Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип природосообразности – теоретико-методологическая основа педагогического учения Я.А.Коменского. Возрастная периодизация и система школ
Я.А. Коменский, по-новому определив роль, цель, задачи воспитания, размышляет над способами их осуществления, о том, на какие законы следует опираться, чтобы обучение и воспитание были эффективными. Согласно научным традициям того времени и философскому пониманию Я.А. Коменским человека как микрокосма, он обращается к природе и ее законам. Идея природосообразности была не нова в педагогической мысли, ей уделяли внимание Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан и другие ученые. И только Я.А. Коменский, опираясь на философию и обобщив практический опыт воспитания, разрабатывает вопрос о природосообразности как принципе воспитания и образования. Логика его рассуждений такова: человек – часть природы, природа в своем развитии подчиняется определенным законам, следовательно, и человек как ее часть развивается по законам природы. Поэтому, чтобы развить ребенка, воспитание должно опираться на законы природы, т.е. быть природосообразным. Какие законы природы, на которые необходимо опираться в воспитании, имел в виду Я.А. Коменский? Он пишет о всеобщих универсальных законах, называя их основоположениями (их в «Великой дидактике» 27), например: «Природа тщательно приспосабливается к удобному времени. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно. Природа все производит из корня и более ниоткуда». Проявление каждого из законов природы Я.А.Коменский подтверждает примерами из жизни птицы, примерами из деятельности человека (художника, садовника, архитектора), подводя читателя к выводу о том, что все в мире подчиняется данному закону. Затем педагог анализирует постановку дела воспитания в средневековых школах и показывает, что эти законы нарушаются. Более того, школьный порядок противоречит всеобщим законам, всеобщему порядку, поэтому школы «до сих пор являются настоящими лабиринтами», «застенками для умов», бесконечно извращающими природные дарования детей. В ходе логических рассуждений, опираясь на универсальные законы природы, Я.А. Коменский выводит всеобщие законы обучения и воспитания (например, учет возрастных особенностей развития ребенка; развивать ум ранее языка; при изучении какого-либо предмета умы учеников должны быть к этому подготовлены). Складывается впечатление, что ученый устанавливает закономерности воспитания по аналогии с законами внешней по отношению к человеку природы. Однако это представление ошибочно. Частое обращение к конкретным примерам из области природы являлось приемом аргументации, принятым в науке того времени. Ученые эпохи Возрождения XVI – XVII вв. в своих исследованиях вскрыли ряд законов природы и свои открытия аргументировали не выдержками из религиозных текстов, а ссылками на природу. Я.А. Коменский пришел к мысли о том, что должны существовать общие закономерности, которым подчинена и жизнь природы, и деятельность человека, и его воспитание, которые и пытался установить, чтобы дать философское обоснование педагогическим обобщениям. В действительности же в основе идеи природосообразности у Я.А. Коменского – взгляд на природу человека, а не на природу, внешнюю к человеку. Свои глубокие выводы в области педагогики он сделал не на основе наблюдений за жизнью растений и животных, а на основе обобщений педагогического опыта, воспитательно-образовательной практики. Призывая воспитание сделать природосообразным, Я.А. Коменский пишет о необходимости опираться на индивидуальные законы природы ребенка. Он указывает на природные различия, которые присущи детям от рождения, на то, что есть дети тупые и есть даровитые, и это необходимо принимать во внимание в обучении и воспитании. Обобщив богатый педагогический опыт, Я.А. Коменский разработал типологию детей (шесть «способностей»), в основу которой положил остроту ума, любознательность и послушание. Классификация автора не является научной, однако, многие психологические особенности, качества детей им подмечены верно. Придерживаясь мысли, что учитель есть помощник, слуга природы, а не ее владыка, «ее образователь, а не преобразователь», для каждой из групп детей Я.А. Коменский разработал рекомендации по индивидуальному подходу, которые имели большую практическую значимость и остаются актуальными на сегодняшний день. Таким образом, природосообразное воспитание по Я.А. Коменскому – это воспитание, опирающееся на всеобщие и индивидуальные законы развития природы ребенка. Принцип природосообразности является теоретико-методологической основой педагогического учения Я.А. Коменского, он был положен в основу решения всех педагогических проблем. Принцип природосообразности и общая концепция гуманной школы явились основой для разработки Я.А. Коменским новой системы образования. Познание человеком всеобщей мудрости (пансофии) происходит в течение всей его жизни. Этот процесс универсального всеобщего образования Я.А. Коменский описал в «Панпедии», четвертой части работы «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Педагог утверждает: «Весь мир – школа». Эта огромная школа, по его мнению, распадается на 7 «школ». Первая – школа рождения, т.е. подготовка к супружеству, здоровый образ жизни родителей, забота о будущем потомстве, благоразумное поведение матери во время беременности (пренатальный этап). Вторая – школа младенчества и раннего детства (дошкольное воспитание). Третья – школа детства (начальное школьное обучение, «школа родного языка»). Четвертая – подростковая школа (ступень гимназического образования). Школа молодости (пятая школа) охватывает полноту мудрости, добродетели, пансофии, период избрания дела жизни. Шестая - школа жизненной практики, она распространяется на всю деятельность человека, ее цель – деяния мудрости, добра, любви. Седьмая – школа старости, углубления мудрости, достойного завершения жизни, она учит благоразумно проводить остаток дней и правильно уходить из жизни. Все эти школы учат человека достойно жить и умирать, приводят к совершенству несовершенное общество. Основы личности, жизненной судьбы человека закладываются в детстве. Я.А. Коменский постоянно подчеркивает пластичность, податливость, восприимчивость природы ребенка, сравнивая детский возраст с мягким воском, с молодым деревцем. На этом представлении о гибкости и восприимчивости физических органов, способности прочно и надолго усваивать приобретаемые знания, умения и навыки («ум быстр, а память крепка»), о деятельной природе юного существа Я.А. Коменский строит свою педагогическую систему. В его педагогическом учении рассмотрены вопросы детской психологии. Ученый настаивает на том, что процессы обучения и воспитания должны быть направлены не только на приобретение знаний, но и на развитие психофизических функций ребенка: органов чувств, памяти, речи, эмоций, воли, мышления, деятельности. Опираясь на принцип природосообразности, Я.А. Коменский разработал возрастную периодизацию, разделив наиболее благоприятный период для развития и учения человека (от рождения до 24 лет) на 4 возрастных этапа (по 6 лет каждый), подчеркнув психологическое и физическое своеобразие каждого из них. Каждому возрастному периоду развития соответствует свой тип школы. 1. От рождения до 6 лет – период детства, который характеризуется физическим ростом ребенка и развитием органов чувств. В этот период ребенок получает образование в материнской школе, т.е. в семье, где воспитание осуществляется главным образом под руководством матери. Основные вопросы дошкольного воспитания Я.А. Коменский раскрыл в специальной работе, руководстве для матерей – в «Материнской школе». Это было первое сочинение по семейному воспитанию, содержащее стройную систему идей, которое было создано на основе обобщения опыта семейного воспитания в общине «Чешских братьев» и переосмысления педагогических идей предшественников. Считая материнскую школу фундаментом системы образования, главное ее назначение Я.А. Коменский видел в защите ребенка от вредных влияний, в создании прочной основы для всего последующего обучения и воспитания. В своей работе ученый подчеркивает самоценность детства, то, что дети являются бесценным благом для родителей, «должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни». И на родителях лежит обязанность по их воспитанию, которое нельзя пускать на самотек, оно должно быть организованным и целенаправленным. Не случайно Я.А. Коменский называет заботу матери о ребенке школой. Ученый протестует против неумеренных требований к детям, излишней строгости и суровости в обращении с ними, побоев. «Чтобы родившийся человек учился действовать по-человечески, с ним надо обращаться по-человечески». Правильное воспитание в семье возможно только при условии любви, внимания, уважения к личности ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, а это требует от родителей «усиленного труда» и специальных знаний. Заслуга Я.А. Коменского в том, что он разработал содержание, вопросы организации и методы воспитания ребенка в семье. Средневековому воспитанию, основанному на унижении, страхе, телесных наказаниях, великий педагог противопоставил учение, пронизанное любовью и верой в ребенка. Физическое здоровье, нравственные качества ребенка, по мнению Я.А. Коменского, складываются до появления малыша на свет. Ученый заложил основы пренатальной (до рождения) педагогики, разработав рекомендации о том, как должны подготовиться родители к зачатию ребенка, как мать должна заботиться о себе, чтобы не навредить будущему малышу. Эти наставления включают в себя не только вопросы, касающиеся здоровья женщины, но и ее духовного, эмоционального состояния. Подробные указания Я.А. Коменский дал о физическом воспитании после рождения ребенка (вскармливание, режим, гигиена, лечение, игры, благоприятная психологическая атмосфера в семье), многие из которых не потеряли своей актуальности и в наши дни. Большое внимание Я.А. Коменский уделил вопросам умственного воспитания детей дошкольного возраста. В этот период мать должна дать ребенку элементарные знания из всех областей, которые составят основу будущего научного образования, для этого Я.А. Коменский предлагает широкую программу. Исходя из идеи всестороннего гармоничного развития ребенка с самого раннего возраста, он ставил перед матерью триединую задачу: учить знать, действовать, говорить. Опираясь на принцип природосообразности, педагог требовал учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Я.А. Коменский установил важную закономерность - единства умственного и сенсорного развития ребенка, дал рекомендации родителям по развитию органов чувств детей. Великий педагог в «Материнской школе» не только определил основные области знаний и круг простейших представлений из них, но и разработал проблемы методики обучения и развития речи детей дошкольного возраста. Я.А. Коменский вскрыл педагогическую закономерность – развитие интеллекта в деятельности, опираясь на которую дал конкретные методические рекомендации, уделяя большое внимание игре. Обобщение практического опыта привело Я.А. Коменского к установлению еще одной закономерной связи: единства развития речи и мышления. Вопросам методики развития речи ребенка он посвятил специальную главу в своем труде. Среди целого ряда ценных методических указаний особо значимыми являются два: дети должны познавать вещи, запоминать слова, их обозначающие, развивать ум и речь одновременно через наблюдение конкретных предметов (наглядность); развитие речи ребенка должно происходить на родном языке. Элементарные знания, которые ребенок получает в материнском школе, по убеждению Я.А. Коменского, должны носить нравственную направленность, закладывать основы нравственного сознания. В программе дошкольного воспитания определены нравственные качества (в перечень их включены и религиозные), которые создадут основу для формирования в человеке человечности. Общечеловеческие качества (справедливость, гуманность, правдивость, мужество, умеренность и др.) составляют ядро личности. Я.А.Коменский дал подробные рекомендации, касающиеся методики и методов нравственного воспитания детей. В тесной связи с проблемами воспитания нравственности ученый рассматривал вопросы трудового воспитания, много внимания уделял воспитанию трудолюбия, подготовке ребенка к полезной жизни, призывал приучать детей с раннего возраста к постоянным занятиям и труду, разработал программу и методы трудового воспитания. Особый интерес представляют идеи Я.А. Коменского о проблемах диагностики готовности ребенка к школе и требованиях к родителям по подготовке ребенка к обучению. Многие мысли ученого по данному вопросу звучат актуально и в наше время. Все задачи воспитания, которые необходимо осуществить в период детства, Я.А. Коменский решает в единстве и взаимосвязи. Подробный анализ «Материнской школы» позволяет сделать вывод о том, что учение Я.А. Коменского о задачах, содержании, методах воспитания детей дошкольного возраста представляют собой стройную педагогическую теорию. Я.А. Коменским были вскрыты закономерности дошкольного воспитания, с научных позиций рассмотрены не только педагогические, но и психологические проблемы детства, многие из которых выдержали испытание временем и сохранили теоретическое и практическое значение для современной дошкольной педагогики. Поэтому совершенно справедливо Я.А. Коменского считают основоположником и научной дошкольной педагогики. 2. Второй этап, выделенный Я.А. Коменским в развитии ребенка, - от 6 до 12 лет. Это период отрочества, когда главное внимание уделяется развитию памяти, воображения, речи, руки «как исполнительному органу». В школьной системе обучения ему соответствует школа родного языка (или элементарная школа), где учатся все дети без исключения обоего пола и которая должна существовать в каждом селении. Во времена Я.А. Коменского обучение даже в начальной школе велось на непонятном для детей латинском языке. Называя элементарный этап школой родного языка, ученый подчеркивает, что обучение в ней ведется только на родном языке и носит реальный (практически направленный) характер. Я.А. Коменский определил перечень учебных предметов и объем знаний, которые дети должны получить в школе родного языка. Программа обучения в этой школе в течение 6 лет должна обеспечить детям знание всего, что будет им необходимо в жизни. На этом этапе происходит расширение и углубление знаний, которые ребенок получил в материнской школе. Я.А. Коменский значительно расширил содержание учебных предметов и придал им жизненную, практическую направленность. Школа родного языка делится на 6 классов, каждый из которых имеет свою особую задачу и собственный учебник. Все обучение в начальной школе должно быть приспособлено «к детским способностям, которые по своей природе склонны к приятному, шутливому и игривому и не расположены к серьезному и суровому». «Везде нужно полезное соединять с приятным», чтобы учащиеся усваивали «легко и с удовольствием серьезное, что некогда должно принести существенную пользу». Учение Я.А. Коменского о школе родного языка базировалось на принципах демократизма (в школе должны учиться все – девочки и мальчики, богатые и бедные), гуманизма, народности (обучение должно вестись на родном языке, дети должны знать историю и культуру своей страны), носило прогрессивный характер. 3. Период развития ребенка с 12 до 18 лет Я.А. Коменский называет юностью. Ему соответствует третья ступень в общей системе образования – латинская школа или гимназия. Эта школа предназначена для тех, кто проявил способности и желает заниматься наукой. Она должна быть организована в каждом крупном городе. Этот период наиболее благоприятен для развития мышления ребенка. Целью латинской школы Я.А. Коменский считает «вместе с четырьмя языками (родным, латинским, греческим, древнееврейским) исчерпать всю энциклопедию наук». Программа обучения в средней школе преемственно связана с содержанием образования в школе родного языка. По замыслу Я.А. Коменского по окончании 6-летнего курса юноши должны получить «твердые основания для приобретения совершенной учености в какой-либо области в будущем», поэтому намеченная им программа очень обширна. С учетом достижений современной ему науки Я.А. Коменский изменил содержание традиционных «7 свободных искусств», расширил круг учебных предметов, определил логическую последовательность распределения учебного материала по классам (их шесть), задачи и содержание обучения в каждом классе. Несомненной заслугой ученого является то, что изучение каждого предмета он предлагает начинать с его истории, что придает знаниям учащихся глубину, фундаментальный, научный характер. Согласно научным традициям того времени Я.А. Коменский на первый план в процессе обучения выдвигает физику, понимая ее философский характер и методологические функции. 4. Последней ступенью обучения по проекту Я.А. Коменского является академия, в которой обучаются юноши от 18 до 24 лет, проявившие незаурядные способности. Этот этап ученый называет «периодом зрелости» или возмужалости и считает его благоприятным для развития того, «что относится к области воли, … способностей, которые научат сохранять гармонию». Целью этого учебного заведения является «завершение и дополнение всех наук и всех высших предметов образования». Из академии выходят «ученые и будущие руководители других», такая школа должна быть в каждом государстве. В академии Я.А.Коменский предусматривает 3 традиционных для того времени факультета: богословский, юридический, медицинский, на каждом из которых даровитые юноши получат всестороннее образование в области своей специальности. Ведущими методами должны быть самостоятельная работа студентов с первоисточниками и совместное обсуждение научных проблем. Заключительным этапом образования, по мнению Я.А. Коменского, должно стать путешествие, которое придаст завершенность научным знаниям.
|