Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Новороссийский филиалСтр 1 из 4Следующая ⇒
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Новороссийский филиал РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ» по направлению подготовки (специальности) 036401.65 Таможенное дело Квалификация (степень) «специалист» Новороссийск 2012 Писаревская М.А. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология». – Новороссийск: НФ МГЭИ, 2012. – 20 с.
Разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «Социология» Дёмина Г.И. – М.: МГЭИ, 2011. – 20 с. № 2149
Одобрено кафедрой общественных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Протокол заседания кафедры от 27 марта 2012 г. № 8. Для студентов Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института направления подготовки (специальности) 036401.65 Таможенное дело.
№
Одобрено решением Совета филиала протокол № 6 от 30 марта 2012 г.
© Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Социология» является дисциплиной первого цикла учебного плана по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» и преподается студентам во 2-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). Освоение социологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, истории, логики, политологии, правоведения и др. Социологическое знание может быть использовано в учебных курсах «Деловое общение», «Конфликтология», «Семейное право», «Трудовое право», «Правовое регулирование коммуникаций», «Общая и таможенная статистика», «Общий и таможенный менеджмент». Цель освоения дисциплины – познание общественных законов и закономерностей. Для этого необходимо: формировать прочные знания об обществе, его структуре и элементах, о поведении людей, социальных групп и общностей в обществе; усвоить и адекватно применять понятийный аппарат; изучить процессы и отношения, существующие в современном обществе; способствовать формированию знаний о своем месте в обществе и значении своей профессиональной деятельности; выработать способность применять социологические знания в профессиональной и личной жизни; повысить общекультурный уровень; показать роль человеческого фактора в развитии общественных процессов; научить адекватно реагировать на изменения, происходящее в обществе, на основе принципов креативного мышления; сформировать мировоззренческие установки, ценностные ориентиры и гуманистические цели будущих специалистов; научить основам проведения конкретных социологических исследований. Основные задачи курса: формирование социально ориентированного мышления и социологической культуры; освоение культуры мышления и культуры социального поведения, усвоение моральных норм и институциональных правил; умение использовать социологи- ческое знание для анализа конкретных ситуаций и прогнозирования возможного развития событий; обретение навыков научной работы и развитие на этой основе творческого мышления; формирование позитивных установок в отношениях с людьми; умение анализировать и оценивать явления и процессы современной общественной жизни. Программа курса состоит из 4 разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и семинарских занятий. По данной дисциплине практических занятий не предусмотрено. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: объект, предмет и метод социологии, культура, личность и общество, социальные институты, динамика современного общества. На семинарских занятиях рассматриваются наиболее важные разделы и сложные для понимания студентов темы, такие как: социология как наука, общество как целостная система, культура, личность и общество, социальные взаимодействия, социальные организации и социальные институты, социодинамика современного общества, социальная стратификация и социальная мобильность, мировая система и мировые процессы, проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала. Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких как: основные точки зрения на предмет социологии, различие понятий «общество» – «страна» – «государство», виды культуры, влияние культуры на социальные и экономические отношения, соотношение биологического и социального в человеке, особенности трудовой социализации, М. Вебер о видах социальных действий, социальная среда, Н. Эллиас, Э. Гидденс, П. Штомпка о развитии общества, модернизация как особая форма социальных изменений, основные теории расслоения общества, значение социальной мобильности в принятии управленческих решений, сущность и содержание основных мировых процессов, основные тенденции развития России. Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
|