Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие области во второй половине 19 в. Строительство Сибирской железной дороги.






Население Омска в 1860 г. составляло около 20 тыс., в начале 80-х гг. превысило 30 тыс. человек. Рост населения связан с увеличением числа прибывающих в Омск людей. Население Омска делилось на сословия. В конце 19 в. самым многочисленным городским сословием стали мещане. Увеличилось число крестьян. В 1894 г. в городе проживало 11 569 чел. крестьянского сословия – 25% населения Омска. В 1863 г. была упразднена 3-я купеческая гильдия. В 1894 г. купеческое сословие вместе с почетными гражданами составляло 1080 чел. В городе находилось до 1000 ссыльных. В 1878 г. из 11 005 лиц крестьянского сословия в Омске 2 215 составляли ссыльные.

С отменой крепостного права большое количество крестьян самовольно начало переселяться в Сибирь, главным образом середняки. Часть переселенцев по приезде нанималась в батраки к богатым старожилам. Часть образовывали новые поселения (когда старожилы не разрешали селиться в своих деревнях). Переселенцы осваивали лесные и лесостепные пространства Тарского и Тюкалинского округов, в степные районы южнее Омска их не пускали, т.к. там были земли Сибирских казаков. Благодаря переселенческому движению сельское население Тарского и Омского округов с 1861 по 1897 гг. выросло с 208 000 чел. до 386 000 чел.

Во второй половине 19 в. возрастает сельскохозяйственное производство, улучшаютсясельскохозяйственныеорудиятруда. В 60-70-х гг. крестьяне начинают пахать землю сохой – колесухой (соха на тележном передке), в которую запрягали трех лошадей. Не имевшие трех лошадей продолжали пахать одноконной сохой – рогалюхой. В 80-х гг. зажиточные крестьяне стали покупать плуги, веялки, молотилки, жнейки, сенокосилки, конные грабли. Для продажи этих машин в Омске был открыт склад сельскохозяйственных орудий. Они привозились из европейской части России и были очень дорогими. Поэтому большинство крестьян использовали соху, косу, серп, деревянный цеп.

Благодаря втягиванию сибирской окраины в капиталистический оборот происходит переход от натурального хозяйства к товарному. Показателем этого был рост посевных площадей и сбора зерна. В Тюкалинском и Тарском округах значительно выросли посевные площади и несколько увеличились урожаи. Деревня располагала значительными излишками зерна. К началу 80-х гг. эти округа могли продавать ежегодно более 300 тыс. пудов зерна. В степной полосе к югу от Омска занимались в основном животноводством и покупали хлеб в соседних районах.

Зажиточные крестьяне и середняки продавали хлеб на базарах и скупщикам. Основными потребителями хлеба были города, винокуренные заводы, жители северных районов и степных скотоводческих районов Казахстана, а также деревенские бедняки. Но т.к. промышленность была слабой, а городское население малочисленным, часть хлеба оставалась. После постройки в 1885 г. железной дороги до Тюмени хлеб из Прииртышья стали вывозить на Урал. Часть хлеба вывозилась на пароходах в северные районы и в Казахстан.

Важной отраслью хозяйства оставалось животноводство. Разводили коров, лошадей, в степных районах было много овец, свиноводство развивалось слабо. Продуктивность скота была низкой. Годовой удой коровы составлял 800 – 900 кг. Но количество скота росло. Много продуктов вывозилось на Ишимскую и Ирбитскую ярмарки, после постройки железной дороги – на Урал.

В этот период растет число крестьян, занимающихся различными промыслами: извозом, рыбной ловлей, охотой, деревообработкой и т.д. Это говорит о развитии товарных отношений в деревне. Имело место расслоение крестьянства (показатель капиталистического развития деревни). С развитием капитализма усиливается разорение основной массы крестьян, сокращается количество середняков, выделяются деревенские кулаки. Многие крестьяне не имели лошадей и скота. Они нанимались к кулакам, уходили на заработки в город и на прииски, как и бедняки. Батраки и бедняки составляли около половины крестьян. Середняки – 40 %.

Сибирь рассматривалась как источник сырья и рынок сбыта промышленных товаров. Поэтому ее промышленное развитие тормозилось.

После крестьянской реформы заводы, основанные на принудительном труде, не могли перестроиться. В 1861 г. закрылась Омская суконная фабрика Сибирского казачьего войска. В 1867 г. закрылся крупнейший в Западной Сибири Екатерининский винокуренный завод.

Промышленное производство, основанное на вольнонаемном труде, развивалось медленно. Существовали главным образом мелкие кустарные мастерские, основанные на ручном труде. В Омске на 70 предприятиях было занято более 470 чел., в Таре на 20 предприятиях работало 160 чел., в Тюкалинске на 25 – 110 чел. Фабричное производство появляется после проведения железной дороги. В 1893 г. в Омске появилось промышленное предприятие с механическим двигателем – табачная фабрика с керосиновым мотором мощностью в 6 лошадиных сил. Промышленные изделия привозились из европейской части России.

Торговля расширялась. Т.к. дороги были плохими, население – малочисленно, то большую роль играли ярмарки. Крупнейшим центром ярмарочной торговли оставался Ишим. В декабре на Ишимскую ярмарку собиралось до двух тысяч купцов из европейской части России и Сибири. Наша область везла туда продукты животноводства, хлеб и меха.

В северной части нашей области главным торговым центром была Тара. Ежегодно в ней, Омске и Тюкалинске проводилось по три ярмарки. С развитием пароходства усилилась торговля с северными районами. Постепенно приобретала большую роль постоянная торговля на базарах, в магазинах и лавках.

Незначительное развитие промышленности и торговли определило медленный рост городов. С 1861 по 1894 гг. население Омска увеличилось с 19, 5 тыс. человек до 37 тыс., Тары – с 4600 до 7 тыс., Тюкалинска – с 1300 до 4 тыс. человек. Города оставались военными и административными центрами.

Промышленники центра России, рассматривавшие Сибирь как важнейший источник сырья и рынок сбыта, были заинтересованы в строительстве железной дороги. В 1891 г. правительство приняло решение о строительстве Великого Сибирского пути от Челябинска до Владивостока.

Работы по строительству западной части дороги начались в мае 1892 г. Строили дорогу в основном рабочие из европейской части России, но были среди строителей и сибиряки. Все работы велись вручную и высокими темпами. За чуть более чем 2 года было построено более 740 км железнодорожного пути до Омска. 25 августа 1894 г. первый поезд прибыл на левый берег Иртыша. В марте 1896 г. был построен мост через Иртыш, и началось движение поездов от Челябинска до Новониколаевска (Новосибирска).

Благодаря железной дороге Сибирь получила выход на рынки европейской России и Западной Европы. Ускорилось ее экономическое, политическое и культурное развитие. Создались более благоприятные условия для переселения крестьян в Сибирь, и их поток резко увеличился. Началось освоение степных пространств к югу от железной дороги. Переселившиеся крестьяне, в основном украинцы, основали села Борисовское, Полтавку, Украинку, Сосновку. Началась распашка степной целины. Беднейшая часть переселенцев батрачила у зажиточных казаков. Увеличилось производство зерна и продуктов животноводства. Росла промышленность, и увеличились торговые обороты.

Железнаядорога была крупнейшим капиталистическим предприятием. В 1896 г. в Омске открыли главные железнодорожные мастерские, в которых ремонтировались паровозы и вагоны. В этих мастерских было около 2 тыс. рабочих. В городе строились новые промышленные предприятия: в 1897 г. – табачная фабрика, в 1898 г. – лакокрасочный завод «Довборы» и другие.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал