Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические воззрения Альгазена
Ибн Аль-Хайсам, или Альгазен (965-1038) - арабский ученый, создатель психофизиологического учения о зрении. В своем труде " Оптика" Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяя их в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия. Предметом его исследования были многие феномены зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое. Впервые он ставит вопрос о длительности психических актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа и субъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервам.
Таким образом, прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы античные интеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она привнесла новые антропологические идеи, наносящие серьезный удар по идеологии феодального общества. Работы арабоязычных мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного познания.
Словарь терминов
- Аверроизм
- Перипатетики
- Пневма
- Суфизм
- Фатализм
Вопросы для самопроверки
- Какие подходы в понимании человека формируются в арабоязычной культуре?
- Проанализируйте основные постулаты учений арабских мыслителей
- Какие идеи лежали в основании учения Ибн Сины?
- Охарактеризуйте основные психологические идеи Ибн Сины
- Как решал Ибн Рушд проблему " активного" и " пассивного" ума?
- Кто из арабских мыслителей специально занимался проблемой зрительного восприятия?
Темы курсовых работ и рефератов
- Причины расцвета аристотелизма на рабском Востоке
- Восточный перипатетизм как философско-психологическое учение
- Аль Фараби как " второй Аристотель" - жизнь и творчество
- Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии
- Биография и психологическое наследие Ибн Сины
- Ибн Рушд как основоположник аверроизма
- Вклад в развитие психологического знания Ибн Аль-Хайсама
Список литературы
- Аль Фараби. Существо вопроса // Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969.
- Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.
- Ибн Габирол. Жемчужная россыпь // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
- Ибн Габирол. Человек и его судьба // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
- Ибн Рушд // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.
- Ибн Сина. Избранное. М,. 1980.
- Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
- Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ч.1. М., 1994.
- Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
- Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / Пер. с франц. Киев, 1903.
- Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.
- Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М. 1985.
- Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
- Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., 1969.
- Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.
|