![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Область применения и преимущества бурения с КГК
Комплексы КГК успешно применяются для бурения скважин диаметрами 76, 84 и 93 мм на глубины 100—300 м в породах II—IV с пропластками V—VII категорий по буримости при поисках и разведке месторождений бурового и каменного угля, бокситов, глин (огнеупорные, бентонитовые, керамзитовые и другие), строительных материалов, полиметаллов, меди, марганца, золота, редких и других полезных ископаемых; глубинной литогеохимической съемке; геологическом картировании; гидрогеологической и инженерно-геологической съемке, сейсморазведке и др. Неблагоприятны для бурения геологические разрезы, насыщенные волунно-галечниковыми отложения или пропластки пород VIII—IX категорий по буримости, а также с мощными (более 15 м) зонами обводненных песков. Главное преимущество бурения с гидротранспортом керна — непрерывность технологического цикла от забуривания до завершения скважины (обычно одна скважина бурится за один рейс). Очень высокая механическая скорость бурения (в отдельных случаях в 10—15 раз выше скорости при других способах колонкового бурения), резкое сокращение затрат на СПО, исключение операций по извлечению керна из колонковой трубы и крепления скважины обсадными трубами позволили достичь высокой производительности (около 5500 м/ст.-мес) в среднем по стране, а рекордная составила 21, 5 тыс. м/ст.-мес. Резко сокращается расход промывочной жидкости по сравнению с обычным бурением, так как потери ее практически отсутствуют в любых породах геологического разреза; очень низкая аварийность бурения, потому что процесс углубки происходит при высокой механической скорости без подъемов инструмента из скважины, а потери промывочной жидкости в околоствольное пространство отсутствуют^ Важное преимущество бурения с гидротранспортом керна — полный выход (100%) керно-шламового материала. Применение воды и полимерных растворов обеспечивает получение незагрязненного керна, что повышает его качество и достоверность анализов. При этом обеспечивается также любая точность привязки образца к глубине за счет прекращения углубки скважины на время полного выноса керна с определенного интервала. Наибольший эффект достигается при непрерывности процесса бурения до проектной глубины без подъема снаряда. При вынужденных перерывах в работе бурильную колонну целесообразно оставлять в скважине во избежание обрушения 'неустойчивых пород. Даже в сложных разрезах (пески, гравийно-галечниковые отложения) снаряд длиной 40—50 м можно оставлять в скважине на 10—14 ч. Кроме того, значительно снижается искривление скважин в связи с малыми зазорами между стенками скважины и бурильной колонной. В конечном итоге стоимость бурения значительно ниже по сравнению с другими способами колонкового бурения. Технологический инструмент Двойная бурильная труба ТБДС-73 (рис. 13.5) для КГК-ЮО состоит из наружной стальной трубы 1 и внутренней легкосплавной трубы 5, расположенных концентрически. Наружные толстостенные трубы снабжены муфтами 2 и ниппелями 6, соединяющимися при свинчивании бурильной колонны специальной слабоконической трапецеидальной резьбой СПК-73 (шаг 6 мм, конусность I: 16). Внутренние тонкостенные легкосплавные трубы сопрягаются при этом телескопически (штуцер 7 заходит в наконечник 3) с уплотнением зазора круглыми резиновыми кольцами 8. Концентрическое соединение внутренней и наружной труб осуществляется с помощью цангового кольца 4У размещенного в расточке муфты 2, и ребер-центраторов 9, приваренных к наконечнику 3 внутренней трубы. Такое конструктивное исполнение ограничивает перемещение внутренних труб относительно наружных (не более 2 мм), что предотвращает их перегрузку от осевых усилий. Цанговые кольца при повышенных скручивающих нагрузках могут проворачиваться в расточке муфты, что предохраняет внутренние трубы от поломок при передаче крутящего момента. Телескопическое соединение внутренних труб позволяет избежать разгерметизации в процессе бурения. \ Двойная бурильная труба ТБДЛ-75 для КГК-300 выполнена из алюминиевого сплава, а соединения — из стали 40Х, конструктивно подобна ТБДС-73. Соединяются трубы в колонну также резьбой СПК-73. Контрольные вопросы: 1. В чем сущность колонкового бурения? 2. Какие различают виды колонкового бурения в зависимости от твердости пород? 3. Что такое «колонковый набор»?
|