Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную прочность
Расчет прочности контактирующих поверхностей зубьев основан на ограничении наибольших нормальных напряжений. При выводе формул приняты следующие допущения: зубья рассматривают как два находящихся в контакте цилиндра с параллельными образующими (радиусы этих цилиндров принимают равными радиусам кривизны профилей зубьев в полюсе зацепления); нагрузку считают равномерно распределенной по длине зуба; контактирующие профили предполагают неразделенными масляной пленкой. На основании этих допущений к расчету зубчатых колес можно применить результаты исследований на контактную прочность цилиндрических роликов. Наибольшие нормальные контактные напряжения возникают в точках, лежащих на очень малой глубине под линией контакта по формуле Герца—Беляева: (16) где — расчетная удельная нормальная нагрузка; — приведенный модуль упругости материалов зубьев; — приведенный радиус кривизны профилей зубьев шестерни и колеса; — коэффициент Пуассона. Для прямозубых колес без учета коэффициентов нагрузки , (17) где — нормальная сила, действующая на зуб (см. рис. 35); — окружная сила; — суммарная длина контактной линии (для прямозубых передач — ширина венца, так как ; здесь — коэффициент, учитывающий непостоянство суммарной длины контактной линии); — коэффициент перекрытия. Для учета неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, а также для учета динамических нагрузок вследствие погрешности изготовления и деформации деталей передачи вводят коэффициент нагрузки (см. табл. 6-7). Отсюда (18) Приведенный модуль упругости , где и — модули упругости материалов шестерни и колеса. Зубья рассматриваются как цилиндры длиной (ширина зубчатого колеса) и радиусов и , где Приведенный радиус кривизны зубьев в полюсе
Здесь знак «плюс» для внешнего зацепления, знак «минус» — для внутреннего зацепления. Подставляя значения и в формулу (17), после преобразований получим (19) Обозначим в формуле (19) выражение через — коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев; — коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных колес ( = 275 МПа1/2 — для стальных колес); — коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линии для прямозубых передач. Получим расчетную формулу, рекомендуемую для проверочного расчета: (20) После подстановки значений ; и в формулу (20) и некоторых преобразований получим удобную для расчета формулу (21) Значение определяют по формуле ( — см. табл. 9). После некоторых преобразований формулы (21) получим формулу проектировочного расчета для определения межосевого расстояния прямозубых зубчатых передач: Обозначим через вспомогательный коэффициент (для прямозубых передач при = 1, 25, = 49, 5 МПа1/3). Тогда формула проектного расчета для определения межосевого расстояния закрытых цилиндрических передач (22) Допускаемые контактные напряжения (МПа) при расчете рабочих поверхностей на усталостное выкрашивание рассчитываются по формуле , где — предел выносливости рабочих поверхностей зубьев (табл. 11), соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений , МПа (база испытаний определяется по табл. 12); — коэффициент безопасности ( = 1, 1 при нормализации, улучшении или объемной закалке; при поверхностной закалке и цементации =1, 2); — коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев ( ); — коэффициент долговечности, который учитывает влияние срока службы, режима нагрузки передачи и возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач.
Таблица 11. Пределы контактной выносливости
Таблица 12. Базовое число циклов
При постоянной нагрузке ; (или ) — циклическая долговечность. При переменной нагрузке расчетная циклическая долговечность определяется по формуле: , где КНЕ — коэффициент приведения переменного режима нагружения к постоянному эквивалентному
В расчетные формулы (21) и (22) входит меньшее из допускаемых напряжений, установленных для шестерни и колеса. Так как материал колеса имеет обычно меньшую твердость, чем материал шестерни, то в большинстве случаев для колеса меньше. В табл. 11 даны значения предела выносливости (база испытаний) для различных материалов зубчатых колес.
|