![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неоклассический и неоинституциональный сценарии переходного периода в России.
Неоклассический сценарий- трансформационного перехода общества от одной системы хозяйствования к другой базируется на основных положениях неоклассической экономической теории и предполагает разработку системы мер государственного регулирования, направленную на формирование (или скорее импорт) новых институтов или изменение уже существующих формальных правил, в то время как неформальные нормы остаются вне поля зрения- реформаторов. Неоинституциональный сценарий реформирования предполагает изменения как формальным правил, так и неформальных норм. По крайней мере учитывает влияние последних на действенность принимаемых законов. Идеальным, согласно неоинституциональному подходу, является эволюционный подход является в формировании институтов, соответсвенно революционный(импорт), является менее предпочтительным и должен осуществляться на базе тщательного изучения, существующей институциональной среды. Различие двух сценариев заключается не только в содержании проводимых реформ, но и в скорости их проведения. На примере российской переходной экономики можно рассмотреть практическое применение обоих сценариев реформирования: неоклассического в период с 1991 по 1995 г. и институционального с 1996г. Практическое применение неоклассического варианта реформирования и полученные результаты. В неоклассический период в стране сформировались в большей или меньшей степени основные институты, изменилась система формальных правил. За 10-ти летия реформ рыночное преобразование России набрали тем и уже необратимы. Российское правительство справляется с возникшими кризисными ситуациями за счет своего внутреннего потенциала, без помощи извне. В отдельных случаях для решения экономических задач эффективны стандартные инструменты макроэкономической политики. Однако, как признают большинство экономистов, оценка макроэкономических показателей не дает представления о внутреннем содержании процесса системной трансформации. Несмотря на перечисленные «плюсы», сторонники неолиберального подхода признают, что еще не создано стимулов для полноценного развития отдельных рыночных институтов, нет финансовых условий для стимулирования предпринимательской деятельности, остановки «бегства» капитала и возврата вывезенных финансовых средств, нет стимулов для развития наукоемких технологий и человеческого капитала. Со стороны государства не разработана система национальных приоритетов, нет последовательности в экономической и социальной политике и т. д. 32. Проблемы институционального варианта реформирования. Когда его можно считать завершенным? Основная трудность институциональных преобразований-это несогласованность существующих неформальных норм и вновь принимаемыми формальными правилами, результатом которой может быть институциональный конфликт. Никакие законы не будут эффективно функционировать, если они не подкреплены неформальными отношениями. Следствием институционального конфликта являются очень высокие трансакционные и трансформационные издержки переходной системы. В заключение можно сделать вывод, что институциональные реформы, предполагающие создание новой экономической системы, можно считать завершенными, когда не только сформирована институциональная основа новой экономики, но и задана инерционность развития институциональной системы, предполагающей в большинстве случаев согласование формальных правил и неформальных норм, которые становятся устойчивыми и укореняются в поведенческих моделях. В случае изменения траектории развития общества создание новых институтов будет сопровождаться длительным сопротивлением уже существующих институтов. Особое место в институциональных реформах отводится созданию эффективного государства, которому в отличие от неоклассического сценария отводится определяющая роль в формировании новой институциональной среды. 33. Что служим стимулом для импорта или трансплантации институтов? В каком случае результат можно считать положительным? Стимулом для импорта институтов служит накопленный в мировой практике, положительный опыт, а также рост кооперации институтов и деятельность международных финансовых организаций. В работах посвящённых анализу переходной экономики и экономики развивающихся стран можно также встретить термин «трансплантация — процесс заимствования институтов, развившихся в иной институциональной среде» При удачном внедрении института за относительно короткий период происходит его позитивная адаптация к новой институциональной и культурной среде. В которой институт выполняет ту же роль, что и в экономике откуда он был заимствован.Принятие нового института агентами, и его устойчивое функционирование, зависят от трансформационных издержек и последующих трансакционных издержек эксплуатации институтов. Однако импорт институтов иногда сопровождается целым комплексом негативных последствий среди которых отметим следующие: активизация альтернативной нормы, парадокс передачи, «утечка человеческого капитала».
|