![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Материалы с методическими указаниями
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Античной образовательной парадигме
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ
1. Становление в Древней Греции образования как системы. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах. 2. Педагогические модели «высшего образования». Софисты и Сократ. Школа Исократа. Академия Платона. Лицей (ликей) Аристотеля. 3. Осуществление преемственности древнегреческого педагогического опыта Древним Римом. 4. Становление и особенности собственно римской системы воспитания и обучения.
Задания 1. Изучить и основные педагогические модели античности, их мировоззренческие основания и показать их значимость для истории образования. 2. Подготовить реферат (эссе – по выбору) об одном из учебных заведений /педагогической модели Древней Греции или Древнего Рима или о педагогических взглядах одного из античных мыслителей. 3. На каком основании можно утверждать, что педагогические идеи и опыт античного мира актуальны и в наши дни?
Литература Аристотель. Этика; Политика; Поэтика //Собрание сочинений: В 4-х т. - М., 1984. - Т. 4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. Марру А-И. История воспитания в античности (Греция) – М., 1998. Платон. Государство //Сочинения: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. - М., 1964. - Т. 3. Сенека. Нравственные письма к Лукрецию. - М., 1977. Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М., 1974. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. Шмонин Д.В. Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестник РХГА. 2013. - Т. 14. - Вып. 2. Материалы с методическими указаниями
Античная образовательная парадигма (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования. Религия и образование в древнегреческой и древнеримской культурах. В основании античной педагогики, которая институционально сложилась к IV в. до н.э., лежала пайдейя (π α ι δ ε ί α), означавшая, как известно, общую культуру, воспитанность, образованность. Греческое образование лежало в религиозном поле постольку, поскольку религиозность, вера в богов являлась составной частью античной культуры, ее «естественным фоном». Римское образование, ставшее производным от образования греческого (последнее распространило свое влияние на Рим в III в. до н.э.), имело более выраженный прагматичный характер, ориентированный на развитие системы воспитания добропорядочных граждан в государственных школах. Система римских образовательных институтов формируется к I в. н.э. и распространяясь во II–V вв., то есть уже в римско-эллинистическо-христианском мире, превращается в соединение свободных искусств, или наук. Здесь речь также идет о светском образовании, в котором традиционная римская религиозность находит себе место в качестве мировоззренческой компоненты при практически полном отсутствии, во-первых, нормативной функции религиозности по отношению к образовательной системе и, во-вторых, религиозного образования как такового. В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. В рамках се- минарского занятия предлагается рассмотреть и сравнить два классических образца древнегреческого воспитания - афинское и спартанское. В Афинах в классический период получение образования не было юри- дически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми. А потому все школы были частными и платными. Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связа- но с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство " гимнастического" и " мусического". Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал " калокагатии" - красоты и добра, слитых в человеке воедино. В школе обучались мальчики (от 7 до 15-16 лет) последовательно у трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист обучал детей чтению, письму и счету. Его подопечные чи- тали Гомера, Эзопа, Гесиода, Солона, разучивали гимны и ритуалы. Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором. Педотриб занимался с детьми гимнастикой по олимпийской программе, акцентируя внимание не только на воспитании силы и ловкости, но и на формировании красивого тела. Девочки в Афинах получали домашнее образование, но блистать остро- умием и начитанностью в кругу мужчин имели право только гетеры. Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства. Образование мальчиков находилось в ведении государственного чинов- ника педонома, начиналось с 7 лет и состояло из 3 циклов: 2 циклов по 4 года - от 7 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) - и завер- шающей 5-летней " эфебии". Главными направлениями в спартанской системе были физическое и нравственно-патриотическое воспитание, цель которых состояла в подго- товке воинов и полном подчинении личности интересам социальной груп- пы. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением чи- тать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, ее истории, религии и обрядах. Девочки специального образования не получали, но воспитывались, как правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдат- скими женами и матерями. В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направле- ний получил их опыт в истории образования. Античные греки внесли заметный вклад и в педагогическую теорию, ко- торая в то время развивалась в рамках философской науки. Практически все древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования. В ходе занятия необходимо показать различные точки зрения античных мыс- лителей и акцентировать внимание на их вкладе в становление и развитие гуманистической педагогической традиции. Первыми философами-учителями принято считать софистов (Гиппий, Зенон, Клеобул, Протагор и др.) и Сократа (469-399 гг. до н.э.). Софисты, провозгласив человека " мерой всех вещей", впервые в исто- рии пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретно- го индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индиви- дом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения ве- ковых устоев благочестия и неприятия существующих социальных норм. Относительность нравственных норм, проповедовавшихся софистами, вызывала активные возражения со стороны современников. Одним из не- примиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Со- крат. Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно- произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее суще- ство. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание - это и есть источник нравственного совершенствования. Не выходя за рамки софисти- ческого рационализма в постановке и разрешении педагогических проблем, Сократ противопоставлял практицизму софистической школы представле- ния о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм, являвшихся, по его мнению, необходимым условием воспитания сво- бодного гражданина в демократическом обществе. Значимый вклад в развитие философско-педагогической мысли внес ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.). Исходя из собственной теории идей, он видел смысл познания и воспитания в том, чтобы помочь душе че- ловека вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей и приблизить тем самым каждого индивида к идеалу. Им была разработана теория иде- ального государства, для которого Платон предложил соответствующую образовательную систему. В ней он интегрировал удовлетворявшие его ме- тодологическим установкам некоторые специфические черты афинского и спартанского воспитания. В качестве новой отличительной особенности данной системы можно выделить введение дошкольного общественного воспитания с 3 лет и две ступени сверхобязательного образования (от 20 до 30 и от 30 до 35 лет) для особо способных учеников. Важнейшую роль в истории античной философии и педагогики сыграл ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Признавая, но не отделяя друг от друга мир идей и мир вещей, он впервые в истории выводит цели и задачи воспитания исходя из собственного понимания природы человека. В его представлении трем сторонам человеческой души (растительной, жи- вотной и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Природа накрепко связала все три вида души, а потому учителю нужно следовать за природой, тесно связывая между собой соответствующие им стороны воспитания. Обобщив исторический опыт че- ловечества и собственные наблюдения, Аристотель ввел возрастную перио- дизацию, деля жизнь растущего ребенка на три этапа, соответствующих особенностям развития его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 лет до 21 года. Им также были даны рекомендации по воспитанию и обучению детей в каждом из выделяемых периодов жизни. Аристотель, как и другие великие ученые Античности, обгонял свое время. Не случайно, его сочинения по логике, физике, метафизике и другим наукам стали спустя три века и далее в Средние века основными учебными пособиями в Европе. Кроме вышеперечисленных философов значимый вклад в дальнейшее развитие теории и практики образования внесли и другие известные древ- негреческие ученые, в частности, Демокрит (ок. 460 - ок. 371 гг. до н.э.) и Ксенофонт (ок. 450-355 гг. до н.э.), с чьим наследием также желательно по- знакомиться при подготовке к семинару. В III вeке до н.э. древнегреческая культура и образовательные традиции " завоевывают" Рим, который стал к этому времени ведущим в военном от- ношении европейским государством, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Переведенный в III веке до н.э. греком- вольноотпущенником Ливием Андроником на латинский язык текст " Одис- сеи" Гомера в течение почти двух веков был основным учебным пособием в римских школах, благодаря чему римляне с детских лет усваивали тради- ции и духовное богатство Древней Эллады. Для полноты этой картины не- обходимо познакомиться с существовавшими там особенностями организа- ции образовательного процесса и содержанием специфических " чаш муз", соотнося все это с изученными ранее греческими образцами. К I веку н.э. начинает складываться собственно римская система образо- вания, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной культурной традиции. Основная заслуга здесь принадлежит " отцу римской образованности" Марку Варрону, определившему содержание образования из семи " свободных искусств", и известному римскому философу Цицеро- ну. Развивая идеи софистов, Цицерон впервые ввел в научный оборот поня- тие " гуманизм", обозначавшее для него своеобразный образец достойной человеческой жизни. Исходя из этого он формулирует культурный идеал свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия), давая тем самым направление даль- нейшему развитию античной педагогики. Видный след в истории образования оставил римский педагог-гуманист Квинтилиан (35-96 гг.). Вслед за греческим стоиком Хрисиппом он обосно- вывает необходимость правильного воспитания ребенка уже с момента ро- ждения, подчеркивая при этом определяющую роль личности педагога, ко- торый, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гумани- стическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребенке прежде всего человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образо- вания стереотипы, резко осуждает телесные наказания, которые, по его убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разра- ботке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путем выделения значительного времени в про- цессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуально- го подхода к ученику с учетом его наклонностей и возможностей, считая, что все дети, за редким исключением, обладают природными способностя- ми для получения полноценного образования. Не удивительно, что в по- следние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена принципата и империи, достойное образование получают не только мальчи- ки, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для которых открываются специальные школы-педагогиумы. Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения имеют " добрую природу", которую необходимо раскрывать и развивать по- средством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформу- лирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации.
|