![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура и эмпирические индикаторы.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 5. Отношение к труду и удовлетворенность им как важнейшие характеристики трудового процесса
Содержание и структура понятия «отношение к труду». Основные факторы и эмпирические индикаторы, характеризующие отношение к труду, их типология. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура и эмпирические индикаторы.
1. Содержание и структура понятия «отношение к труду» Отношение к труду является основным понятием в социологии труда, одним из фундаментальных, одним из фундаментальных оснований системы ценностей личности, комплексом мотивов, связывающих личность с обществом и культурой. Отношение к труду выступает важнейшим признаком характера труда, выражает связь между работником и трудом по поводу производства и распределения материальных и духовных благ. В нем опосредованно отражается связь работника и общества. Отношение к труду включает в себя отношение к работе в данных производственных условиях, отношение к профессии, восприятие труда как одной из жизненных ценностей. Оно может быть положительным, отрицательным и индифферентным (равнодушным, безразличным) и оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. В отечественной социологии сложились две концепции, объясняющие отношение к труду. Одна связывает его с существующими в обществе распределительными отношениями и устанавливает зависимость от заработной платы. Однако одно только изменение материального стимулирования не способно изменить отношение к труду, сформировавшееся в период распространения уравнительных тенденций и нетрудовых доходов. Другая концепция связывает отношение к труду главным образом с содержанием самой деятельности, самоуправлением и самоорганизацией в процессе производства. Наиболее полно влияние организационных моментов на отношение к труду раскрывается в ходе деловых и инновационных игр. Такой подход к отношению к труду обосновывает необходимость изменения хозяйственного механизма, осуществления социально-экономических и политических реформ. Суть отношения к труду, по мнению О.В. Ромашова заключается в реализации трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности. Оно характеризуется стремлением (или отсутствием такового ) человека в той или иной степени проявлять свои физические и духовные силы, использовать знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Отношение к труду проявляется в трудовом поведении, мотивации и оценки труда[1]. Отношение к труду как сложное социальное явление представляет собой единство трех элементов: 1) мотивов и ориентации трудового поведения; 2) реального или фактического трудового поведения; 3) оценки работниками трудовой ситуации – вербального поведения. Первый, мотивационный, элемент отношения к труду связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового поведения и в совокупности образуют мотивационное ядро. Второй элемент отношения к труду – это трудовая активность работников, проявляющаяся в таких формах поведения, как: степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве (рационализации и изобретательстве); состязательность; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т.д. Третий, оценочный, элемент отношения к труду – субъективное переживание работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной. Таким образом, отношение к труду, субъективное по форме своего выражения представляет собой сложное переплетение различных форм реального и вербального поведения [2]. Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью. Социальная активность представляет собой внутренне осознанную, определяемую общественными потребностями, меру социальной преобразующей деятельности работника. Она реализуется в социальной деятельности и соответствует трем формам её проявления: трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой. Трудовая активность – основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство, степени реализации его знаний, умений при выполнении конкретной работы. Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической деятельности, в управлении делами производства, участии в работе общественных организаций, в обсуждении различных вопросов, голосовании, референдумах и т.д. Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня, формировании пытливой, ищущей личности. Как видим, определяющей в формировании отношения к труду выступает определенное трудовое поведение - сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, выражающий степень совпадения его профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации.Оно представляет собой результативный процесс, меру трудовой активности, производной мотивации. Мотивация связана с трудовыми побуждениями и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. В процессе трудового поведения работник оценивает труд. Оценка труда – это внутреннее состояние работника, вызванное трудовой деятельностью, его удовлетворенностью окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормирование труда, его содержанием и т.д.). Оценка трудовой деятельности, её результатов зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работником к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой. Различают объективные и субъективные показатели отношения к труду. Объективные характеристики выражаются в результате трудовой деятельности через соответствующие данному виду труда показатели работы, инициативы, дисциплины и исполнительности. На основе этих показателей разрабатываются эмпирически проверяемые критерии отношения к труду. В субъективном плане отношение к труду есть некоторая установка личности относительно понимания общественной значимости труда, степени удовлетворенности своей работы и специальностью. Она характеризуется также определенной структурой мотивов трудовой деятельности. То есть структура мотивов трудовой деятельности характеризует субъективную сторону отношения к труду. В комплексе мотивов выделяют ориентацию на заработок, на отношения с коллегами по работе, на содержание самого труда, на его общественную значимость, мотивы, связанные с условиями труда, с социально-экономическими преимуществами, обеспечиваемыми данной работой. Структура трудовой мотивации складывается в течение жизни человека и отражает особенности его социализации. Субъективными показателями отношения к труду являются общая удовлетворенность работой, а также частные удовлетворенности различными элементами производственной ситуации: размером заработка, содержанием и условиями труда, взаимоотношениями с руководителем и коллегами. Зачем необходимо изучать отношение к труду: 1) чтобы выявить механизма его формирования; 2) чтобы управлять им. Наиболее значимым при этом является изучение факторов, формирующих отношение к труду и определение степени влияния каждого из факторов на производственные показатели работника.
|