Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи педагогикиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 1. Введение. Определения, понятия, задачи
Объектом педагогики как науки является изучение системы образования, то есть тех явлений действительности, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной образовательной деятельности.
Предмет педагогики. Педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Предмет педагогики — это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Будем разделять педагогику школьную и вузовскую. Педагогика в высшей школе — на протяжении получения высшего образования. Являясь одной из наук о человеке, педагогика школьная изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию личности ученика. А вузовская ― по подготовке специалиста.
Педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образования, а также формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Педагогика отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Соответственно, важное значение имеет и развитие человека как таковое. Педагогическая наука в отличие от бытовых знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. В то же время житейский педагогический опыт не исчезал, а передавался из поколение в поколение, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Педагогика тесно связан с психологией. Педагогическую психологию интересует ― психологические механизмы учения, воспитания, развития; то есть механизмы развития психики в процессе учения. Задачи педагогики Педагогическое науковедение постоянные и временные задачи, еоторые решаются педагогической наукой. Постоянные задачи: 1. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах. 2. В состав постоянных, т.е. непреходящих задач педагогической науки, входит далее и такая задача, как ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий. Однако, любые образцы творчества учителей не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние. 3.·К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др. 4.· Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и воспитания принимают в расчет: категории пользователей, условия успешного применения результатов исследования, ожидаемые положительные последствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стоимость работы; обратную связь с пользователем для авторского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.
|