Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Информационная система управления персоналомСтр 1 из 12Следующая ⇒
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Учебные вопросы: 1. Информационная система управления персоналом. 2. Структура информационных систем. 3. Эволюция информационных систем и их классификация Вопрос 1. Информационная система управления персоналом При переходе от “индустриального общества” к “информационному обществу” огромную роль начинают играть информационные системы, которые обеспечивают сбор, накопление, переработку и передачу информации. Рассмотрим понятие информационной системы и ее основные функции. В научно-технической литературе часто используются термины «система», «система управления», «информационные системы». Слово «система» имеет греческое происхождение и означает целое, составленное из множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность или единство. Понятие система имеет широкую область применения. Под системой понимается совокупность элементов, связанных между собой и с внешней средой, функционирование которых направлено на получение конкретного результата. Системойбудем называть любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Любая система характеризуется следующими основными свойствами: 1) сложностью; 2) делимостью; 3) целостностью; 4) структурированностью. Сложность системы зависит от многообразия входящих в систему элементов, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности. Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенным признакам, отвечающим конкретным целям и задачам. Целостность системы означает, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели. Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы по уровням иерархии. Перейдем к информационной системе и рассмотрим её применительно к управлению персоналом. Информационная система - это взаимосвязанная совокупность технических средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели при решении различных задач из любой области человеческой деятельности. Современная информационная система базируется на использовании компьютерной информационной технологии, в которой основными техническими средствами переработки информации являются персональные компьютеры (ПК) и телекоммуникации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Однакоинформационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями. Основные процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, включают: 1. Ввод информации из внешних или внутренних источников. 2. Обработку входной информации и представление ее в удобном виде. 3. Вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему. 4. Обратную связь — это информация, переработанная управляющим органом для коррекции входной информации. Рис.2. Процессы в информационной системе
Отметим, что информационная система способствует: 1) освобождению работников от рутинной работы за счет автоматизации обработки информации; 2) замене бумажных носителей информации на электронные, что существенно снижает объем документов на бумаге; 3) получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет получения своевременной, достоверной, систематизированной и полной информации. Понятие информационной системы тесно связано с понятием управления системой. Управление системой — это важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой системы. Управление системой трактуется как изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели. Основными компонентами системы управления служат: 1) орган или аппарат управления – это управляющая подсистема; 2) объект управления – это управляемая подсистема. Орган управления осуществляет принятие управленческих решений и выработку целенаправленных управляющих воздействий на объект управления. Управляющие воздействия вырабатываются на основе сбора, передачи и переработки исходного информационногопотока, идущего от объекта управления и определяющего его состояние. Управляющее воздействие представляет собой управляющий информационный поток, идущий от органа управления к объекту управления с целью корректировки состояния последнего. Таким образом, управление связано с обменом информацией между компонентами системы управления с тем, чтобы постоянно получать информацию о состоянии системы и обеспечивать принятие и выполнение управленческих решений. Следовательно, любое управление должно иметь свою информационную систему, которая обеспечивает информационное обслуживание органа управления и реализует обмен информацией между его структурными элементами. Информационная система управления может быть представлена централизованной системой с единым вычислительным центром и мощной ЭВМ или децентрализованной системой в виде распределенной компьютерной сети, структуры которых будут рассмотрены в дальнейшем. На схеме рис. 3 отображена модель управления с централизованной информационной системой управления, которую назовем информационным контуром управления. Внешние и внутренние возмущения(серые стрелки на схеме) изменяют состояния объекта управления. Исходная информацияпоказателей состояния объекта управления передаётся поканалам связи непосредственно в вычислительном центре на ЭВМ, где перерабатывается и подготавливается выходная информация для принятия решения. Переработаннаявыходная информация с ЭВМ поступает в орган управления одновременно с нормативными или плановыми показателями состояния объекта управления. Исходная информация совместно с переработанной выходной информацией образуют исходный информационный поток, который поступает от объекта управления к органу управления (темные стрелки на схеме). В органе управления показатели текущего состояния объекта управления сопоставляются с плановыми или нормативными показателями его состояния и принимается решение по его управлению. Принятое решение в виде управляющего информационного потока (светло-серые стрелки на схеме) реализуется либо непосредственно через ЭВМ, либо через специальный орган контроля и исполнения.
Рис. 3. Информационный контур управления
На основе вышесказанного можно сказать, что информационная система управления - это совокупность технических средств, методов и персонала по сбору, хранению, передаче и переработке информационных потоков между компонентами управления для выработки и реализации управленческих решений. Основной функцией информационной системы управления является обеспечение органа управления своевременной, достоверной и полной информацией для подготовки управленческих решений. Рассмотрим систему управления применительно к управлению персоналом воинского подразделения. В воинском подразделении органом управления является командир, а объектом управления служит личный состав (персонал) подразделения. Органом контроля и исполнения могут служить управленческие службы. Информационная система управления персоналом воинского подразделения является системой информационного обслуживания командира и работников управленческих служб. Информационная система управления персоналом должна своевременно, достоверно и полно предоставлять органу управления информационное и математическое обеспечение, выполняя: 1. Сбор, хранение и выдача справочной информации, как военной, так и гражданской. 2. Решение военно-технических, оперативно-тактических и военно-экономических задач. 3. Математическую обработку данных при проведении полигонных испытаний, результатов разведки и пр. с целью их обобщения и повышения достоверности. 4. Моделирование процессов и явлений, таких, как боевых действий и учений, с целью их изучения и прогнозирования результатов. 5. Применение в учебном процессе (планирование занятий, учет успеваемости, в обучении и контроле знаний курсантов) и другие действия. Внедрение в военное дело информационной системы управления персоналом, в основе которой лежат компьютерная информационная технология и телекоммуникации, позволяет: 1) автоматизировать управление войсками; 2) повысить качество управления (устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытность управления войсками); 3) эффективно совершенствовать боевые возможности личного состава и техники при решении задач как в мирное, так и в военное время.
|