Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К главе 22⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62
Культура Византии IV—XV вв. Источники Византийские легенды/ Изд. подгот. С.В. Полякова. Л., 1972. Византийский сатирический диалог/ Изд. подгот. С.В. Полякова и И.В. Фелен-ковская. Л., 1986. Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия X в. / Введ., пер. и коммент. Е.Э. Липшиц. М., 1960. Григорий Полома, св. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. Дигенис Акрит / Пер., статья и коммент. А.Я. Сыркина. М., 1994. Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ро-меев в I тысячелетии н. э. М., 1994. Никита Евгениан. Повесть о Дросиле и Харикле / Изд. подгот. Ф.А. Петровским. М., 1969. Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968. Памятники византийской литературы IX—XIV веков. М., 1969. Литература Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Алексидзе А.Д. Мир греческого рыцарского романа (XIII—XIV вв.). Тбилиси, 1979. Алексидзе А.Д. Византийская литература XI—XII вв. Тбилиси, 1989. Бибиков М.В. Византийская историческая проза. М., 1996. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977. Каждан А.П. Византийская культура (X—XII вв.). М., 1968. Каждая А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973. Культура Византии. IV — первая половина VII. М., 1984. Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. М., 1989. Культура Византии. XIII — первая половина XV в. М., 1991. Лазарев В.Н. История византийской живописи. 2-е изд. М., 1986. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV—XV веков. Л., 1986. Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV—XV вв. Л., 1976. Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989. Попова Т.В. Византийская народная литература. М., 1985. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1917. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1986. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891 (на облож.: 1892).
К главе 23 Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV—XV вв. Источники Боккаччо Д. Декамерон. М., 1987. Боккаччо Д. Фьямметта. Фьезоланские нимфы. М., 1968. Балла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. Итальянская новелла Возрождения. М., 1957. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сб. текстов. Саратов, 1984—1988. Ч. 1-П. Петрарка Ф. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. М., 1974. Петрарка Ф. Книга песен. М., 1963. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982. Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV века — первой половины XV века. Новосибирск, 1975. Саккети Ф. Новеллы. М., Л., 1962. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Сост., общ. ред., вступит, статья и коммент. Л.М. Брагиной. М., 1985. Эстетика Ренессанса. В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1981. Т. 1-Н. Литература Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Леон Баттиста Альберти / Отв. ред. В.Н. Лазарев. М., 1977. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. Боткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Боткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1991. Боткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. Боткин Л.М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. 1975. М., 1975. Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма в речах флорентийских магистратов XV в. / Средние века. М., 1984. Вып. 47. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. (Вторая половина XV в.). М., 1983. Брагина Л.М. Итальянские гуманисты XV в. о городской цивилизации // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб. 1904-1906. Т. 1—2. Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники. Пг., 1915—1919. Т. 1—2. Веселовский А.Н. Вилла Альберти. М., 1870. Возрождение: культура, образование, общественная мысль. Иваново, 1985. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Гл. 1 и 2. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1947—1961. Т. 1—2. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988. Девятайкина Н.И. Петрарка и политика: Историческая реальность и идеалы // Средние века. М., 1993. Вып. 56. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1963. Т. 1. Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. 2-е изд. М., 1925. Карелии М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. 2-е изд. СПб. 1914. Т. 1-1У. Культура Возрождения и общество. М., 1986. Культура Возрождения и средние века. М., 1993. Культура эпохи Возрождения. Л., 1986. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. В 3 т. М., 1956, 1959, 1979. Т. 1-3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. Природа в культуре Возрождения. М., 1992. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV в. М., 1977. Ревякина Н.В. Франческо Петрарка и формирование самосознания новой личности // Средние века. М., 1986. Вып. 49. Сказкин С.Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973. Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации // Вопросы истории. 1977. № 4. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. Хлодовский Р.И. «Декамерон». Поэтика и стиль. М., 1982. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974. Хоментовская А.И. Лоренцо Балла — великий итальянский гуманист. М., Л., 1964.
Оглавление
Глава 1. Сущность понятий «средние века» и «феодализм» (Н.А. Хачатурян).............................................................. 1 § 1. Содержание терминов «средние века» и «феодализм» в исторической науке................................................................................ 2 § 2. Характеристика феодализма............................................................. 6 § 3. Феодальный мир................................................................................ 10 § 4. Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе............... 16 § 5. Историческое место западноевропейского феодализма и цивилизационные особенности региона............................................. 19 Глава 2. Источники по истории средних веков V—XV вв. (С.П. Карпов, И.С. Филиппов)................... 21 РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Глава 3. Западная Европа на рубеже античности и средневековья (И.С. Филиппов).................................... 36 § 1. Кризис в Римской империи (III—V вв. н.э.)................................. 36 § 2. Разложение родоплеменного строя у древних германцев........... 49 § 3. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.................................................. 62 § 4. Генезис феодализма в Западной Европе....................................... 71 Глава 4. Развитие феодализма во Франкской державе (Е.В. Гутнова)................................................. 76 § 1. Франкское завоевание Галлии. Королевство Меровингов......... 76 § 2. Франкская держава Каролингов.................................................... 86 § 3. Складывание основ феодальных отношений в Каролингской державе........................................................................ 93 Глава 5. Византия в IV—XII вв (Г.Г. Литаврин)................................. 102 § 1. Византия в IV — первой половине VII в...................................... 102 § 2. Византия во второй половине VII—XII в.................................... 115 Глава 6. Западная Европа в конце раннего средневековья........................................................... 135 § 1. Основные черты феодального строя Западной Европы к концу XI в. (Е.В. Гутнова).................................. 135 § 2. Франция в 1Х-Х1 вв. (И.С. Филиппов),....................................... 140 § 3. Италия в VIII-X вв. (Л.М. Брагина)............................................. 144 § 4. Германия в IX — начале XI в. (М.А. Бойцов)............................. 148 § 5. Северная Европа в IX—XI вв. (А.Я. Гуревич)............................ 156 § 6. Англия до середины XI в. (Е.В. Гутнова).................................... 162 § 7. Испания в VIII — середине XI в. (С.Д. Червонов)................... 167 Глава 7. Церковь в раннее средневековье (Н.М. Богданова, Н.Ф. Усков)............................................................ 175
РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Глава 8. Возникновение и рост средневековых городов (А.А. Сванидзе).................................................................................... 193 Глава 9. Крестовые походы (С.П. Карпов).......................................... 216 Глава 10. Франция в Х1-ХУ вв. (Н.А. Хачатурян)............................. 230 § 1. Франция в Х1-ХШ вв..................................................................... 230 § 2. Франция в ХГУ-ХУ вв................................................................... 242 Глава 11. Англия в Х1-ХУ вв. (Е.В. Гутнова)..................................... 265 § 1. Англия в Х1-ХП вв......................................................................... 265 § 2. Англия в XIII в................................................................................ 273 § 3. Англия в Х1У-ХУ вв...................................................................... 282 Глава 12. Германия в Х1-ХУ вв.......................................................... 294 § 1. Германия в XI—XIII вв. (М.А. Бойцов)...................................... 294 § 2. Германия в ХГ-ХУ вв. (В.М. Володарский).............................. 309 Глава 13. Италия в Х1-ХУ вв.............................................................. 321 § 1. Италия в Х1-ХН вв. (Л.М. Брагина)........................................... 321 § 2. Италия в ХШ-ХУ вв. (Л.М. Брагина, С.П. Карпов).................. 330 Глава 14. Страны Пиренейского полуострова в Х1-ХУ вв. (С.Д. Червонов).............................................................. 356 § 1. Пиренейский полуостров-в-Х1— XIII вв.................................. 356 § 2. Испания и Португалия в XIV-XV вв.......................................... 363 Глава 15. Скандинавские страны в XII—XV вв. (А.Я. Гуревич).................................................................................... 367 Глава 16. Венгерское королевство в X—XV вв. (Т.П. Гусарова)................................................................................... 376 Глава 17. Валахия и Молдавия до конца XV в. (Л.Е. Семенова)................................................................................... 391 Глава 18. Византия в ХШ-ХУ вв. (С.П. Карпов)............................. 402 Глава 19. Производительные силы общества Западной Европы в У-ХУвв. (А.А. Сванидзе)................................. 413 Глава 20. Церковь в Х1-ХУ вв. (Н.Ф. Усков).................................. 428 Глава 21. Средневековая культура Западной Европы V—XV вв. (В.И. Уколова)................................. 443 Глава 22. Культура Византии 1У-ХУ вв. (Г.Г. Литаврин)............... 470 Глава 23. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии Х1У-ХУ вв. (Л.М. Брагина).............................................. 484 Хронологическая таблица (С.В. Близнюк)....................................... 500 Библиография (И. С. Филиппов, М.А. Бойцов)............................... 507
[1] Отсюда и название науки, изучающей историю средних веков, - медиевистика.
[2] В характеристике стадиального развития авторы учебника употребили понятие «общественная система» вместо понятия «формация», неразрывно связанного с марксизмом. Заменой термина авторы стремились подчеркнуть, что в данной в учебнике оценке феодализма делается попытка синтезировать всю совокупность знаний, какими располагает историческая наука в конце XX в., и отразить, таким образом, новый уровень понимания этого общественного устройства. Необходимо вместе с тем отметить, что именно советской медиевистике принадлежит наиболее полная теоретическая разработка вопроса о феодальном способе производства и феодальной собственности. [3] Интерес к ним в нашей науке имеет давние традиции: А.И. Неусыхин в 60-е годы положил начало представлению о «дофеодальном периоде» как некоем особом феномене.
[4] В «Песне о Роланде» христиане – баски – превратились в мусульман – арабов. [5] Автохтонное, докельтское население Пиренейского полуострова [6] В литературе принято называть государства на западе христианской Испании Астуро-Леонским (VIII—XI вв.) и Леоно-Кастильским (XI—XIII вв.) королевствами. [7] Своеобразной корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность.
[8] В исторической литературе существует версия, согласно которой Жанна являлась внебрачной дочерью королевы Изабеллы Баварской, жены Карла VI, и умерла только в 1449 г., счастливо избежав казни. Эта версия, отвергая образ «пастушки», спасшей Францию и короля, не отвергает, тем не менее, значения личного подвига Жанны, ставшей народной героиней и в этом качестве сыгравшей значительную роль в освободительной войне.
[9] Название это было связано с системой подсчета денежных сумм. Столы в палате были разделены продольными линиями на несколько полос, по которым в определенном порядке раскладывались и передвигались столбики монет, что напоминало игру в шахматы.
[10] Божий суд» — древняя форма судебного процесса, распространенная у германских народов еще до варварских вторжений. Виновность обвиняемого в уголовных делах определялась с помощью «ордалии» — испытания водой, каленым железом, кипятком и т.п. В имущественных, в частности земельных, тяжбах решение зависело от результатов «судебного поединка» между тяжущимися.
[11] 1 Согласно христианскому вероучению, «пресуществление» — это превращение хлеба и вина «в тело и кровь» Иисуса Христа, совершающееся во время шинства причащения и составляющее сущность этого таинства.
[12] От латинского concilium— «совет». Так назывались не только сельские и городские общины, но и органы власти в этих общинах.
[13] Совр. Кошице. [14] Совр. Левоча. [15] 3Совр. Братислава [16] Все эти цифры, конечно, условны, так как основаны на сопоставлении косвенных данных: ведь статистика населения тогда не велась.
[17] Эти древнейшие книги называются инкунабулами [18] Подробно о гусизме см. в курсе истории южных и западных славян.
[19] Более подробные сведения см. в библиографических указателях литературы: История средних веков. М., 1968. Т. 1 (1918-1957); М., 1984. Т. 2. Ч. I (1958-1967); М., 1984. Т. 2. Ч. II (1958-1967). За 1968-1992 гг. -в сб.: Средние века. М., 1971, 1973, 1975-1978, 1980-1995. Вып. 34, 36, 37, 39-58. За 1992-1994 гг. -Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1993 1995 1996. Вып. 3/4, 6, 7.
|