Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Казанская историяСтр 1 из 74Следующая ⇒
Время создания— 1564—1565 гг. Ее автор, нигде не раскрывший своего имени, был одним из русских пленников, проведших, по его словам, в Казани двадцать лет (см. стр. 98), вплоть до ее падения и ликвидации Казанского царства Иваном Грозным в 1553 г. Однако вероятнее всего автор «Истории» провел в плену меньшее время — чуть более пятнадцати лет. Он был пленен «иноверцами», свезен в Казань и отдан «в дар царю казанскому Сафа-Гирею» не ранее 1535 г.— когда Сафа-Гирей вторично становится Казанским царем (летом 1530 г. ему пришлось бежать из города, когда русские войска овладели Казанью). Об этом свидетельствуют и описания всех бед и несчастий, какие несли русской земле набеги казанцев, тяжелое положение русских в плену, где чувствуется, что все это рассказано очевидцем, т. е. человеком, на самом себе испытавшим всю горечь плена и видевшим страдания других своими глазами. По-видимому, автор «Истории» был участником походов русских войск на Казань в 1524 (гл. 18) и 1530 (гл. 19) годах. Все, что связано с историей Казанского царства до 1540-х годов, особенно с историей его создания, основано преимущественно на легендах и преданиях, услышанных автором «Историй» в среде казанцев. Использование им русских и казанских летописей носило при этом преимущественно творческий, говоря современным языком, характер: многое им определенным образом переосмыслялось и обыгрывалось, хотя он везде старался не выходить за пределы исторической достоверности летописных сведений. Наиболее достоверным является описание событий, очевидцем которых он был сам, начиная с гл. 18 — с момента похода русских войск на Казань. В целом же его произведение представляет собою историко-художественное (беллетризированвое) произведение и в таковом качестве должно восприниматься читателем. К тому же русскую транскрипцию имеют и все имена казанских, ногайских, крымских царей, правителей, и т.д. Желающим разобраться в исторической достоверности всех описываемых в «Истории» событий и фактов рекомендуем обратиться к следующим работам: Кунцевич Г. 3. История о Казанском царстве, или Каванский летописец. Опыт историко-литературного исследования. СПб., 1905; Моисеева Г. Я. Казанская история. М.— Л., 1954; Волкова Т. Ф. и Евсеева И. А. Комментарии к «Казанской истории».— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. М., 1975, с, 601—624. Стр. 104, Саин.— Лицо в истории ордынских ханов неизвестное. Возможно, это один из героев татаро-монгольских легенд, связанных с каким-либо ордынским военачальником, ходившим в походы на русские земли и Волжскую Болгарию, своего рода русский былинный Калин-царь. Легендарный характер носит и история основания Санном Казани, которая возникла в начале XV в.— в 1401—1402 гг., т. е. почти спустя сто пятьдесят лет со дня смерти Батыя (ум. 1255 г.) и гибели его сына Сартака (уб. 1256). Скорее всего, Казань была основана выходцами из Старой Казани, которая находилась выше «новой» Казани по реке Казанке в 50— 60 км и существовала с 1361 г.
|