![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. История Древнего Востока
ТЕМА 3. Новое царство Египта. Методические рекомендации Подготовку к работе над данной темой следует начать с характеристики источников. Далее нужно выяснить причины расширения египетской экспансии, определить и нанести на контурную карту направления завоевательных походов фараонов XVIII династии и границы образовавшейся империи. При рассмотрении структуры и функций аппарата управления студент должен выявить особенности организации властных органов в исконно египетских землях и вновь приобретенных территориях на юге и в Восточном Средиземноморье, а также определить причины этих различий. Особое внимание необходимо уделить положению и роли жречества в египетском государстве периода Нового царства. При анализе реформы Аменхотепа IV (Эхнатона) нельзя упускать из вида политические причины и цели преобразований. Освещая ход и итоги реформы студент должен определить ее влияние на изменение социально-политической обстановки в стране. ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. Характеристика источников. 2. Изгнание гиксосов. Завоевательные походы фараонов XVIII династии. 3. Структура и функции аппарата управления. 4. Изменения в социальной структуре Египта в период Нового царства. 5. Положение жречества. Реформа Аменхотепа IV (Эхнатона). 6. Причины упадка Нового царства. ИСТОЧНИКИ История Древнего Востока. Тексты и документы /под ред. В.И. Кузищина. М., 2002. Хрестоматия по истории Древнего Востока /под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963. Хрестоматия по истории Древнего Востока /под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. Ч. 1. ЛИТЕРАТУРА История Древнего Востока /под ред. В.И. Кузищна. М., 2002. История древнего Востока /под ред. В. И. Авдиева. М., 1970. История древнего мира. Кн. 1. Ранняя древность /под ред. И.Д. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989. Авдиев, И.А. Военная история древнего Египта /И.А. Авдиев. М., 1948 - 1959. Т. 1 - 2. Богословский, Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц (к социальной истории Египта XVI - XIV вв. до н. э.) /Е.С. Богословский. М., 1979. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989. Древние цивилизации /под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. Жак, К. Египет великих фараонов: История и легенда/К. Жак. М., 1992. История древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., 1988. Коростовцев, М.А. Религия древнего Египта / М.А. Коростовцев. М., 1976. Культура древнего Египта. М., 1976. Монте, П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов/П. Монте. М., 1989. Стучевский, И.А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII династии / И.А. Стучевский. М., 1967.
ТЕМА 7. Древний Вавилон. Целью занятия является изучение экономики и социальных отношений типичного древневосточного общества и, что не менее важно, приобретение необходимых навыков работы с историческими источниками. Оценивая законы Хаммурапи (ЗХ) как исторический источник, нужно четко определить его вид, выяснить специфику этого документа (цели составления, какие сферы жизни отражены в ЗХ, а какие - нет и почему, в чем особая ценность приведенных сведений). В работе над подобной темой прежде всего требуется очень внимательное и вдумчивое чтение источника. Для этого мало просто прочитать несколько раз. Следует принять следующий метод работы: отвести каждому вопросу плана отдельную страницу и в процессе чтения выписывать на нее соответствующие номера статей судебника, кратко указывая их содержание и вытекающие выводы в контексте рассматриваемого вопроса. При этом нужно стараться сразу группировать статьи в определенном порядке по подвопросам (при отсутствиям такого конспекта студент считается неподготовленным к занятию). Необходимо учитывать, что многие статьи законов могут рассматриваться с разных точек зрения и содержать сведения для ответа на два и большее число вопросов, поэтому при каждом чтении источника целесообразно подбирать материал сразу по нескольким пунктам. Обращаясь к сельскому хозяйству Вавилонии, следует прежде всего ответить на вопрос, какое место оно занимает в экономике страны. Далее нужно подобрать материал о земледелии и скотоводстве (виды земледельческих культур и домашних животных, сельскохозяйственные орудия и работы, устройство системы искусственного орошения). Касаясь земледелия и землепользования, целесообразно остановиться на следующих вопросах: каким категориям населения принадлежала земля; находилась ли она в частной собственности; имелись ли ограничения в распоряжении землей; существовала ли верховная царская собственность на землю; насколько широко была распространена аренда и каковы были ее условия. К вопросу о ремесленном производстве нужно выбрать из судебника материал о специальностях ремесленников (при этом следует учитывать и ремесленные изделия, упоминаемые в источнике, так как они указывают на наличие соответствующей профессии), технике, организации ремесла, ремесленных изделиях. Особого внимания требует статья 274, устанавливающая плату ремесленникам. Рассматривая торговлю и ростовщичество, нужно выяснить, какие категории торговцев упоминаются в судебнике и каковы были взаимоотношения между ними; виды торговли; товары; как осуществлялись расчеты и платежи; каковы были условия ростовщических сделок; отношение государства к ростовщикам. Говоря о структуре древневавилонского общества, необходимо выделить категории свободного и полусвободного населения (при этом следует обратить внимание на статьи, касающиеся возмещения причиненного вреда), определить их права и обязанности. Для подготовки ответа на вопрос о рабстве студенту необходимо подобрать материал об источниках рабства, о положении рабов в обществе и в семье, в частности, домашних рабынь, долговом рабстве, браках свободных и рабов, выяснить, были ли у рабов права. Рассматривая вавилонское семейное и наследственное право, следует обратить внимание и на такие моменты, как оформление брака, права мужа и жены, положение детей в семье, порядок наследования. Была ли ограничена власть главы семейства по отношению к женщинам и детям? Нужно дать общую характеристику вавилонской семье. ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. Законы Хаммурапи как исторический источник. 2. Хозяйство древней Вавилонии: а) сельское хозяйство; б) ремесло; в) торговля; г) ростовщичество. 3. Общественный строй древней Вавилонии: а) формы земельной собственности и землевладения; б) сословная структура древневавилонского общества; в) рабство; г) семейные отношения. ИСТОЧНИКИ История Древнего Востока. Тексты и документы /под ред. В.И. Кузищина. М., 2002. Хрестоматия по истории Древнего Востока /под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М., 1980. 4.1. ЛИТЕРАТУРА История Древнего Востока /под ред. В.И. Кузищна. М., 2002. История древнего Востока /под ред. В. И. Авдиева. М. 1970. История древнего мира. Кн. 1. Ранняя древность /под ред. И.Д. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989. Древние цивилизации / под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. Дьяконов, И.И. Проблемы собственности. О структуре общества Ближнего Востока до середины II тыс. до н.э. / И.И. Дьяконов //ВДИ. 1967. № 4; 1968. № 3, 4. История древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983. Кленгель-Брандт, Э. Путешествие в древний Вавилон /Э. Кленгель-Брандт. М., 1979. Оппенхейм, А.Л. Древняя Месопотамия /АЛ. Оппенхейм. М., 1980. Якобсон, В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии / В.А. Якобсон //ВДИ. 1981. № 4. Якобсон, В.А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи /В.А. Якобсон //Древний Восток и мировая культура. М., 1981.
|