Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины законодательство в сфере БЖД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки: 280700.62 Техносферная безопасность
Профиль: Безопасность жизнедеятельности в техносфере
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР
Форма обучения: ЗАОЧНАЯ
Сургут, 2011 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700.62 Техносферная безопасность, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 723.
Автор программы: кандидат юридических наук Г.Е. Владимирова
Рецензент программы:
доктор юридических наук, доцент
А.Я. Кодинцев
Согласование рабочей программы:
Подразделение
(кафедра/ библиотека)
| Дата согласования
| Ф.И.О., подпись
нач. подразделения
|
Кафедра безопасности жизнедеятельности в техносфере
|
|
зав. кафедрой БЖД, профессор Беднаржевский С.С.
|
Отдел комплектования
|
|
|
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Теории и истории государства и права ЮФ СурГУ «21» февраля 2011 года, протокол № 6
Заведующий кафедрой ТИГП
д.ю.н., профессор С.Г. Ольков
Программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета «____»_________ 2011 года, протокол № ________
Председатель УМК ЮФ
к.ю.н., доцент А.А. Демко
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В БЖД
Основная цель дисциплины – подготовка специалистов к управлению безопасностью жизнедеятельности (БЖД).
Задачи дисциплины – формирование умений и навыков по следующим направлениям деятельности:
– оценка деятельности предприятий и организаций и их отдельных подразделений по обеспечению БЖД;
– нормативное обеспечение оценки состояния производственной и окружающей природной среды;
– правовое обоснование управленческих решений по обеспечению БЖД;
– учет требований БЖД при составлении предплановой, предпроектной и проектной документации.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина является курсом по выбору и изучается во 2 семестре, входит в вариативную часть профессионального цикла.
Дисциплина предшествует изучению курсов «Система управления охраной труда», «Управление техносферной безопасностью» и базируется на знаниях и умениях, полученных в средней школе при изучении Обществознания.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БЖД
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
общекультурные:
1) компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2);
2) компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);
3) компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);
4) компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);
5) способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11).
общепрофессиональные:
1) способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ПК-9);
2) способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
системы права и особенности их функционирования, основные законы РФ, регламентирующие сферу безопасности жизнедеятельности. В том числе: об охране окружающей природной среды; об экологической экспертизе; об охране атмосферного воздуха; об отходах производства и потребления; о защите прав потребителей; водный кодекс (в части охраны вод от загрязнения, засорения и истощения); земельный кодекс (в части охраны и рационального использования земель); о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в части обеспечения БЖД); основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (в части обеспечения охраны труда и окружающей среды); о коллективных договорах; о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в части обеспечения БЖД); о пожарной безопасности; трудовой кодекс; об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2) Уметь:
а) подбирать необходимую нормативную документацию для оценки состояния окружающей природной и (или) производственной среды;
б) давать правовое обоснование мероприятий по обеспечению БЖД;
в) оформлять документацию на получение разрешений на природопользование;
г) составлять отчетную документацию Роскомстата РФ по охране окружающей среды и охране труда;
д) организовывать работу по обеспечению БЖД в подразделении.
3) Владеть:
навыками работы с системой стандартов по безопасности труда (ССБТ), «Охрана природы», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС), классификатором санитарно-гигиенических нормативов и методических документов Госсанэпиднадзора РФ и системой строительных норм и правил Минстроя РФ.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ БЖД
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ №
/
|
Разделы (или темы)
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации
| лекционные занятия
| практические занятия
| самостоятельная работа
| 1.
| Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖД.
|
|
23– 24
|
0, 5
|
0, 5
|
|
Устный опрос.
| 2.
| Порядок разработки, принятия, введения законов и подзаконных актов.
|
|
25 –26
|
0, 5
|
0, 5
|
|
Устный опрос.
| 3.
| Содержание законов и подзаконных актов.
|
|
27 –28
|
0, 5
|
0, 5
|
|
Устный опрос.
| 4.
| Конституция Российской Федерации.
| 1 2
|
29– 32
|
|
|
|
Устный опрос.
| 5.
| Нормативно-правовая база РФ в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при ЧС.
|
|
33 –34
|
|
|
|
Устный опрос.
| 6.
| Система стандартов безопасности труда.
|
|
35 –36
|
|
|
|
Устный опрос.
| 7.
| Законодательная база по охране окружающей среды.
|
|
37–38
|
|
|
|
Устный опрос.
| 8.
| Международные соглашения и акты в области охраны природы и труда.
|
|
39–40
|
0, 5
|
0, 5
|
|
Устный опрос.
| Итого за семестр: 108 часов
|
|
|
| зачет
|
4.2.
Разделы (или темы) дисциплины
|
Коды компетенций
|
Общее количество компетенций
|
1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖД.
|
ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
| 2. Порядок разработки, принятия, введения законов и подзаконных актов.
|
ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
| 3. Содержание законов и подзаконных актов.
| ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
| 4. Конституция Российской Федерации.
| ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
| 5. Нормативно-правовая база РФ в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при ЧС.
| ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
|
6. Система стандартов безопасности труда.
| ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
| 7. Законодательная база по охране окружающей среды.
| ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
| 8. Международные соглашения и акты в области охраны природы и труда.
|
ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-11, ПК-9, ПК-11.
|
| 4.3. Содержание разделов дисциплины:
№ п/п
| Разделы и (или) темы дисциплины
| Темы лекционных занятий и их содержание (с указанием количества часов)
| Темы практических занятий и их содержание
(с указанием количества часов)
| Виды и содержание самостоятельной работы (с указанием количества часов)
| 1.
| Раздел 1.
Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖД.
| Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖД .
Правовые основы обеспечения БЖ. Правовые основы охраны окружающей среды. Организация службы охраны труда и природы на предприятии. Законы и подзаконные акты. Нормативно-техническая документация (НДТ).
(0, 5 часа).
| Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖД.
1. Правовые основы обеспечения БЖ.
2. Правовые основы охраны окружающей среды.
3. Организация службы охраны труда и природы на предприятии.
4. Законы и подзаконные акты.
5. Нормативно-техническая документация (НДТ). (0, 5 часа).
| Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖД.
Обзор литературы по теме.
Подготовить конспект.
(12 часов).
| 2.
| Раздел 2.
Порядок разработки, принятия, введения законов и подзаконных актов.
| Порядок разработки, принятия, введения законов и подзаконных актов.
Понятие правотворчества. Правотворчество и процесс формирования права (правообразование). Субъекты правотворчества. Правотворчество государственных организаций. Правотворчество негосударственных образований. Непосредственное правотворчество населения. Правотворческая компетенция. Делегирование.
Стадии правотворчества. Правотворческая (законодательная) инициатива. Обсуждение проектов нормативно-правовых актов. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. Законодательная техника: понятие и принципы. (0, 5 часа).
| Порядок разработки, принятия, введения законов и подзаконных актов.
1. Понятие правотворчества.
2. Правотворчество и процесс формирования права.
3. Стадии правотворчества.
4. Законодательная техника: понятие и принципы.
(0, 5 часа).
| Порядок разработки, принятия, введения законов и подзаконных актов.
Составить схему процесса законотворчества в РФ, с подробным описанием всех стадий законодательного процесса
Подготовить конспект по вопросам семинарского занятия с подробными ответами.
(12 часов).
| 3.
| Раздел 3.
Содержание законов и подзаконных актов.
| Содержание законов и подзаконных актов.
Структура нормативного акта. Способы изложения нормативных предписаний. Язык и терминология законодательства. Техника отмены нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений.
Систематизация законодательства и ее виды. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация. Виды кодификационных актов.
(0, 5 часа).
| Содержание законов и подзаконных актов.
1. Структура нормативного акта.
2. Способы изложения нормативных предписаний. Язык и терминология законодательства.
3. Техника отмены нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений.
4. Систематизация законодательства и ее виды. (0, 5 часа).
| Содержание законов и подзаконных актов.
Подготовить конспект по теме: действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.
(12 часов).
| 4.
| Раздел 4.
Конституция Российской Федерации.
| Конституция Российской Федерации.
Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Россия – демократическое, правовое, федеративное, суверенное, социальное, светское государство.
Основные принципы организации гражданского общества: идеологический и политический плюрализм, светский характер государства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие различных форм собственности, социальный характер государства.
Принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина: приоритет прав и свобод чело-века и гражданина как высшей ценности, их защита и соблюдение государством, единое и равное гражданство, его неотчуждаемость.
Понятие основ правового статуса человека и гражданина. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
(1 час).
| Конституция Российской Федерации.
1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный строй России. Россия демократическое, правовое, федеративное, суверенное, социальное, светское государство.
3. Основные принципы организации жизни гражданского общества: идеологический и политический плюрализм, светский характер государства, социальный характер государства.
4. Конституционные основы экономической свободы в РФ: свобода экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и неприкосновенность различных форм собственности, антимонопольная политика и защита прав потребителей.
(1 час).
| Конституция Российской Федерации.
Письменно, в тетради, дать развернутые ответы на вопросы:
1. Международные стандарты прав и свобод человека и гражданина.
2. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
3. Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина.
4. Обязанности граждан Российской Федерации.
(12 часов).
| 5.
| Раздел 5.
Нормативно-правовая база РФ в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при ЧС.
| Нормативно-правовая база РФ в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при ЧС.
Федеральные законы Российской Федерации о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в части обеспечения БЖД). Указы Президента Российской Федерации. Постановления Правительства. Государственные стандарты. Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств. О министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (МинЧС).
(1 час).
| Нормативно-правовая база РФ в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при ЧС.
1. Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
2. Принципы и способы защиты населения.
3. Прогнозирование и оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций. 4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. По ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
4. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий (МинЧС).
(1 час).
| Нормативно-правовая база РФ в области гражданской обороны и защиты населения и территорий при ЧС.
Письменно, в тетради, составить систему НПА в сфере ГО и ЧС по юридической силе:
1. Федеральные законы Российской Федерации о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в части обеспечения БЖД).
2. Указы Президента Российской Федерации.
3. Постановления Правительства. Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств.
(12 часов).
| 6.
| Раздел 6.
Система стандартов безопасности труда.
| Система стандартов безопасности труда.
Основные понятия и определения. Основные нормативно-правовые акты в области охраны труда. Системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Правила по охране труда. Инструкция по охране труда. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
(1 час).
| Система стандартов безопасности труда.
1. Основные понятия и определения.
2. Основные нормативно-правовые акты в области охраны труда.
3. Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
4. Правила по охране труда.
5. Инструкция по охране труда.
(1 час).
| Система стандартов безопасности труда.
Письменно, в тетради, дать развернутые ответы на вопросы:
1. Порядок разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда.
2. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда.
3. Основные направления государственной политики в области охраны труда. (12 часов).
| 7.
| Раздел 7. Законодательная база по охране окружающей среды.
| Законодательная база по охране окружающей среды. Законы и подзаконные акты по ООС. Управление ООС в РФ и ее субъектах. Основные положения экологического законодательства. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ. Задачи природоохранного законодательства. Нормативные качества окружающей природной среды.
(1 час).
| Законодательная база по охране окружающей среды.
Экологическая экспертиза. Экологический контроль на предприятии. Экспертиза безопасности. Государственная экспертиза условий труда. Учет требований безопасности и экологичности при постановке новой продукции на производство. Контроль требований безопасности и экологичности при эксплуатации оборудования.
(1 час).
| Подготовить реферат по темам:
1. Правовые аспекты охраны лесов. 2. Основные принципы государственного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
3. Основные правовые принципы и положения в области охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий.
4. Основы реализации, цели водного законодательства Российской Федерации. (12 часов).
| 8.
| Раздел 8. Международные соглашения и акты в области охраны природы и труда.
| Международные соглашения и акты в области охраны природы и труда.Международное сотрудничество по линии ООН. Специальные международные программы. Международное сотрудничество по охране труда (МОТ, ВОЗ, ИФАС, МАРБОТ). Международная организация ГО (МОГО). Проекты и программы Европейского Союза по учебно-методическим и научно-техническим направлениям в Российских университетах.
(0, 5 часа).
| Международные соглашения и акты в области охраны природы и труда.
1. Международная конвенция о защите прав человека.
2. Международный суд по правам человека.
3. Договор о коллективной безопасности. 4. Киотский протокол. Болонская конвенция.
(0, 5 часов).
| Подготовить реферат по темам:
1.Структура и функции Евросоюза. 2. Участие России в работе Евросоюза. Евросоюзх как фоктор глобализации и стабильности в Европе, Мире и России.
3. Международные соглашения Россия – Евросоюз.
(12 часов).
|
|