Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Б) Принципы и требования законности
Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований (принципов), предъявляемых ко всем субъектам, участникам общественной жизни. Принципы законности – наиболее существенные, глубинные характеристики законности, наиболее полно выражающие ее природу и назначение.
К числу таких принципов относятся:
Верховенство закона
| Т.е. исключительность закона, признание его высшей юридической силы по отношении ко всем иным НПА (верховенство закона признается в государствах, входящих в Романо-германскую правовую систему; в англосаксонской правовой системе высшую юридическую силу имеет юридический (судебный, административный) прецедент; в странах мусульманского права высшей юридической силой обладают религиозные тексты, юридические доктрины).
При этом действует строгая юридическая субординация:
| Единство законности
| Т.е., однообразие (одинаковость), которое определяется в понимании содержания юридических норм всеми субъектами права и их претворении в жизнь на всей территории государства. Для федеративного государства (в частности, для РФ) действие данного принципа имеет особое значение: сохранение вертикали власти (федеративной власти, власти субъектов федерации). Но в то же время единство законности предполагает плюрализм субъектов правотворчества (в РФ, нормотворческими полномочиями обладают региональные (субъекты РФ) и муниципальные (в систему государственной власти не входят) органы власти, но при этом они должны исходить из принципа верховенства федерального права).
| Реальность законности
| Основывается на развитости всех составляющих гражданского общества (экономики, политического режима, общей и правовой культуры и др.), предполагает учреждение в механизме государства специализированных действенных структур, а в правовой системе специализированных механизмов, обеспечивающих реализуемость требований законов, беспрепятственное использование гражданами прав и свобод, возможность оперативного разрешения возникающих правовых конфликтов
| Недопустимость противопоставления законности и целесообразности
| Соотношение законности и целесообразности имеет 2 аспекта:
| Всеобщность законности
| Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения (в обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись
| Неотвратимость реализации законности
| Обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они не исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые нормы», которые только провозглашаются, но не реализуются. Еще Петр I отмечал: «Всуе законы писать, коли их не исполнять». Данный принцип наиболее актуален для российского законодательства (законотворчество в большинстве своем не оправдывает свое предназначение именно тем, что издается очень много «мертвых норм», которые практически не имеют применения и реализации)
| Неразрывная связь законности и культурности
| Без культурности не может быть и речи о законности! Чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше уровень и законности (российское общество также страдает этим недугом, ведь именно переходное состояние российской государственности указывает на снижение уровня культуры общества в целом, что мы наблюдаем сегодня)
| Принципы законности получают свое развитие и конкретизацию в требованиях законности. Требования законности – юридические условия (правила) воплощения в практику принципов права.
Воплощение идеи господства права в жизни общества и государства
| Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Именно праву в режиме законности отводится важная и первостепенная роль в регулировании общественных отношений. Именно право должно лежать в основе социального регулирования (а не личные, идеологические, политические и другие мотивы). Господство права определяется прежде всего тем, что регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются. При этом законодательство должно быть совершенным с технической стороны, четким, определенным, не допускающим произвольного (противоречивого) толкования, не иметь пробелов. В законодательстве должно быть закреплено «правовое» решение (данное требование законности определяют также термином «правозаконность»)
| Равенство всех перед законом
| У всех субъектов должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать правами и не иметь преимуществ, все права должны быть в равной мере защищены. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, который утверждал, что «под действие закона должны подпадать все».
| Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права
| Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (т.е., обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права
| Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод
| Это требование обращено не к управомоченному субъекту (которые имеет субъективные права: т.е., реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организованных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности. Конституционная законность – это складывающийся в общественной жизни режим исполнения (осуществления) конституции, всего конституционного законодательства как государством, его органами, так и гражданами, их объединениями, органами местного самоуправления (другими словами, режим конституционной законности имеет своей целью обеспечение реального верховенства Конституции в правовой системе, прямое и непосредственное действие ее норм, положений, создание в стране такого политического режима и социально-экономического строя, при котором конституционная формула: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» стала бы действительным смыслом, содержанием и обязанностью для государства, его органов и должностных лиц).
| Надлежащее правильное и эффективное применение права
| Именно применение права входит в компетенцию органов государственной власти, которые в свою очередь обязаны обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
| Последовательная борьба с правонарушениями
| Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений всегда устранялись, а виновные привлекались к ответственности.
| Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц
| Законность – есть антипод произвола (это деятельность, основанная не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях). Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило (требование) применимо не только к правотворческим, но и к правоприменительным органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма. Крайней формой проявления произволя является терроризм, захват заложников.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|