Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь
Реально существовать система права может лишь в системе законодательства. В юридической литературе справедливо отмечается, что система права и система законодательства – это две стороны одного и того же феномена – т.е. объективного права.
Вместе с тем, система права и система законодательства – это хотя и связанные тесно, но разные системы. Разное у них целевое назначение и строение.
Система права – это внутренне строение права (отдельного НПА - закона).
Система законодательства – совокупность НПА, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Получается, что система законодательства – это внешнее выражение системы права (ее форма), а система права – это содержание.
Так же как и система права, система законодательства имеет свою структуру. В зависимости от критериев можно выделить:
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства
| На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права
| Гражданское право – гражданское законодательство
| Уголовное право – уголовное законодательство
| Конституционное право – конституционное законодательство
| Гражданско-процессуальное право – гражданско-процессуальное законодательство
| Трудовое право – трудовое законодательство
| Вертикальное (иерархическое) строение системы законодательства
| Отражает иерархию органов государственной власти и НПА по их юридической силе:
Например по юридической силе в РФ:
| Конституция РФ – стоит во главе системы НПА РФ
| Законы
| Указы Президента
| Постановления Правительства
| Нормативные акты местных органов власти
| Локальные нормативные акты
| Федеративное строение системы законодательства
| Основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 КРФ можно выделить три уровня:
| Федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ иные НПА РФ
| Законодательство субъектов РФ (конституции республик РФ, уставы краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения; законы, постановления глав областей, краев, округов и пр.
| Законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления)
| Комплексное строение системы законодательства
| Складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления
| Природоохранительное законодательство
| Транспортное законодательство
| Муниципальное законодательство
| НПА, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, ветеранов, пенсионеров и пр.)
| | | | | | | | | | | | | | Как было сказано выше систему права и систему законодательства надо различать. Выделим основные отличительные критерии:
Система права
| Система законодательства
| 1) По элементам
| Норма права, институт, отрасль
| Нормативно-правовой акт, который состоит из разделов, глав, статей, пунктов и пр.
| 2) По форме выражения
| Система права выступает в качестве содержания системы законодательства
| Система законодательства – это форма, в которую облекается система национального права
| 3) По формированию
| Складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями
| Складывается субъективно, т.к. зависит от законодателя
| 4) По взаимосвязи
| Имеет первичный характер, служит исходной базой для системы законодательства
| Производный характер
|
|