовых норм: 1. Пандектная 2. Институционная.
Периодизация Римского права а) древнейший, доклассический (VI в. до н.э. – III в. до н.э.), когда римское право отличалось полисно-общинной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью правовых институтов, было насыщено формализмом;
б) классический (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.), в котором римское право достигает особенно высокого уровняв разработке основных юридических институтов, регулирующих отношения частной собственности;
в) постклассический (IV-VI вв. н.э.), характеризующийся систематизацией римского права и постепенным его приспособлением к формирующимся феодальным порядкам.
Источники права Правовые обычаи 1. Обычаи предков – mores maiorum (пример – сложившийся в условиях патриархального родоплеменного строя комплекс обычаев, ставивших женщину в зависимое от мужчины – отца, мужа, опекуна – положение). 2. Обычаи жрецов – commentarii pontificum (в частности, обычай карать религиозным проклятием патрона, предавшего интересы своего клиента). 3. Обычаи магистров – commentarii magistratuum (один из них – правило, предписывающее завершать судоговорение по делу в течение одного дня, до захода солнца). 4. Обычная практика – usus (существовали обычаи, вытекавшие из практики людей, живших в обществе, - так называемая обычная практика – usus (примером может служить обычай, предлагавший самому истцу при отсутствии специальных секретарей обеспечить явку ответчика в суд).
Однако по мере развития общины, расширения ее территории и появления в Риме особого слоя общества – плебеев обычное право становилось неудовлетворительным – из-за его нечеткости, неопределенности, расширительного толкования судьями. Борьба плебеев за запись обычного римского права привела к созданию особой «комиссии десяти» и имела конечным результатом запись действовавших правовых обычаев вместе с дополнениями и уточнениями, внесенными самими децемвирами, в 450 г. до н.э.
Законы Записанные на двенадцати бронзовых досках, они были выставлены на форуме и составили первые писаные законы – Законы XII Таблиц.
В Римской республике они принимались народным собранием (центуриатными либо трибутными комициями) и назывались leges.
Авторами законопроектов могли быть высшие магистры – консулы, диктаторы, а также плебейские трибуны. Имя автора законопроекта обычно входило в название закона; часто присоединялось и определение, указывающее на содержание закона (lex Poeyelia, lex Sempronia agrarian). В условиях принципата при переходе Рима от республики к империи, начиная с I в. н.э., законодательная деятельность комиций была постепенно прекращена, а законодательная власть у них изъята.
Сенатусконсульты. Место законов заняли постановления сената – сенатусконсульты, роль которых в политической жизни Рима на время сильно возросла, поскольку списки сенаторов составлялись самим принцепсом и сенат в целом являлся проводником его воли.
Конституции императоров. По мере усиления власти в условиях позднего принципата и домината законодательные функции оказались сосредоточенными у императоров. Законами являлись конституции императоров согласно правилу: «Что угодно императору, то имеет силу закона».
|