![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткие сведения об отладчиках программ
Для отладки программ написанных на Ассемблере, обычно используют один из двух отладчиков: DEBUG фирмы BORLAND или Code View фирмы Microsoft. Они обеспечивают интерактивную отладку программ в формате.ЕХЕ- и.СОМ-файлов. Обычно они используется для отладки исполняемых программ, полученных с языка уровня ассемблера. Они позволяют ассемблировать и исполняемые файлы.ЕХЕ и.СОМ, скомпилированные с языков более высокого уровня. DEBUG и Code View позволяют: ▪ прослеживать выполнение и управлять выполнением программ; ▪ вносить изменения в отлаживаемую программу; ▪ вводить небольшие программы на языке ассемблера, выполнять ассемблирование этих программ и создавать исполняемые программы с расширением.СОМ; ▪ выполнять преобразование машинных шестнадцатеричных кодов команд в формат языка ассемблера (деассемблирование); ▪ отображать текстовые файлы в ASCII и шестнадцатеричном форматах; ▪ просматривать и изменять содержимое регистров памяти МП и ячеек основной памяти; ▪ загружать информацию с дисковых накопителей в основную память, и наоборот (считывать информацию с дисков и записывать на них); ▪ осуществлять поиск конкретных данных в текстах сообщений и программ (с выдачей адреса их хранения); ▪ просматривать регистр флагов с отображением мнемокодов значений этих флагов (таблица 8.1)
Таблица 8.1.Мнемокоды значений флагов
8.1 Основные команды отладчика DEBUG
Для вызова отладчика DEBUG следует набрать debug или DB и, если необходимо, имена файлов, с которыми мы будем работать, например debug prog.exe. Приглашение к вводу команд — -. После завершения работы с DEBUG для выхода из него следует набрать q. После набора каждой команды следует нажимать Enter. Отладчик DEBUG выполняет команды: ▪ N (name) — объявление имени файла. ▪ R m (register) — отображение на экране дисплея содержимого регистра памяти МП с именем m. Если m не указано, отображается содержимое всех регистров памяти МП, вектор-адрес следующей команды (CS: IP), машинный и мнемокоды этой команды; например: -R АХ=0005 ВХ=0005 СХ=0000 DX=0001 SP=FFEE ВР=0000 SI=0000 DI=0000 DS=1A8E ES=1A8E SS=1A8E CS=1A8E IP=010A NV UP EI PL NZ NA PO NC 1A8E: 010A B81500 MOV AX, 0015; Если выводится содержимое одного регистра, то команда R позволяет изменить его содержимое: -R ах АХ 0005 : 45 -R ах АХ 0045 ▪ A n (assembler) — прием команд ассемблера с клавиатуры и преобразование их в машинные коды, n — начальный вектор-адрес машинных команд. Пример ввода программы: -А 100 1А8Е: 0100 mov ax, 15 1А8Е: 0103 mov bx, 5 1А8Е: 0106 add ax, bx 1А8Е: 0108 div bx 1A8E: 010A ▪ U nl, n2 L1 (unassembler) — преобразование машинных кодов команд в команды на языке ассемблера и отображение их на экране дисплея, nl — вектор-адрес 1 -и, а п2 — смещение последней из машинных команд, подлежащих деассемблиро-ванию, 1 — длина программы (может указываться либо п2, либо L1). Пример деассемблирования программы: -U100 1а 1А8Е: 0100 В81500 MOV АХ, 0015 1A8E: 0103 BB0500 MOV BX.0005 А8Е: 0106 01D8 ADD AX.BX 1А8Е: 0108 F7F3 DIV ВХ ▪ Т k (trassing) — выполнение очередных k команд программы. Если k не указано, то выполняется одна команда (пошаговое выполнение программы). Команды обращения к процедурам и внутренние прерывания командой Т не выполняются, так как по Т будут последовательно выполняться команды процедуры и команды обработки прерывания соответственно. В этих случаях следует использовать команду процедурной трассировки Р (procedure), почти аналогичную команде Т, но позволяющую автоматически полностью выполнять встречающиеся при трассировке процедуры, или команду G п. После выполнения команд (команды) на дисплей выводится: - содержимое всех регистров памяти МП в шестнадцатеричном коде (значения флагов регистра FL выводятся в мнемокоде (см. табл. 9.2); - вектор-адрес (CS: IP); - машинный и мнемокоды текущей команды. ▪ G n (go) — выполнение.EXE- или.СОМ-программы до команды с вектор-адресом п, при отсутствии n программа выполняется до конца. После выполнения команд (команды) на дисплей выводится: - содержимое всех регистров памяти МП в шестнадцатеричном коде (значения); - флаги регистра FL в мнемокоде - вектор-адрес (CS: IP), машинный и мнемокоды текущей команды. После выполнения программы получим: -G 10а AX-0005 BX-0005 CX-0000 DX-0001 SP-FFEE BP-0000 SI-0000 DI-0000 DS=1A8E ES=1A8E SS-1A8E CS-1A8E IP-010A NV UP El PL NZ NA PO NC 1A8E: 010A 48 DEC AX ▪ D n, s Ll (dump) — отобразить на экране дисплея содержимое ячеек памяти, начиная с ячейки по вектор-адресу n (по умолчанию n — текущий вектор-адрес + 1 и l = 128), то есть, нажав клавиши D и Enter, можно посмотреть следующие 128 ячеек: -D 1D20: 0C00 F7 07 01 00 75 12 2Е С7-06 СВ 98 02 00 ЕВ 09 Е8....и........... 1D20: 0C10 96 00 F8 ЕВ 00 F9 ЕВ ОА-50 ВО 03 В4 FF E8 03 00........Р....... 1020: 0020 58 F8 СЗ 57 26 8В 7F 04-2Е 89 ЗЕ CF 98 26 88 05 X..W&.....>..&.. 1020: 0СЗ0 26 88 65 01 50 2Е Al DE-98 26 89 45 02 58 ЗС 01 &.6.Р....&.Е.Х<. : 1020: 0С70 75 ОА 26 89 55 04 26 89-40 06 ЕВ 5А ЗС 02 75 06 & - если S и L1 не указаны (есть только D n), то осуществляется вывод 128 ячеек памяти, например: -D 405 1А8Е: 0400 69 6С 65-66 69 6С 65 66 69 6С 65 llefileflle 1А8Е: 0410 66 69 6С 65 66 69 6С 65-66 69 6С 65 66 69 6С 67 1А8Е: 0420 00 44 СО 21 F6 С2 80 74-05 F6 С2 10 75 05 55 86 1А8Е: 0430 FD 8С DB 53 81 СЗ 20 00-03 DA 8С СО 8В С2 80 1А8Е: 0440 OF 81 04 8В F2 03 Е6 8В-СЕ D1 Е9 4Е 4Е 8В FE.......NN..+ 1А8Е: 0450 Е8 2В 08 8Е С5 8Е DB F3-A5 FC 8E DO 07 06 BF +.............. 1А8Е: 0460 01 33 F6 АО 95 ВА 10 00-ЕВ 2В АО 95 В2 10 ЕВ......+.....5 1А8Е: 0470 АО 95 В2 10 ЕВ 36 АО 95-В2 10 ЕВ 3В АО 95 В2....6.....;.... 1А8Е: 0480 ЕВ 5D АО 95 В2.]... Содержимое выводится в шестнадцатеричном коде и в соответствующих символах ASCII (символы расширенного стандарта ASCII выводятся в виде точки (.)). ▪ En 'текст1', 'текст2'... (enter) — изменение содержимого ячеек памяти, начиная с вектор-адреса n; количество ячеек определяется размером указанных в команде текстов, например, по результатам команды -е 200 'pole', 'файл', 'file' выводится информация: -d 200 1с 1А8Е: 0200 70 6F 6С 65 Е4 АО А9 АВ-66 69 6С 65 pole...file: При вводе числовой информации (машинных кодов команд) следует набрать Е n, нажать клавишу Enter и после отображенного байта информации и точки ввести новую информацию (1 байт), например: -е 300 1А8Е: 0300 73.20 Для ввода последующих байтов следует нажать клавишу Space и выполнить ввод очередного байта. ▪ F n L1 'текст! ' (fill) — заполнение блока памяти длиной 1 байт, начиная с вектор-адреса п, однобайтовыми фрагментами текст!: -f 400 120 'file', Результат выполнения команды: d 400 130 1А8Е: 0400 66 69 6С 65 66 69 6С 65-66 69 6С 65 66 69 6С 65 1А8Е: 0410 66 69 6С 65 66 69 6С 65-66 69 6С 65 66 69 6С 65 1А8Е: 0420 00 44 CD 21 F6 С2 80 74-05 F6 С2 10 75 05 Е8 52.D.!.. ▪ S n L1 " текст" (search) — поиск фрагмента «текст» в поле памяти длиной 1 ячеек с выдачей вектор-адреса ячейки, хранящей искомый текст: -s 200 ПО 'fi'. Результат команды: 1А8Е: 0208. ▪ W (write) — запись программы на диск; в регистр СХ должна быть предварительно записана длина программы в байтах, в регистр ВХ — нуль, а командой N задано имя файла (N — имя_файла); ▪ L (load) — загрузка файла с диска в ОП, предварительно следует в регистр ВХ записать нуль, в регистр СХ записать длину файла в байтах и объявить его имя командой N; для стандартно оформленных.СОМ- и.ЕХЕ-программ это же можно выполнить, набрав debug имя_файла. Необходимо помнить что: • ввод всех числовых данных осуществляется в шестнадцатеричной системе счисления, текстов — в символах ASCII, помещенных в кавычки; • вектор-адрес содержит: адрес сегмента: адрес смещения; адрес сегмента может быть задан в явном виде 4-разрядным шестнадцатеричным кодом или указанием соответствующего сегментного регистра; сегмент команд может быть задан по умолчанию; адрес смещения задается в явном виде шестнадцатеричным кодом. Примеры задания вектор- адреса: 4FC5: 10B. 13Сб: 1АВВ. DS: 0. CS: 100: • при вводе и отображении 2-байтовых слов старший байт размещается правее младшего. Пример: при отображении машинного кода команды mov ax, 0123 на экране получим: В82301 (В8 — машинный код команды ассемблера 'mov ax').
|