![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историяпрактической пвдагогической психологии
В конце XIX века возникла и начала интенсивно развиваться педагогическая психология. Психология сближалась со школьной педагогикой под давлением потребностей общества. Американский психолог Стэнли Холл еще в 1891 году начал издавать журнал " Педагогический семинар" — первый журнал, посвященный проблемам педагогической и детской психологии. Во Франции проблемами школьной психологической службы в конце XIX века занимался Альфред Бине. Исследования в этой области он начал еще в 1894 году, а в 1897 году вышла его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В Германии исследованиями в области педагогической психологии активно занимался Э. Мейман, в России — А.П. Нечаев. В начале XX века была осознана необходимость работы психологов в педагогической сфере. Актуальным стало решение многих психологических проблем, связанных со школой, с обучением и развитием детей. В 1905 году Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. Альфред Бине основал педагогическую лабораторию. В этой лаборатории им была разработана методика изучения умственного развития ребенка, известная под названием шкала для измерения интеллекта - знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. Затем были открыты специальные школьные классы для таких детей. В начале XX века началась практическая психологическая работа в сфере образования. Первыми практическими психологами в сфере образования были педагоги. Однако постепенно стали вводиться должности практических пси-106 глава 8. психологическая работа в сфере образования хологов в разные типы учебных заведений. Наиболее давние традиции школьной психологии существовали в Англии, США, Франции, Швейцарии. В 1909 году открылась первая во Франции школьная психологическая служба. В 1913 году в Англии приступил к работе первый школьный психолог — Цирил Бэрт. В 1915 году в США, в штате Коннектикут начал работать первый американский школьный психолог — Гессель. В 1920 году в Швейцарии, в Берне открылся консультационный пункт по проблемам педагогической и детской психологии. В течение 10-15 лет психолого-педагогические службы возникли во многих странах. В американских школах в работе школьных психологов широко использовались тесты и прежде всего тесты на определение коэффициента умственной одаренности (IQ). Возникла и развивалась служба " гайденс" (служба " сопровождения"). С 1945 по 1960 год в практику специалистов-консультантов службы " гайденс" прочно вошли батареи тестов. Применение службой " гайденс" метода тестирования в качестве основного инструмента своей деятельности сделало ее механизмом отбора в американских школах (Дубровина, 1991, с.10). Развитие школьной психологической службы во Франции привело к тому, что в 1951 году Министерство образования впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ стал основой дискуссии на I (в 1952 году) и II (в 1954 году) Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге. На прошедшей в 1952 году под эгидой ЮНЕСКО конференций рассматривался вопрос о возможностях эффективного применения психологических знаний в школе. Здесь был обобщен практический опыт разных стран и сделаны попытки выявить наиболее эффективные пути функционирования школьной психологической службы. Если рамки, в которых действовали первые школьные психологи, были довольно узкими, то в 1950—60-е годы происходит расширение их обязанностей. Перед психологической службой в это время ставились следующие основные задачи: 1) помощь учителям в индивидуализации содержания и методов обучения; 2) помощь детям в выборе наиболее подходящих путей образования в школах (Кала, Раудик, 1986, с.10). Специфической задачей психологической службы школы было раннее выявление детей с существенными отклонениями в развитии, которых невозможно обучать в обычной школе из-за физических, умственных или аффективных сдвигов. Статистические данные показывали, что дети, которым требуется специальная помощь в виде особых программ обучения и воспитания, составляют 10% всех школьников (Кала, Раудик, 1986, с.11). Чем раньше эти дети будут выявлены, тем эффективнее будет оказываемая помощь. Школьные психологи должны были решать разные задачи в зависимости от возраста учащихся. В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста основной была задача содействия эмоциональному воспитанию детей, формированию их личности, обучению основным приемам умственной работы. Психологи должны были облегчить адаптацию при переходе детей в школу. В среднем школьном возрасте психологическая служба должна была выполнять две основные функции: 1) выявление детей, испытывающих трудности в общении, в отношениях; 2) изменение установок учителей, чтобы они уделяли больше внимания эмоциональным реакциям ученика на школьную жизнь (там же). Особенно важные задачи стояли перед школьными психологами в связи с выбором учащимися профессии. Однако к середине века ни в одной европейской стране психологическая служба в школе не была достаточно развитой, чтобы выполнять все вышеперечисленные задачи. В реальной практике школьный психолог порой оказывал лишь повседневную помощь учителю, то есть играл роль советчика, исправляющего и координирующего работу педагогов. Потребность в школьных психологах на протяжении 1950—60-х годов нарастала, прежде всего, вследствие значительного увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. В 60-х годах XX века в США была создана профессиональная организация школьных психологов. Большое значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе в 1973 году. На ней обсуждались роль школьной психологической службы и ее цели, этические и юридические основы ее деятельности, проблемы обучения и повышения профессиональной компетентности школьного психолога. В 1980-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP) (Дубровина, 1991, с.11). В дальнейшем в большинстве европейских стран были также созданы национальные организации, которые представляли интересы педагогических психологов. А, например, в Великобритании и Дании есть две ассоциации, одна из которых имеет профсоюзные обязанности, а другая является чисто профессиональной ассоциацией. 8.2. история отечественной психологической службы образования В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли также в начале XX века. Занимались этим специалисты в области педологии. Содержанием педологии как научной и практической сферы деятельности было комплексное изучение ребенка, объединение и использование разнообразных психологических, физиологических и социологических знаний в работе с детьми. В 1930-х годах педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей. Многие крупные ученые педагоги, педологи и психологи возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была ненадежна. Однако педологи-практики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что нередко вело к необоснованным выводам об умственном развитии детей, переводу в специальные школы. Педология резко критиковалась в печально известном Пос-тановлении ЦК ВКП(б) 1936 года " О педологических ] извращениях в системе наркомпросов" и была объявлена как вредная наука. В результате тенденциозного толкования постановления о педологии отрицалось все положи- I тельное, что было сделано отечественными учеными в области педологии. Это на многие годы затормозило развитие детской практической психологии. И только в конце 1960-х годов в нашей стране возобновился поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР начала первоначально создаваться в Эстонии под руководством Х.Й. Лийметса и ЮЛ. Сыэрда. Первый штатный школьный психолог начал работать в Эстонии в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 году. С 1975 года работает уже ряд психологов в специальных школах-интернатах для трудных подростков, а с 1980 года — в порядке эксперимента — в некоторых общеобразовательных школах (Кала, Раудик, 1986, с.7). С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Началось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психологов в школе. Журналом " Вопросы психологии" в 1983 году был организован " круглый стол": " Психологическая служба в школе". В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. На конференции были проанализированы эксперименты по созданию школьной психологической службы, которые проводились во многих городах и республиках, обсуждались организационные вопросы дальнейшего развития психологической службы в стране. В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция " Психологическая служба школы". В центре внимания участников секции были вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы (Практическая психология образования, 1997, с.17). Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981—1988) эксперимент по введению в школах Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне — Психологический институт РАО). На основе анализа результатов эксперимента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране. В 1988 году вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны. Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности. Практическая психология образования появилась в детских садах, детских домах, школах, гимназиях, лицеях, профессионально-технических училищах, колледжах, школах-интернатах. Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознавали полезность психологической службы. Это сформировало в обществе потребность в детских практических психологах. Поэтому в педагогических университетах и институтах была организована подготовка специалистов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличилось количество профессиональных объединений для повышения квалификации работающих практических психологов образования. В.июне 1994 года в Москве прошел I съезд практических психологов образования Российской Федерации. В октябре 1995 года в Перми состоялся П съезд психологов образования. Психологическая служба становилась необходимым элементом государственной службы образования. Съезды показали, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе (Практическая психология образования, 1997, с. 19). 8.3. организация психологической службы образования Школьные психологические службы существуют сей-' час во многих странах мира, однако они различаются по численности. В настоящее время соотношение количества психологов к количеству детей варьирует в значительной степени в разных европейских странах. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые педагогические психологи могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психологическом совете и поддержке, могли получить их немедленно, необходимо в значительной степени увеличить количество педагогических психологов. Без этого они будут продолжать работать в условиях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом. Школьная психологическая служба имеет в разных странах различную форму. Часто встречается такой вариант. Школьный психолог — учитель, получивший специальную подготовку, — обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность — консультация школьного персонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными службами, которые связаны с детьми или их родителями (Кала, Раудик, 1986, с.13). В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в " команде" из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные измерения, опросы, беседы, консультации (там же). Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает цзлую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно " проблемным" детям (там же). Существуют еще медицинские, психиатрические, медико-психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам. В некоторых странах (Бельгия, Голландия, Франция, Югославия) психологическая служба школы в первую очередь выполняет профориентационные задачи (Кала, Рау-дик, 1986, с.14). Психологическая служба школы в большинстве стран Центральной и Восточной Европы функционирует в форме районных и областных психолого-педагогических центров и консультаций. Эта служба — важная составная часть системы образования. В Чехословакии в 1980 году было разработано положение о консультациях по вопросам воспитания, которое вошло в Закон о школе. В Венгрии издана инструкция для консультаций по вопросам воспитания, утвержденная руководящими органами образования. Ь огромном большинстве европейских стран педагогические психологи принимаются на работу местными, муниципальными или провинциальными властями в лице отделов образования. В Испании педагогические психологи могут приниматься на работу местными властями или центральным правительством. В небольших странах, например, на Мальте и в Исландии, правительственный департамент образования является основным работодателем. Интересно посмотреть и на перспективы занятости педагогических психологов. Насколько будет востребована профессия психолога в образовании? Такие страны как Израиль, Великобритания и Исландия сообщают о том, что у них нет проблем с трудоустройством педагогических психологов, а во Франции ситуация улучшается. С другой стороны, в Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландах, на Мальте, в Испании и Швейцарии ситуация с трудоустройством плохая или очень неопределенная. Испания, Швейцария и Финляндия констатируют, что у них много безработных педагогических психологов. В некоторых странах Европы в ближайшие годы возможны изменения механизма трудоустройства школьных психологов. Педагогические психологи Швеции, Дании, Нидерландов и Исландии выражают озабоченность изменениями в школьной системе и децентрализацией власти, и тем влиянием, которое это может иметь на их работу. В Великобритании педагогических психологов беспокоят проблемы, вызываемые ограниченными ресурсами местных властей, что в свою очередь может ограничить сферу выполняемых психологами функций. В нашей стране психологическая служба в народном образовании представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев: 1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детском саду, школе, детском доме, школе-интернате, про-фесионально-техническом училище, техникуме); 2)психологический кабинет районного управления народного образования (или городское или областное управление народного образования); 3)центр психологической службы народного образования. Положение о психологической службе образования следующим образом определяет статус практического психолога. документ
|